Легенды КазНУ. «Десятая муза нашего вуза»
Светлой памяти педагога Светланы Михайловны Сагалович
№ 2 (173) февраль 2018г.
Л.П. НОДА, ст. преподаватель журфака КазНУ имени аль-Фараби, лауреат Международного Пушкинского конкурса, лауреат премии Союза журналистов Казахстана
Она была прекрасна. Умна. Красива. Элегантна. Энциклопедически образована. Такой и осталась в светлой памяти тысяч студентов филологов и журналистов, у которых и преподавала историю зарубежной литературы.
Светлана Михайловна была очень гармонична. Она вызывала искреннее восхищение. Своим внешним видом: всегда подтянутая, с отменным маникюром, прической, в элегантных, так идущих ей костюмах. Оказывается, шила сама, как и ее мама.
А еще все мы восторгались ее лекциями: продуманными, образными, интересными. Она умела заинтересовать студентов своей искреннею любовью к литературе. Каждая ее лекция – словно мини-постановка в театре одного отменного талантливого актера. Смею предположить, что навечная любовь к импортной литературе у студентов рождалась именно после ее прекрасных, содержательных лекций, вызывавших истинное наслаждение. Благодаря Светлане Михайловне мы открывали для себя целые миры, пласты все новых замечательных классических текстов, ведь произведения зарубежных писателей в школах «не проходят».
Были для меня и современные «открытия». С величайшей радостью отметила: на поминальном обеде каждый нынешний преподаватель факультета журналистики КазНУ назвал свою самую любимую лекцию Светланы Михайловны Сагалович. «Тристан и Изольда», «Данте и круги ада», «Рыцарский роман», «Творчество Сервантеса и споры вокруг него». Названия так и сыпались. Лекцию, которую человек помнит до сих пор, хотя слушал ее в 80-е годы ХХ века! Для меня, преподавателя вуза, это огромный, по сути, один из главных показателей. То, что память сохранила навсегда.
А как уважительно, бережно Светлана Михайловна относилась к каждому студенту! Ценила его несовершенное тогда еще творчество. Обращалась только на «Вы». Заметила: уважение другой личности бывает только у самых сильных, тех, кто сам достоин этого звания – Личность.
А ведь по сути это два самых главных показателя: как преподаватель читает лекции и как относится к студентам. Это стержневое, самое важное. То, что выпускник пронесет сквозь годы. И передаст другим.
Побуждение к познанию, к чтению вечной классики. «Обязательно прочтите это!»– мягко, но настойчиво советовала нам педагог, приводя примеры, расшифровывая многочисленные образы, которые и остались в нашей коллективной памяти. И о чем мы с таким удовольствием сейчас вспоминаем.
Ее невольное влияние испытали все, кто с ней хоть чуть-чуть общался. Это же происходит так ненамеренно, ведь Светлана Михайловна была сильной личностью, которая вдохновляла, давала силы, воодушевляла одним своим примером. Я благодарна судьбе, что наше общение сохранилось и после университета.
Прочитала автореферат Светланы Михайловны Сагалович «Принципы художественного отражения казахской действительности в творчестве А.С. Сорокина». Умный, прекрасно структурированный труд, который еще оценят наши потомки. Сколько новых архивных материалов она запустила в литературоведение, сколько открыла нового. Подлинная научная работа.
В советские времена студенты рисовали-составляли стенные газеты. Поэт, литературовед Татьяна Леонидовна Фроловская рассказала, как студенты филфака нарисовали красивейшую Светлану Михайловну в полный рост и подписали: «Десятая муза нашего вуза», как это верно!
Я научилась у нее многому: уважать людей, читать-преподносить лекции, выглядеть на все 100, да и – чего греха таить – любви к украшениям, которые она всегда подбирала с таким гениальным вкусом! Умела красиво носить их сама. Создавала их и дарила другим.
Светлана Михайловна Сагалович – ушедшая эпоха. Издать бы книгу воспоминаний о ней, ведь многим есть что рассказать о любимом педагоге.
|