электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово об учителе

 

   

Архив статей 2018 г.

Учитель русского языка и литературы Алла Борисовна Вышкварко

№ 10 (181) декабрь 2018г.

Ю.Я. СЕРОВАЙСКАЯ, кандидат исторических наук, доцент, г. Алматы


Мое совсем недавнее знакомство с педагогом средней общеобразовательной школы Аллой Борисовной Вышкварко вызвало желание и понимание того, что о ней стоит рассказать на страницах журнала педагогической направленности.

Материал о ее жизненном пути и профессиональной деятельности не собирался в архиве, и я не расспрашивала о ней коллег, бывших учеников, родственников. Он сложился из наших откровенных бесед, иногда кратких, а иной раз – продолжительных. Поэтому настоящий очерк об А.Б. Вышкварко является результатом того, что она сама поведала о себе, и переосмыслением ее жизнеописания.

Алла Борисовна Вышкварко (урожденная Шляпникова) родилась в Казахской ССР, в городе Лениногорск Восточно- Казахстанской области в 1937 году. По паспорту она имеет еще более красивое имя – Аэлита. Это имя дал ей отец под влиянием прочтения известного романа «Аэлита» Алексея Толстого, опубликованного в 1923 году. О своих родителях Алла Борисовна рассказала следующее. Ее мама Васса Лукьяновна Недобиткова (1915 г.р.) до войны была учительницей начальных классов, а после войны много болела и уже фактически не работала. Папа Борис Андреевич Шляпников (1908 г.р.) по первой специальности – электрик. Служба в армии и войны – Гражданская война и Великая Отечественная война сделали Бориса Шляпникова военным человеком. В Гражданскую войну его направили на борьбу с басмачами на самую южную окраину Страны Советов. В военном билете Бориса Андреевича дословно было записано, что он в 20-х годах участвовал в борьбе с белобасмаческими бандами на иранской границе. Чтобы выяснить для себя какие-либо подробности об этом периоде жизни отца, почувствовать атмосферу того времени, Алла Борисовна обращалась даже к произведениям Мориса Симашко. Она зримо представляла себе южную границу Туркмении с Афганистаном и Ираном. Среди населения этой уже советской республики – много афганцев и персов. И не сложившие оружие басмаческие банды… Там воевал отец.

Затем после Гражданской войны Борис Андреевич закончил командирские курсы. Через ряд лет его назначают начальником военкомата в г. Зыряновск (Казахская ССР). Алла Борисовна помнит, что в Зыряновске они жили в маленьком одноэтажном домике, а за забором был военкомат отца. Потом началась Великая Отечественная война. Отец занимался мобилизацией на фронт всего боеспособного мужского населения города. Закончив мобилизацию, сам ушел на войну. На какое-то время он вообще пропал без вести. Как оказалось, был ранен, контужен, лежал в госпитале. Уже ближе к концу войны воевал в Польше, участвовал в ее освобождении от немецко-фашистских захватчиков. Алла Борисовна вспоминает: «Кажется, еще не закончилась война, наверное, это было в 1944 году, отца отозвали с фронта и отправили на Западную Украину, в Волынскую область на борьбу с бандеровцами. И здесь его назначили начальником военкомата. Мама, остававшаяся до этого времени в Зыряновске, приняла решение поехать со мной и братишкой Володей (1940 г. р.) к нему: «Без нас он пропадет». На Украине жили мы в селе Цумань – самом логове бандеровцев».

Как и все ее сверстники, Алла Борисовна – дитя войны. Такой была общая судьба ее поколения. Не удивительно, что любимыми лакомствами детства были капустные кочерыжки, а уже про конфеты-подушечки и говорить не приходится. Алла Борисовна тогда была девчушкой лет семи, но она помнит все. Она видела войну своими глазами. «Мы жили под прицелом, нам бандеровцы стреляли по окнам». Помнит, как из погреба доставали замученных и убитых бандеровцами детей. И еще у нее осталось такое ощущение, что, хотя ей было около семи лет, но она как будто ничего не боялась, везде сама ходила, бегала, потому что, конечно, не понимала, что происходит. И однажды, чтобы рассмотреть, что случилось на улице, а там шли войска, забралась на дерево и рухнула головой вниз. Родителям ничего не сказала. Потом долгие годы это опасное падение сказывалось на ее состоянии здоровья…

В Цумани школы не было, и родители решили вернуться в Казахстан. «Мы еле-еле оттуда выбрались». Семью приютили дальние родственники, живущие в Алма-Ате. Жили стесненно, всей семьей ютились на кухне, но это стало началом новой жизни. Мама по состоянию здоровья не работала, а папа работал в уголовном розыске и теперь уже боролся с хулиганством.

Читать Алла начала рано, в пять лет. В Алма-Ате ее определили в среднюю школу № 37, которая во время войны была госпиталем. Алла Борисовна и сейчас помнит свою учительницу русского языка и литературы Людмилу Иосифовну Стычинскую. Она не разрешала своим ученикам отвечать с места, и надо было выходить к доске с тетрадью. В тетради обязательно должен быть план ответа. А потом, выслушав ученика, Людмила Иосифовна спрашивала: «Какими примерами, цитатами ты это подтверждаешь?» Может быть, под влиянием Л.И. Стычинской Алла Шляпникова поступает в 1954 году на филологический факультет КазГУ им. С.М. Кирова. В 1959 году она с дипломом КазГУ сразу же приступила к работе в единственном тогда в Алма-Ате интернате для обездоленных детей (Интернате № 1), в котором, по словам Аллы Борисовны, обучение было построено по американскому принципу.

Вспоминая годы своей работы в этом интернате, Алла Борисовна говорит: «Там был замечательный коллектив. Меня научили работать. Уже через четыре месяца я сама стала давать открытые уроки». На всю жизнь Алла Борисовна запомнила бытовавший в интернате принцип и практиковала его: «Не повторение – мать учения, а упражнения – мать учения». Она всегда своим ученикам не уставала повторять, что не надо зазубривать, а надо выполнять упражнения, упражняться… В Интернате № 1 она проработала до 1969 года, а затем преподавала русский язык и литературу в алма-атинской школе № 73. Но наиболее продолжительное время Алла Борисовна работала в базовой школе Института усовершенствования учителей № 113. В этой школе понастоящему раскрылся ее педагогический талант. Она постоянно проводила семинары и открытые уроки русского языка и литературы для учителей всей республики.

Алла Борисовна постоянно задумывалась над новыми формами обучения. В этом ей изначально помогала директор 113-ой школы Александра Васильевна Гавриленко, тоже литератор. Она была бесконечно преданным школе человеком, посвятившим школе всю жизнь. Семьи у нее не было. А.В. Гавриленко сама дала для Аллы Борисовны четыре открытых урока.

Алла Борисовна рассказывала, говоря о себе, как она готовилась к урокам: «По ночам я сидела над ватманом, плакатным пером писала тексты – фрагменты из произведений Пришвина, Бунина, Паустовского… В словах специально оставляла пропуски, а к листу ватмана подклеивался кармашек с буквами. И мои ученики на уроке восполняли пропуски букв». Так с помощью учебно-дидактических материалов она прививала грамотность своим ученикам.

Она также требовала, чтобы ее учащиеся приобретали для русского языка тетради по 24 листа, пронумеровывали их, а на обложке писали: тетрадь № 1, тетрадь № 2 и т.д. В тетради школьниками записывалась тема урока, страницы учебника русского языка, где эта тема излагается, и содержался конспект урока по этой теме, который преподавался учителем. Вот, например, объясняет она своим ученикам тему: «Частица не с глаголами». Схему употребления частицы обязательно приводит на доске, а ученики в тетради, в колонке слева, записывают, когда и почему «не» пишется с глаголами отдельно и приводят примеры, а в колонке справа, когда и почему частица «не» пишется с глаголами вместе. И также приводятся примеры. А еще записывались в тетрадь примеры исключений. При этом заслуживает внимания такой момент. Примеры, которые использовала Анна Борисовна, брались ею и из учебника русского языка, и из учебника по литературе из фрагментов классических произведений. Тем самым ей удавалось связать оба предмета русский язык и литературу, что положительно сказывалось на знаниях учащихся. К концу учебного года у ее учеников собиралась целая стопка тетрадей. «У меня была такая система обучения, что дети к 7-ому классу становились грамотными. Это отмечали другие педагоги и проверяющие комиссии. А в конце года все мои ученики готовились к экзаменам по нашим классным тетрадям». Много жизненных сил отдала Алла Борисовна школе. По ее словам, «работа была на износ».

Ее методика обучения имеет много общего с дидактикой выдающегося русского педагога XIX в. – первых десятилетий XX в. Петра Федоровича Каптерева (1849–1922 гг.). Он считал, что в основе обучения должно быть не зазубривание, не приобретение сумм знаний, а усвоение метода работы для развития умений и навыков обучаемых. Согласно его концепции, в центре образовательного процесса должен находиться ученик, то есть образуемый1. И хотя, как я уточнила, Алла Борисовна с произведениями П.Ф. Каптерева не была знакома, в своей преподавательской деятельности она руководствовалась схожими принципами.

Она вышла на пенсию в 1992 году, но еще продолжала работать в школе до 2006 года и по совместительству занималась другими видами деятельности. Так диктовала жизнь, были материальные трудности, связанные с болезнью сына. В 2011 году скончался единственный сын Аллы Борисовны – Сергей. Сергей Станиславович был руководителем службы новейших компьютерных технологий в Государственном институте интеллектуальной собственности (ныне находится в Астане). Она пережила самое большое горе, которое только может выпасть на долю женщины-матери…

Алла Борисовна сохранила любовь к чтению. На мой вопрос: «А какой у Вас любимый писатель?». – Она ответила: «Люблю М. Пришвина, К. Паустовского, его «Золотую розу», «Военные рассказы» Василия Гроссмана». Еще она сказала, что любит читать исторические романы. Интерес к историческим романам был вызван тем, что ей в 113-ой школе поручили преподавать историю в 6-ых и в 7-ых классах. «Хотелось больше узнать, обращалась к исторической художественной литературе». Я задаю ей уже следующий вопрос: «Алла Борисовна, а что вы читали в последнее время?». – «Знаете, вот на меня произвел впечатление роман «Усвятские шлемоносцы» Е.И. Носова. Там такой потрясающий русский язык (сейчас ведь столько англицизмов), настоящий… И жизнь простой деревенской семьи. Еще из недавно прочитанного – «Россия, которой не было» А. Бушкова. А тут я немного прервала чтение. Смотрела по телевизору футбол – чемпионат мира. Люблю футбол… А вообще мне с собой не скучно».

Всем своим обликом, манерой общения, разговорной речью Алла Борисовна по-прежнему остается педагогом общеобразовательной школы, Учителем с большой буквы.

Ко всему этому мне остается добавить, что Анна Борисовна живет интеллектуальной жизнью. И хочется пожелать, чтобы в нашем городе как можно дольше жила эта достойная женщина – классический педагог советского периода нашей истории и настоящего времени.


1. Важнейшими трудами П.Ф. Каптерева являются следующие произведения: Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. – СПб., 1885; его же. – Педагогический процесс // Издание журнала «Русская школа». – СПб., 1905; см. также Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. – М. : «Педагогика», 1982. – 704 с.

 

 

Слово об учителе






 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 

 

05