Вершины Вершинина, или
Цель – это мечта с конкретным сроком исполнения
№ 10 (181) декабрь 2018г.
Интервью Л. ПОПОВОЙ с А. ВЕРШИНИНЫМ
Об Алексее Вершинине – тренере по шахматам из Талгара – я узнала от Розы Рашидовны Темирхановой, многолетнего автора и читателя «Открытой школы». Она увидела сюжет об Алексее на КТК (https://www.ktk.kz/ru/news/video/2018/06/29/98603/), узнала его адрес, познакомилась с ним лично и предложила мне в очередной поездке составить ей компанию. К Алексею мы приехали в день его рождения – 10 ноября. Ему исполнилось 32 года.
В 11 месяцев маленькому Алеше поставили диагноз: внутримышечная миатрофия. А это означало, что постепенно мышцы будут атрофироваться, и со временем он не сможет двигаться. Сейчас Алексей прикован к постели, но он активен и позитивен, заражает и заряжает всех своей жизненной силой и жаждой деятельности.
Предлагаю вашему вниманию, уважаемые читатели, запись нашего разговора с Алексеем и его мамой Натальей Леонидовной. /p>
Попова: В 2014 году я работала в проекте «Как много могут родители», цель которого – изучить «истории успеха» родителей детей с ограниченными возможностями, тех, кто смог вопреки диагнозам и прогнозам ощутимо помочь своим детям. Жаль, что мы не встретились с вами 4 года назад. Многим родителям детей с ОВР может помочь опыт вашей семьи.
Мама: Я всегда готова помочь, поделиться тем, что знаю не понаслышке. Я нашла сайт родителей детей с миатрофией и увидела, что многие делают детям только хуже. Кто-то следует каким-то диетам, хотя для того, чтобы мышцы росли, ребенок должен кушать все. Кто-то «закрывается», стесняется своего ребенка. Я приняла решение, что сын будет расти как все дети.
У нас был детский педальный «Москвич». Муж – профессиональный слесарь-сварщик – убрал педали, заварил дно. Старший сын приделал к машине какие-то антенны, фонарики, и в нем катали Лешу. Его друзья часто приходили к нам домой, однажды пришел даже весь класс – 32 человека. Мы не могли ездить к родне, поэтому на все семейные праздники родственники собирались у нас.
Алексей: Да, родители меня не прятали, я рос вместе с другими детьми как обычный мальчишка. Ребята меня везде таскали за собой и на коляске катали. Мы везде лазили, бывало и шкодничали, как многие в этом возрасте…
Но став старше, стал избегать общения, редко бывал на улице, меньше виделся со всеми. Пока мог сидеть и писать, был на домашнем обучении. Так окончил 6 классов. Потом руки начали отказывать совсем, и я не захотел учиться дальше. Сейчас понимаю, что это решение было большой ошибкой. Но, наверное, мало кому хочется учиться в 12 лет.
Попова: Алексей, откуда интерес к шахматам?
Алексей: Любовь, интерес к шахматам мне привил отец. Именно родители вызвали во мне желание заниматься шахматами серьезно. Когда пришла пора задуматься о том, что бы я хотел делать по жизни, я подумал, что это могут быть шахматы. Я планировал хорошо освоить это серьезное занятие, чтобы играть онлайн на деньги и таким образом зарабатывать на жизнь. У меня вообще предпринимательская жилка хорошо развита, могу кому угодно, хоть белому медведю, что угодно продать. Например, в 2004-ом году мы с друзьями скупали вышедшие из строя мобильники, ремонтировали их и продавали, помню, как-то еще водой на базаре торговали…
Но у меня не было ни педагога, ни даже компьютера с современными шахматными программами. И тут мне очень повезло, в 2006 году в Талгаре появился профессиональный тренер по шахматам. Я попросил маму уговорить его приезжать к нам и заниматься со мной. Он согласился. Через некоторое время благодаря этому человеку я получил третий разряд, выиграв 10 партий по заочным шахматам. /p>
ММама подсказала присмотреться к работе тренера, изучить его методику. Она сказала: «Почему бы тебе не поработать с детьми? Ведь у тебя это неплохо получается».
Мама: Я подобрала литературу по детской и спортивной психологии, методике преподавания шахмат. Он ее всю изучил самостоятельно. Знает даже, что делать, например, если ребенку вдруг стало плохо.
Алексей: Мама по образованию учитель начальных классов, она работала няней, к нам приводили детей на целый день, я всегда был в окружении ребятишек. Наверное, благодаря этому очень люблю детей. Я их чувствую, умею общаться с ними. Дети любого возраста всегда меня слушались и уважали. И мама оказалась права. После того, как я закрыл 2-й разряд, Шахматная федерация протестировала меня и предложила работу в детском доме «Ковчег» в Талгаре. В группе было 6-7 детей, мы занимались 2 раза в неделю. Мне даже платили зарплату – 20000 тенге. А еще руководитель Шахматной федерации Сергей Евгеньевич Ким выдал мне официальное разрешение на работу в качестве тренера. А представители районного отдела образования посоветовали мне включиться в программу по реабилитации инвалидов. Именно тогда в интернете я нашел фонд «Даму», одна из его программ была рассчитана на спортсменов-инвалидов. Этот фонд поддержал мой шахматный кружок. Детей в группу набирал через «сарафанное радио». Очень помогло знакомство с чемпионом Казахстана по шахматам Кайратом Баймухамбетовым. Он дал много полезных советов, на что в работе обратить внимание. Я их реализовал. Через полгода мои ученики начали выступать на различных турнирах, в том числе и в Алматы. Но для других тренеров-шахматистов я уже стал конкурентом, и это осложнило общение с ними.
В 2011 году родители начали строить для меня шахматную школу. Помогали все – соседи, друзья, знакомые, спонсоры. Строили семь лет. Вот сейчас мы находимся в этом здании. Здесь мы работаем в приспособленных условиях. Шахматная федерация в прошлом году для отопления школы помогла в приобретении газовой печи, а акимат и «Нур Отан» при большой поддержке и неоценимой помощи почетного жителя нашего города, кавалера ордена «Курмет» замечательного, отзывчивого человека Умбетовой Нели Бейсенбаевны обеспечили бесплатное проведение газа в шахматную школу. Теперь у нас есть специальные магнитные доски, специальные компьютерные шахматные программы. Сюда приходят заниматься мои ученики. Их у меня на данный момент 49. Самому младшему 4 года. Плюс еще 20 детей занимаются в шахматном кружке в детском центре. Недавно мой ученик Арсен Есентай получил звание «кандидат в мастера спорта по шахматам» среди детей. Мальчик учится в 3-м классе. Кстати, я тоже КМС среди взрослых. Это звание я получил в 2013 году.
Мама: Школу построили на месте углярки и дровника. Я сама ее проектировала, продумала дизайн. Специально дорогую функциональную кровать приобрели, чтобы детей не отпугнуть разными «железяками».
Дети поначалу приходят с опаской: «А почему он не ходит? А что у него с руками?». Но быстро привыкают, начинают помогать. Сами опускают и поднимают кровать, убирают за собой шахматы. За десять лет тренерской работы не было ни одного конфликта – ни с детьми, ни с родителями. Дети очень любят его, копируют голос, поведение в отношении друг к другу.
Алексей: Конечно, не все было гладко. Три года назад я столкнулся с проблемами психосоматики, было много страхов, которые влияли на физическое и психологическое самочувствие. В этот период в моей жизни появились психологи Олег Новиков и Лиля Михайличенко. Они помогли убрать страхи, у меня возникло желание жить полноценной жизнью, завести семью. Я понял, что до встречи с ними я просто существовал. Хотя, нужно честно сказать, что я парень с характером и не сразу принял их. Но нет худа без добра, как раз в это время я поссорился со своей девушкой. Мы дружили три года и собирались пожениться. Крушение планов вызвало депрессию, из которой мне помогли выйти Олег и Лиля. Благодаря им я продолжаю развивать школу. По их совету я нашел отличную помощницу, которая понимает меня с полуслова. Зовут ее Наталья. У нее прекрасная семья – муж и четверо детей. Я очень благодарен Наталье за ее доброту и отзывчивость, за то, что она как моя правая рука. Наташа взяла на себя часть забот по школе, у нее это хорошо получается, с ней я чувствую себя защищенным. Я рад, что могу оплачивать ее труд.
Психологи сказали: «Будем вести тебя, если ты будешь самостоятельным». Считаю, что сейчас я абсолютно самостоятельный. Родители не касаются моих дел. Я сам принимаю решение, что и как мне делать. Например, если мне надо поехать куда-то, я сам обо всем договариваюсь, маму только ставлю в известность.
Попова: А как происходит отбор и обучение детей?
Алексей: Сначала я провожу индивидуальное собеседование с ребенком. Минут 10-20 достаточно, чтобы понять, на что его ориентировать, сколько времени понадобится для достижения цели. Дети видят шахматы по-разному и играют по-разному. Есть одаренные, с ними легко работать, они впитывают как губка.
На первое занятие дети приходят с родителями. Они видят, что и как происходит во время тренировки. Если ребенок за первые 2-3 недели не ушел из кружка, он уже не уйдет от шахмат никогда. Всем своим ученикам я предлагаю прописать для себя, для чего они ходят на шахматы. Объясняю, что цель – это мечта с конкретным сроком исполнения. /p>
ВВ основном я работаю с группой, но на первых порах, пока ребенок не привыкнет, индивидуально. У меня есть помощники из числа моих старших учеников, они ведут уроки с начинающими. С разрешения родителей я плачу им деньги.
Попова: С какой целью родители приводят детей на шахматы?
Алексей: У них одна цель – оторвать ребенка от гаджетов, они о турнирах не думают.
Попова: Что дают детям занятия шахматами?
Алексей: Шахматы прививают дисциплину, развивают логическое мышление, формируют математический склад ума, учат контролировать эмоции. После 2-3 месяцев занятий дети, занимающиеся шахматами, начинают во многом опережать своих сверстников в школе. Они становятся более ответственными, у них повышается успеваемость, меняется отношение к взрослым, родителям. Одна бабушка сказала, что дома стало спокойнее.
Это не только мои наблюдения, такие же выводы встречаю и у исследователей, наблюдавших за развитием детей-шахматистов.
Попова: Как складываются отношения с родителями?
Алексей: У меня в чате 30 родителей. Я с ними постоянно на связи. Они мне доверяют. Даже бывает, матери, которые в одиночку воспитывают своих детей, иногда просят меня поговорить с сыновьями по-мужски.
Попова: У вас большая нагрузка?
Алексей: Бывает и по 7-8 часов в день. Но в среднем 5-6 часов.
Попова: А что для вас является критерием успеха?
Алексей: Главное, что детям нравятся шахматы. А зримое выражение успеха – это победы в турнирах. Я не могу сопровождать детей, когда они выезжают на соревнования. Конечно, я их психологически готовлю, но мое личное присутствие им необходимо, потому что, к сожалению, у нас отсутствует культура соперничества. И у детей без тренера меньше шансов выиграть на турнире. 28 июля был чемпионат Талгара, я сам привез 10 детей. Они заняли все места с 1-го по 5-е. Двое заняли два третьих места по возрастам.
Но для того, чтобы я мог сопровождать детей постоянно, нужен транспорт. У меня сейчас задача № 1 найти деньги на приобретение микроавтобуса.
Попова: А каковы ваши планы на перспективу?
Алексей: Недавно Шахматная федерация предложила мне пройти обучение и стать арбитром. А это, конечно, новый уровень задач и умений.
Я хочу стать мотивационным оратором, как Ник Вуйчич. Планирую жениться и продолжать развивать школу.
ЯЯ – христианин, глубоко верующий человек. Я благодарен Богу за все, что он мне дал. За тех людей, которых он мне послал. Благодарен всем, кто идет со мной по жизни рядом, кто помогает и поддерживает морально и материально. 8 декабря мы будем проводить большой детский праздник, в нем примут участие 100 детей. Приглашаю вас и читателей «Открытой школы» к нам в гости.
PS. У Алексея «говорящая» фамилия – Вершинин. Он не только сам покоряет свои вершины, достигая поставленных целей, но и ведет за собой к вершинам других. Я уверена, что достижение новых целей для Алексея – дело времени. Ведь цель – это мечта с конкретным сроком исполнения.

|