электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2015г.

 

Осваиваем новые подходы

№ 2 (143) февраль  2015г.


Н.Ю. ПАСЕЧНИКОВА, учитель истории первого (продвинутого) уровня КГУ ОШ № 116,
Т.Н. ГАБРИЛЬЯН, учитель математики первого (продвинутого) уровня КГУ ОШ № 116, г. Алматы

 

Совершенствование научно-методической работы и повышение качества образования – эти задачи всегда стояли перед каждой школой. С той лишь разницей, что на каждом этапе развития образования они решались по-разному, в соответствии с теми теоретическими выкладками и практическими «инструментами», которые были в распоряжении учителей на том или ином историческом этапе. Педагогическая мысль не стоит на месте. Сегодня мы не просто говорим о новых подходах в обучении, но и активно осваиваем их. Причем делаем это по принципу «Освоил сам – помоги товарищу». Примером может послужить семинар на тему «Инновационные подходы в обучении как фактор повышения качества образования», который прошел в нашей школе. Организаторы семинара (Габрильян Т.Н., Пасечникова Н.Ю., Келимбетова М.Ж., Тойбазарова А.Д.) определили следующие задачи семинара:
- рассмотреть пути совершенствования педагогического процесса через внедрение новых подходов в обучении;
- обсудить трудности и проблемы педагогической деятельности при применении новых методов на практике;
- показать практическое применение стратегий критического мышления через коучинг-сессии.

Для их решения мы привлекли наших коллег – педагогов из разных школ города. Все они – сертифицированные учителя первого продвинутого уровня и третьего базового уровня, вместе с которыми мы обучались в Центре педагогического мастерства. Для учителей нашей школы они провели коучинг-сессии по следующим темам:
«Таксономия Блума» (Котельникова С.Н., Акжолтаева А.З. – школа- гимназия № 1);
«Метапознание» (Соколова Н.В., Керейбаева Е.О. – школа- гимназия № 118);
«Критериальное оценивание» (Пак И.В. – школа-лицей № 166);
«Диалоговое обучение» (Молдабаева З.Б. – общеобразовательная школа № 45);
«Формативное оценивание» (Имашева И. – школа-гимназия № 130).

В свою очередь, мы подготовили коучниг-сессию на тему «Коллаборативная среда».

На семинаре присутствовали наблюдатели – учители школы-гимназии № 1, 68, 118, 130, 32, школы-лицея № 166, 119, общеобразовательных школ № 45, 155.

По их оценке, цель семинара была достигнута. В качестве моментов, требующих доработки, наблюдатели отметили, что необходимо приглашать больше учителей из других школ.

Среди факторов, тормозящих освоение инновационных подходов, участники семинара назвали работу школ в две смены и, как следствие, недостаточное количество слушателей и участников семинара, большую загруженность общественной работой, большое количество дублируемой бумажной работы, составление статистики, нежелание отдельных учителей вносить изменения в практику.

Преодолеть эти факторы поможет сетевое сообщество учителей школ района и города. Оно создаст условия для более тесного сотрудничества, обсуждения возникающих в процессе практики проблем, обмена практическим опытом (семинары-практикумы, открытые уроки, открытое обсуждение проведения LessonStudy).

Коучинг «Коллаборативное обучение»

Цель: обсудить эффективность использования сотрудничества и группового взаимодействия в процессе обучения. Создать условия для овладения учителями практическими навыками организации групповой формы работы.

Ресурсы: компьютер, проектор, экран, материалы по групповой форме обучения, стикеры, видеофрагмент.

Раздаточные материалы: рисунки животных, слова, разрезанные на слоги, таблица ЗУХ, маркеры, постеры, материалы по групповой форме обучения, стикеры.

Приложение № 1

Разминка «Звериный хор»

Класс делится на четыре группы. Каждой группе дается звук какого-нибудь животного. Например: Гав! Мяу! Му-у! ИА! Используется мотив какой-нибудь легкой песенки «В лесу родилась елочка», «Во поле береза стояла». Мотив разучивается на каждый звук отдельно. Затем по знаку ведущего должна вступать та или иная часть класса.

Приложение № 2

Группа № 1. Задачи групповой работы:

Активизация познавательной деятельности.

Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

Совершенствование межличностных отношений в классе.

Группа № 2. Плюсы и минусы групповой работы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

Повышается учебная и познавательная мотивация.

Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы:

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это – дополнительные сложности для учителя.

Группа № 3. Принципы групповой работы.

Для успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

Учитывать особенности состава группы.

Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т.е. справиться с которыми за ограниченное время можно только в группе.

Распределять роли между участниками группы.

Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

Группа № 4. Варианты комплектования групп.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе и на какой результат эта группа выйдет.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по ... человек.
Разделитесь на ... равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто, действительно, способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае, если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше не применять этот способ или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Приложение № 3

З(знаю) У(узнал) Х(хочу узнать)
     
 

Учитель - исследователь






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no