электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2015г.

 

Решение задачи позиционного типа на функциональную грамотность чтения

№ 3 (144) март  2015г.


З.Ж. МОЛДАГАЛИЕВА, старший преподаватель кафедры инновационных технологий и методики преподавания естественнонаучных (гуманитарных) дисциплин филиала АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Западно- Казахстанской области, г. Уральск

 

Характеристика задачи на грамотность чтения:
• тип задачи: позиционная;
• характеристика текста:
- по принадлежности к речевой сфере: художественно-публицистический;
- по однородности/ неоднородности: сплошной;
- по признаку «один/много»: простой.


Процесс чтения в реальной практике всегда встроен в более сложные виды деятельности. Необходимость обратиться к письменному тексту каждый раз диктуется разными целями, что, в свою очередь, требует применения разных стратегий чтения, осуществления разного набора действий, помимо общей технической основы – расшифровки письменных знаков. При анализе материалов PISA были выделены общие типы задач: аналитические, интерпретационные, позиционные и информационные. Наиболее интересными и достаточно сложными из них, на наш взгляд, являются позиционные задачи, которые способствуют созданию диалогового общения, спора, дискуссии. Задачи этого типа предполагают:

1) определение позиции автора, реконструкцию аргументов, на которые он опирается;

2) определение собственной позиции, ее аргументацию. Текст содержит материал для реконструкции позиции автора. Возможны случаи, когда позиция сознательно завуалирована («зашумлена»). Одним из важных умений, требующихся для решения подобных задач, является умение отделять фактологическую составляющую текста от интерпретационной. Варианты задачи:

• текст содержит несколько позиций, одна из которых – позиция автора;

• текст содержит несколько позиций, при этом авторская позиция не предъявлена.

Рассмотрим пример работы с текстом на развитие функциональной грамотности чтения. Задания к тексту составлены слушателями курсов на практических занятиях в рамках курсовых мероприятий по теме «Развитие функциональной грамотности чтения учащихся в рамках программы международного исследования PISA».

Задача «Карманник»

Трамвайный вагон был переполнен. На остановке у Никитских ворот в вагон втиснулись еще люди: старушка с полосатым мешком за плечами, высокий плотный человек в кавалерийской шинели и черной кубанке и еще один человек с острым носом, в наглухо застегнутом пальто и серой кепке.

Последним в трамвай влез бедно одетый юноша с книжками под мышкой. Растерянно глядя на кондуктора, шарил он по карманам в поисках гривенника и радостно улыбнулся, когда гривенник нашелся.

Мало кто выходил из вагона. Проехали несколько остановок. Вдруг человек в серой кепке заметил, что кавалерист в шинели лезет потихоньку в карман к юноше с книжками. Вор был схвачен за руку на месте преступления. Трамвай остановился, и толпа высыпала на улицу.

Все кричали и волновались. Злее всех была, кажется, старушка с мешком.
- У кого хотел отнять последнюю рубашку! – орала она.

И как ни старался человек в шинели и кубанке доказывать, что рубашку, хотя и последнюю, снять с другого человека в трамвае немыслимо, все равно ему никто не верил. Постовой милиционер стал выяснять обстоятельства преступления и потребовал у вора документы. Вор полез в свой карман и вынул коричневую маленькую книжку.
- Паспорта у меня с собой нет, – сказал он смущенно, – а только есть членский билет Союза писателей. Сам я тоже писатель, и зовут меня Аркадий Гайдар.
- Знаем мы таких писателей! – первой закричала злая старушка.

И следом за ней все закричали тоже.

Среди шума и гама не кричал и не волновался только один пострадавший юноша с книжками.
- Кто вы такой и что у вас украли? – ласковым, добрым голосом спросил у него милиционер.
- Сам я приезжий, – сказал юноша, – и вчера стал студентом первого курса Первого Медицинского института. Свои деньги я уже сам истратил, а стипендию еще не получил.
- Капиталиста нашел, жулик! – злобно сказала старушка, а милиционер укоризненно покачал головой и предложил юноше все-таки посмотреть, не вытащены ли у него документы или еще какие-нибудь ценности.

Юноша добросовестно вывернул карманы, и у всех на глазах на мостовую медленно упала смятая пятидесятирублевая бумажка.
- Это не мои деньги, у меня не было денег, – сказал юноша.

И в толпе произошло замешательство. Все стали смотреть на жулика-писателя, но он молчал, глядел в землю и мял в руках свою шапку-кубанку.

Наступила необыкновенная тишина, милиционер сказал, что за отсутствием состава преступления он с большим удовольствием освобождает писателя и просит очевидцев разойтись по домам.

Хотел было уйти и писатель Аркадий Гайдар, но злая старушка успела ухватить его за рукав. Она развязала свой мешок, достала и подала Гайдару большое румяное яблоко.
- Бери, добрый человек, – сказала злая старушка. – Бери, яблоко большущее, я его потихоньку тебе в карман не всуну – ты все равно заметишь.

(По Б. Емельянову)

Вопрос 1:

Какова ситуация, в которой находился юноша в начале рассказа?

А) Он не ел несколько дней и слишком ослабел.
В) У него плохое настроение.
С) Он растерян, у него мало денег.
Д) Его окружила враждебная толпа.
Е) Он боится милиционера.

Оценка выполнения задания
Деятельность: Выявление информации в тексте.
Ситуация: Личная
Код 1: Ответ C – Он растерян, у него мало денег.
Код 0: Другие ответы.

Вопрос 2:

Когда старуха говорит: «Бери, добрый человек. Бери, яблоко большущее, я его потихоньку тебе в карман не всуну — ты все равно заметишь», что она подразумевает?

А) Милиционер не тронет ее.
В) У нее много яблок.
С) Она восхищена благородным поступком писателя.
Д) Собирается накормить студента.

Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретация текста
Ситуация: Личная
Код 1: Ответ C – она восхищена благородным поступком.
Код 0: Другие ответы.

Вопрос 3:

В приведенной ниже таблице перечислены люди, вошедшие в трамвай. Заполните таблицу, выписав из текста описание пассажиров. В первом примере показано, как это нужно делать.

Пассажиры Описание
Старушка С полосатым мешком за плечами. Злая.
Первый человек  
Второй человек  
Юноша  
Милиционер  

Оценка выполнения задания:
Деятельность: Поиск информации.

Вопрос 4:

Как вы думаете, в какие годы произошел этот случай?

А) в 30-е годы XXI века.
В) в 30-е годы XIX века.
С) в 30-е годы XX века.
Д) в 70-е годы XX века.

Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретация текста
Ситуация: Личная
Код 1: Ответ C – в 30-е годы XX века.
Код 0: Другие ответы.

Вопрос 5:

Прочитайте разговор между двумя людьми, которые прочитали рассказ «Карманник»: Приведите факты из рассказа, которыми участники разговора могли бы подтвердить свою точку зрения.

Первый участник разговора…
Второй участник разговора …

Оценка выполнения задания
Деятельность: Рефлексия и оценка
Ситуация: Личная

ПЕРВЫЙ УЧАСТНИК РАЗГОВОРА– «БЕССЕРДЕЧНА И ЖЕСТОКА»

Код 1: В ответе приводится доказательство из рассказа в поддержку мысли о том, что старуха бессердечна и жестока. Может приводиться цитата из текста или пересказ близкий к тексту. Злее всех была, кажется, старушка с мешком.
- У кого хотел отнять последнюю рубашку! – орала она.
- Знаем мы таких писателей! – первой закричала злая старушка.
- Капиталиста нашел, жулик! – злобно сказала старушка [Цитата].

Код 0: Дан недостаточный или неясный ответ.
Она плохо относится к писателю.
ИЛИ: Демонстрируется непонимание материала или дается неправдоподобный, не относящийся к вопросу ответ.
Она жестока, потому что она сварливая.
Он думает, что старушке нужно к невропатологу.

ВТОРОЙ УЧАСТНИК РАЗГОВОРА – “СПОСОБНА К СОСТРАДАНИЮ И ДОБРУ”

Код 1: В ответе приводится доказательство из рассказа в поддержку мысли о том, что старуха способна к состраданию и добру. Может быть упомянуто то, что она угостила Гайдара большим яблоком. Может приводиться цитата из текста или пересказ близкий к тексту:
- Бери, добрый человек, – сказала злая старушка. – Бери, яблоко большущее, я его потихоньку тебе в карман не всуну – ты все равно заметишь.

Код 0: Дан недостаточный или неясный ответ.
Она осознала свою ошибку.
Она поняла.
ИЛИ: Демонстрируется непонимание материала, дается неправдоподобный или не относящийся к вопросу ответ.
Она думает, что старуха проявляет любовь.

Домашнее задание на выбор:

Дайте письменный ответ:

А) Как вы относитесь к людям, которые занимаются воровством?
В) Что бы вы сделали на месте старушки, если увидели бы карманника?
С) Почему в конце текста автор заостряет внимание на прилагательном «большой» (с большим удовольствием, большое яблоко, большущее яблоко).

Оценка выполнения задания
Деятельность: Рефлексия и оценка
Ситуация: Личная


Используемые источники:

1. А. Каспржак, К. Митрофанов, К. Поливанова, О. Соколова, Г. Цукерман. Почему наши школьники провалили тест PISA// «Директор школы», № 4-5, 2005

2. И. Логвина, И. Рождественская. Формирование навыков функционального чтения. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //umr. rcokoit. ru/dld/metodsupport/frrozhdest. pdf

 

Учитель - исследователь





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no