Общаясь, люди создают друг друга.
Д.С. Лихачев
Общеизвестно, что развитие речи учащихся – одна из основных задач учителя-словесника. Эта проблема тесно связана с задачами развития личности, развития интеллектуальных способностей, логического мышления, творческого потенциала и уровнем начитанности учащихся. Подтверждением тому служат слова известного своим творчеством и мастерством оратора Скилефа: «Развитие речи ведет к развитию мышления». Коммуникативная компетенция носителя языка проявляется в умении составлять и воспринимать устные и письменные тексты разных жанров в разных ситуациях общения. В настоящее время ученикам необходимо уметь сопоставлять и сравнивать разные точки зрения на предметы и явления, находить правильные пути выхода из различных ситуаций, критически мыслить. Поэтому учителям важно уделять внимание развитию у учащихся умения связывать новую, получаемую ими на уроках информацию с уже имеющимися знаниями и жизненным опытом.
Результаты научных исследований и практика показали, что самостоятельный поиск информации, в частности, посредством диалогового обучения, дает детальное осмысление и целостное представление о ее ценности, так как диалог занимает центральное место на уроке и «может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении». Выготский утверждает, что в процессе социального взаимодействия происходит когнитивное развитие, которое становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития» (ЗБР). ЗБР определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно. Именно тогда ученикам и нужна помощь компетентных наставников, которые смогут их поддержать в обучении новому. Данная поддержка включает общение, и Выготский считает в этом случае речь главным инструментом обучения. Если у определенного школьника неудачно развивается диалог с учителем, весь процесс формирования личности становится критическим. Очевидно, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Роль учителя при этом решающая.
Утверждение Выготского о центральной роли речи в обучении поддержано исследованием многих ученых. Сегодня уже обосновано доказательство того, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как
- позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
- помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
- содействует аргументированию учениками своих идей;
- помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.
Диалог в обучении, или учебный диалог, – это своеобразная форма общения. И, безусловно, это – взаимодействие между обучающимися и учителем в условиях учебной ситуации, которое осуществляется в форме речи, в ходе которой происходит информационный обмен между партнерами, а также регулируются отношения между ними.
Мой многолетний опыт учителя-словесника убеждает, что развитие устной и письменной речи учащихся (включающее и работу по культуре речи) является важнейшей задачей обучения русскому языку и литературе в современном образовательном процессе. Считаю целесообразным напомнить цель развития речи – обеспечить «коммуникативную компетенцию» учащихся, то есть обучать «связному изложению мыслей в устной и письменной форме». Несомненно, существенную помощь при этом окажут именно диалоговые формы взаимодействия, которые ориентированы на общение, на формирование и развитие коммуникативной компетенции.
Чтобы на уроке дети могли взаимодействовать, желательно применять групповую и парную формы деятельности, способствующие созданию коллаборативной среды. Бесспорно, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников.
Кумулятивная беседа на сегодняшний день чаще присутствует в школе. Очевидно, потому, что именно в кумулятивной беседе каждый принимает участие и соглашается с тем, что говорят другие. Беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других. Идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются. Для этого нужно давать учащимся достаточно времени для ответа на поставленный учителем вопрос. Чаще всего учитель ждет 2 секунды, а хороший ответ будет через 7 секунд. Это не так уж много времени. Учитель терпеливо ждет ответа. Так- же может перестроить вопрос таким образом, чтобы добиться ответа у ученика, которого спросили. Ни в коем случае не надо переадресовывать вопрос другому ребенку сразу. Также можно предложить ученику 5 вопросов на выбор. Например: ответь на один вопрос по выбору. Безусловно, надо разрабатывать вопросы высокого порядка для продвинутых учеников, так как эффективные вопросы обеспечивают дискуссию.
- Почему?
- С какой целью? Для чего?
- Я думаю ...
- Я считаю ...
Вне всякого сомнения, исследовательская беседа является тем типом беседы, который необходимо развивать учителям. Известно, что именно исследовательская беседа обеспечивает полное взаимодействие. Тогда учащиеся думают вместе, размышляют вслух, выдвигают гипотезы, аргументируют. На уроках при изучении новой темы учащиеся могут самостоятельно составить алгоритм правила, благодаря тому, что учитель грамотно спланировал исследовательскую беседу.
Один из приемов работы по развитию познавательной деятельности школьников – это выработанные совместно с учащимися правила работы в группе. Их можно распечатать и прикрепить на доску, чтобы всем было хорошо видно. Кроме того, в начале уроков учитель может задавать ребятам вопросы такого порядка:
- Давайте вспомним правила групповой работы. Какое правило запомнила ты?
- Назовите следующее правило, которое вам запомнилось, и т.д. («работать дружно», «не мешать друг другу», «сильно не шуметь» и т.д.).
Такой организационный момент, разумеется, настраивает учеников на сотрудничество.
Новые подходы способствуют воспитанию лидерских качеств. Ученики, которых раньше отличало отсутствие внутренней мотивации и слабая успеваемость, работая в группе, могут проявлять лидерские способности, распределяя задания и активно участвуя в их выполнении. Как результат, улучшается моно- логическая речь школьников. Оформляя свои высказывания, они чаще употребляют фразы «я думаю», «мы уверены», «пришли к единому мнению» и т.д.
Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, можно использовать метод Ш. А. Амонашвили, когда «рассеянный» учитель делает ошибки на доске, «не понимает», «не догадывается» и т.п. Учащиеся подсказывают, исправляют, помогают. Применяя этот педагогический подход на уроках, можно заметить результат – лес рук.
Вне всякого сомнения, эффективно для развития познавательной активности проводить рефлексию.
Например:
На уроках русского языка …
А) Я бы хотел/а, чтобы учитель…
Б) Я бы хотел/а, чтобы учитель не…
В) Было бы замечательно, если бы…
Г) Почему нам нужно делать…
Д) Мне не нравится, когда…
Ж) Мне скучно на уроках, когда…
З) Я доволен/льна собой на уроках…
И) Я с нетерпением жду, когда на уроках…
К) Я чувствую, что весь класс справляется хорошо, когда…
Еще в XIX в. Ф.И. Буслаев в своей работе «О преподавании отечественного языка в 1844 году» утверждал: «Способ преподавания двоякий: или заставляют ученика самого доискиваться и находить то, чему хотят научить его, или же предмет преподаваемый дается ему готовый, без всякого с его стороны стремления. Так как язык, кроме знания, предполагает и умение, потому и ответственная грамматика не довольствуется только развитием природного дара слова, но руководствует ученика в искусстве читать, говорить и писать. Все это искусство должно быть основано на практических упражнениях». Здесь, наверное, надо отметить, что с одними учениками это сделать легко, а с другими наоборот – очень сложно. Каждый учитель-языковед старается решить данную проблему, применяя различные формы и методы работы. Как было сказано выше, развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Учителей также волнует вопрос, и другой, не менее важный – как научить детей самостоятельно добывать знания?
По мнению ученых и практиков, выход есть – организовать групповую форму работы на уроках. Работая в группах, учащиеся сотрудничают. Групповые задания порождают общее участие, устанавливается равное участие каждого в парах, группах. Происходит воспитание лидерских качеств. Эффективно используются стратегии критического мышления, предполагающие работу в группах, стратегии диалогового обучения, дети эффективно учатся при активном вовлечении в обсуждения и дискуссии. Сегодня, делая вывод о том, насколько удачным или неудачным был урок, мы говорим «Да», если на уроке состоялся диалог (диспут, дискуссия).
Так, например, учителя, наблюдая за учащимися, слабоуспевающими по русскому языку (их отметки по данному предмету чаще всего 2/3), заметили, что они, работая в группах, стали проявлять активность, заинтересованность. Например: получив групповое задание, которое необходимо было выполнить на по- стере, они зачастую распределяют функции между участниками. «У кого из нас самый хороший почерк? Так, хорошо, ты записывай, ты прочти в учебнике, мы поможем подобрать материал и т.п.» А когда в конце урока учитель спросит: «Сможешь рассказать изученное правило?», ребята отвечают: «Правило не расскажу, но послушайте, как я его понял», и могут четко разложить алгоритм применения правила с приведением примеров. Цель достигнута. На самом деле, главное не воспроизвести правило, а понять и уметь применить. Учитель доволен, ученик материал понял и получил хорошую отметку. Такие результаты, конечно же, радуют!
Планируя уроки, нужно помнить о роли учителя, ведь он направляет диалог. Особое внимание уделяется обращению (обращение подчеркивает речевую культуру), построению вопроса, чтобы вопрос содержал побуждение к поиску аргументов, прогнозировал неоднозначность ответов и служил толчком к развитию диалога. Например, обращение к классу «вспомните» – это приглашение к диалогу, к совместным размышлениям.
Учитель нацеливает учащихся на поиск аргументов и контраргументов. Диалог должен строиться с учетом коммуникативно-речевых умений школьников данного возраста. Дети не будут отвечать на вопрос одинаково – их мнения разделятся. Но учителю и не нужен однозначный ответ, цель урока-диалога – вызвать отклик учащихся.
Групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит уроки. Делает их интересными и познавательными для детей. Работа в парах тоже имеет ряд преимуществ. Работая в парах, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если учитель не дает такого задания, тем самым практикуясь в раз- витии устной речи.
Чтобы групповое речевое сотрудничество было более эффективным, надо обучать школьников технологии общения. Осваивая технологию общения, учащиеся станут вести себя спокойнее, не будут выкрикивать, перебивая друг друга, а на уроках можно будет слышать только рабочий шум.
К сожалению, дети по возможности, по своей речевой подготовленности необычайно различны. Это объясняется и обстановкой в семье ученика, его собственными психологическими особенностями и уже сложившимся объемом его словарного запаса, зачастую языковым барьером. И когда мнение таких ребят услышано, принимается в процессе групповой работы, они становятся увереннее, смелее высказывают свое мнение, появляется заинтересованность. Как результат – повышение познавательной активности.
При построении диалогового обучения очень важно уметь правильно задавать вопросы. Подтверждение тому – высказывания Э. Кинга: «Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы» и Дж. Тэрбера: «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы». Роль эффективных вопросов при этом огромна. А навыки связаны с критическим мышлением.
В практике можно использовать наводящие вопросы для обеспечения взаимодействия в группе. Для уточнения, например:
- Что вы имели в виду, говоря …?
- Не могли бы вы точнее объяснить …?
- Чем это похоже на …?
- Чем отличается от …?
Для вовлечения во взаимодействие:
- Что вы думаете о …?
- Вы согласны с…?
- У вас есть какие-нибудь идеи…?
Для расширения дискуссии:
- А что если мы посмотрим на этот вопрос с другой точки зрения?
- О чем мы еще не подумали? Что упустили?
- Какие последствия повлечет за собой это решение?
- Мы можем разбить этот вопрос на …?
Вежливое несогласие:
- Это важный аспект, но …
- Я согласен с вами, что …, однако, что касается …?
Нужно учиться видеть учебный процесс с точки зрения учеников.
- Что я хочу знать?
- Для чего мне это нужно? И т.п.
Такие вопросы способствуют развитию речи учащихся, формированию навыков от анализа до синтеза, от постановки односложных вопросов низкого порядка до высокого.
Бесспорно, необходимо уметь выслушивать учеников. Теоретики и практики утверждают, что не менее, а даже более важно уметь слышать и слушать ученика, его голос. Насколько комфортная обстановка у школьников с учителями? Как вовлечь ученика в работу? Здесь необходимо отметить, что это – наиболее значимый вытекающий вопрос, который требует от учителя компетентности, необходимости стать участником образовательного процесса.
Предоставляемая учителем трехминутная пауза на уроках может дать учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, также выяснить непонятные моменты.
- Я изменил свое отношение к …
- Я узнал больше о…
- Я удивился тому, что…
- Я раньше думал, что…
Такие речевые образцы-подсказки, помогающие строить ответ, учитель периодически должен давать учащимся. Также учитель может готовить «краткие тесты» для проверки промежуточных результатов, на выполнение которых отводится не более 3-5 минут урока. Опираясь на критерии оценки, предложенные учителем, учащиеся смогут проверить свои тесты (самооценивание) или работы своих одноклассников (взаимооценивание).
Все это помогает учителю и детям настроиться на диалог, достичь полного сотрудничества. На уроках ученики будут иметь возможность разговаривать друг с другом, задавать вопросы друг другу и учителю, передвигаться по кабинету, объяснять материал и демонстрировать выполненные задания, сидеть лицом друг к другу, словом, достаточно активно взаимодействовать. Кроме всего прочего, это будет способствовать улучшению монологической речи учащихся, повысится культура общения в классе.
Использованная литература:
1. Педагогические мастерские по литературе. – СПб., 2000; Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 10 класс. – СПб., 2004; Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. – СПб., 2004.
2. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? // Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002, с. 4.
3. Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы / С.И. Львова, И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева; под ред. С.И. Львовой. – М.: Эксмо, 2007. – 496 с.
4. Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (X—XI классы) //. Русский язык в школе. – 1994. – № 5.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с. – (Психология: Классические труды)
6. Задорожная Н.П., Низовская И.А. От педагогического опыта к педагогической рефлексии: Методические рекомендации по организации и проведению педагогических мастерских /Общ. ред. Т.А. Матохиной. – Б.: Maxprint, 2011.
7. Основы критического мышления (междисциплинарная программа): обучение чтению и письму в рамках проекта «Критическое мышление». Пос. 1. /Сост. Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолте. Некоторые вопросы образования. Перевод с англ. – Алматы: Центр Демократического образования, 2001.
|