электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2019г.

 

С чего начинать исследование?

№ 10 (191) декабрь  2019г.


В.Т. ТИХОМИРОВА, к. пед. н., доцент, коуч личной эффективности, независимый консультант по повышению экспертности, г. Алматы

 

 

Так сложилось, что друг за другом пригласили меня провести групповой семинар и групповую консультацию со школьниками по вопросам выполнения исследовательских проектов в двух разных казахстанских городах. В одном городе собрались юные историки, в другом – юные искусствоведы. Было много интересных и важных вопросов в обоих группах. Школьники, с которыми я встретилась, уже определились, какая область их привлекает: одни хотят исследовать историю Казахстана периода Великой Отечественной войны, других интересует творчество современных художников их города.

Старшеклассники-исследователи задавали разные вопросы. Как найти практически значимую тему? Что нового должно появиться в результате исследования? Как описать методы исследования? Что нового может внести в науку одно конкретное исследование? Как отличить правду и ложь? Как описать то, как проходило исследование? Как увеличить скорость и продуктивность исследования? Очень разные были вопросы. Общим был только один – с чего начинать работу над исследовательским проектом? Этот вопрос не раз задавали мне и учителя-исследователи, которых я консультировала в последние 3 года по исследованиям в действии (Action Research). Поэтому предлагаю обсудить именно его.

В интернете сейчас на этот вопрос можно быстро найти ответы:
-определить проблему в выбранной области, которую нужно решить, или вопрос, на который еще не был дан ответ (https: //ru.wikihow.com/ начать-работу-над научно-исследовательским-проектом);
-анализировать идею, разрабатывать план проекта (https://fb.ru/article/278790/etapyi-proekta-etapyi-rabotyi-nad-proektom);
-определение проблемы и актуальности исследования и проекта (https://mosmetod. ru/centr/proekty/kurchatovskij-proekt/kursy-povysheniya-kvalifikatsii-kurchatovskij-proekt-ot-znanij-k-praktike-chast-vtoraya/ii-zanyatie-3/kursy-3-rec-issled-i-project.html).

У меня есть свой ответ на этот вопрос: с создания коллекции или получения доступа к коллекции. По-научному это формулируется так: с определения объекта исследования.

Это убеждение у меня давнее. Оно сложилось уже в годы учебы в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина и Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в ходе выполнения еще студенческих исследований по психологии, педагогике и искусствоведению под руководством широко известных в СССР ученых. Мое кандидатское исследование под руководством Бориса Петровича Юсова (доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО), которого в современных публикациях совершенно справедливо называют выдающимся ученым, уникальным педагогом-исследователем, основателем и разработчиком инновационных творческих путей и идей в области художественного развития детей (https: //megalektsii. ru/s43632t1. html), весь первый аспирантский год никак не хотело «вырисоваться» и «поскакать». Все изменилось на втором курсе с того момента, когда я собрала две коллекции: во-первых, коллекцию детских рассказов о картинах; во-вторых, коллекцию статей искусствоведов об этих же картинах. Прояснилось сразу все: и цель, и задачи, и гипотеза, которую следует проверить. Логичным и эффективным стал план исследования и план самой диссертации. С тех пор у меня нет сомнения, что надо начинать с коллекции неких «вещей», которые можно анализировать, интерпретировать, сравнивать, препарировать (нередко только мысленно).

А то, что нынешним школьникам и их руководителям-учителям этот совет полезен, показали материалы одного хорошего конкурса проектов «Творец на перекрестке трех культур, трех языков…», посвященного 85-летию Г. Бельгера.

Конкурс был объявлен в мае 2019 г. [1], прием работ завершился 15 октября 2019 г. Конкурсные работы оценивало жюри, в состав которого вошли специалисты с многолетним опытом исследовательской и проектной работы:
1. Дорожкина Л.А. старший преподаватель кафедры психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ФАО «НЦПК «Орлеу» РИПК СО РК, доцент, г. Алматы;
2. Кадыров Ж.Т., заведующий кафедрой казахского языка и литературы СКГУ им. М. Козыбаева, кандидат филологических наук, профессор, г. Петропавловск;
3. Мисяченко С.В., заведующая кафедрой русского языка и литературы СКГУ им. М. Козыбаева, кандидат филологических наук, доцент, г. Петропавловск;
4. Мурзалинова А.Ж., директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО, доктор педагогических наук, профессор, г. Петропавловск;
5. Раева С.К., библиограф, г. Алматы;
6. Табакова З.П., профессор кафедры русского языка и литературы СКГУ им. М. Козыбаева, доктор педагогических наук, профессор, г. Петропавловск;
7. Тихомирова В. Т. кандидат педагогических наук, доцент, коуч личной эффективности, г. Алматы;
8. Уалиева Н.Т., доцент кафедры педагогики и психологии СКГУ им. М. Козыбаева, доктор философии (PhD), г. Петропавловск.

Члены жюри рассматривали конкурсные работы индивидуально и независимо друг от друга по одним и тем же критериям, заявленным в информационном письме в мае 2019 г.:
1. Актуальность содержания проекта.
2. Исследовательская ценность содержания проекта.
3. Структурированность и композиционная стройность проекта.
4. Реализация авторской позиции в проекте.
5. Практическая значимость проекта.
6. Качество языкового оформления [1, с. 73].

Подведены итоги. Выявлены победители. И есть возможность посмотреть, чем отличаются работы победителей от всех остальных, кроме соответствия приведенным выше критериям.

Когда я изучила все работы и учеников, и учителей, мне, прежде всего, бросилось в глаза, что победителями стали те, кто сосредоточился на исследовании четко определенного круга «вещей» – ответов школьников на вопросы анкеты, конкретных эссе и писем самого Г.К. Бельгера. Они исследовали коллекции, которые держали в своих руках, к которым имели доступ. Рассмотрим для примера три проекта, получившие высокие оценки жюри.

Учитель русского языка и литературы Назарбаев интеллектуальной школы физико-математического направления г. Талдыкорган Ирина Владимировна Лих собрала коллекцию ответов более шестидесяти учащихся 9-11 классов на вопросы своей анкеты о четырех эссе Г.К. Бельгера. Таким образом, объектом исследования стали мнения учащихся о четырех прочитанных ими эссе Г. К. Бельгера. Что именно в этих ответах учеников интересовало учителя-исследователя? То есть что стало предметом исследования? – Особенности восприятия эссе Г. Бельгера читателями.

Ученики Ирины Владимировны Лих Марина Родионова и Акежан Шакенов также исследовали ответы учащихся своей школы на вопросы анкеты. Они тоже анализировали коллекцию ответов на вопросы анкеты. В своем докладе они написали: «Объектом исследования являются 4 эссе Г. Бельгера, жанр которых определен автором как эссе или очерк-эссе». Это не соответствует тому, что и как они исследовали: они исследовали те ответы, которые были написаны в анкетах. Исследовали они коллекцию мнений учеников своей школы. Предмет их исследования отличается от предмета исследования их учителя: приемы воздействия на читателя в эссеистике Г. Бельгера (И.В. Лих: особенности восприятия читателями эссе Г. Бельгера). Общим для учителя и для ее учеников стал одинаково высокий исследовательский результат и успех – первые места в своей номинации. Жюри им присудило высокие баллы: 16, 66 ученикам; 17, 66 учительнице.

Старший преподаватель факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби Лариса Павловна Нодаисследовала письма Герольда Карловича Бельгера к дочери и внуку. На простом обыденном языке можно сказать, что она получила доступ к семейной коллекции писем наследников переводчика, прозаика, публициста, литературоведа Г.К. Бельгера. На научно-методологическом языке можно сказать, что объектом конкурсного исследования Л.П. Нода выбрала эпистолярное наследие Герольда Карловича Бельгера. Затем она определила предмет исследования: стилистические особенности эпистолярного наследия Г.К. Бельгера. Такие два важных первых шага в исследовательской проектной деятельности сыграли роль в том, что работа исследователя получила признание всей конкурсной комиссии и вызвала интерес многих людей.

С теми юными исследователями, которые пришли на консультацию, мы посмотрели общие определения об объектах интересующих их наук: истории и искусствоведения.

Что исследует историк? По определению специалистов, история – это наука, которая исследует процесс становления и развития человеческого общества, закономерности и фазы этого развития, взаимодействия различных общественных сил в ходе происходящего процесса. Объектами изучения исторической науки являются исторические факты: факты-события; факты-явления; факты-процессы [2]. Эти факты закреплены и даже материализованы в документах, в предметах быта, в оружии, в архитектурных сооружениях и т.д. Только получая доступ к этим вещам, к совершенно четко ограниченному и определенному кругу вещей, историк-исследователь получает доступ к историческим фактам. И это есть тот первый шаг, который определяет успех всего исследовательского проекта.

Что исследует искусствовед? По данным экспертов, [3], искусствоведение, занимающееся изобразительным искусством, объединяет теорию изобразительных искусств и архитектуры, изучение конкретных фактов истории искусств и художественную критику. Предметом исследования являются, прежде всего, тенденции развития искусства, творчества конкретных мастеров. Прямыми источниками в искусствоведении, сосредоточенном на изучении творчества отдельного художника или группы мастеров, являются сами произведения искусства – оригиналы, подлинники. При исследовании могут использоваться репродукции, но они являются лишь пособием. Косвенными источниками являются документы и эпистолярное наследие, журнальные и газетные статьи, архивные материалы и т.д.

«Что исследует педагогика?» – спрашивают учителя-исследователи. Объектом педагогического исследования является система педагогических явлений, связанных с развитием ребенка или взрослого [4]. Никогда объектом исследования нельзя называть человека, о чем предупреждают современные эксперты, и предупреждал всемирно известный воспитатель, педагог и писатель, отнесенный экспертами ЮНЕСКО к четырем педагогам, определившим способ педагогического мышления в XX веке – А.С. Макаренко. Что исследует, что анализирует и препарирует А.С. Макаренко в своей знаменитой «Педагогической поэме» [5]? Эту книгу по праву можно назвать презентацией широкой общественности результатов исследования в действии. В ней педагог исследует коллекцию ситуаций в учреждении для малолетних правонарушителей и создает свою педагогическую теорию и новую практику воспитания. Стоит обратить внимание на то, что исследовательская коллекция в педагогических исследованиях в действии создается самим учителем, требует большого труда по описанию педагогических ситуаций, явлений. Но без этого «описательского труда» трудно ожидать значимых результатов и даже трудно начинать настоящее педагогическое исследование.

Именно с вопроса «Что я буду исследовать?» и начинается работа над исследовательским проектом. Примените это в своей практике, и вы наверняка получите результат, который будет важен для вас лично, улучшит хотя бы на «миллиметр» жизнь тех, кто рядом с вами, введет в научный оборот новые факты, а может быть, и новый метод, и новую теорию.

Список использованных источников

1. Информационное письмо конкурса «Творец на перекрестке трех культур, трех языков…», посвященного 85-летию Г. Бельгера» // Открытая школа. – 2019. – №5 (186).

2. Чубарьян А.О. Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. – М.: Аквилон, 2014. – 576 с.

3. Ильина Т.В. Введение в искусствознание / Т.В. Ильина. – М.: АСТ, Астрель, 2003. – 206 с.

4. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издат.центр «Академия», 2002. – 576 с.

5. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: Правда, 1979. – 639 с.

 

 

Учитель - исследователь





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no