Ключевые моменты программы нравственно-духовного образования «Самопознание»: новый этап
№ 9 (150) ноябрь 2015г.
Н.А. АНАРБЕК, к.п.н., доцент кафедры педагогики и образовательного менеджмента КазНУ им. аль-Фараби
Современная система образования нацелена на то, чтобы человек мог стать кормильцем семьи и гражданином, однако, она не открывает секрета счастливой жизни, а именно: различения между нереальным и реальным, а это и является самым важным обучением, которое человеку нужно. Истинное образование должно дать возможность человеку осознать, что человечество – одна семья. Непригодна любая система образования, которая не помогает обучающимся отличать праведное от неправедного, не учит их законам уважения и почтения, не расширяет горизонтов их интересов, не способствует почтенному служению родителям и не вдохновляет их по- святить свои умения и достижения процветанию семьи, аула, общества, страны, языка и нации.
С.А. Назарбаева правильно определила основное противоречие современности: «Считается, что главная цель образования – научить ребенка компьютерной грамотности, иностранным языкам для дальнейшего получения диплома престижного вуза. В итоге вырастает «дитя прогресса», которое не в состоянии отличить добро от зла, сострадать и сопереживать ближнему своему. С самых первых шагов в жизни детям нужно прививать знания об извечных общечеловеческих ценностях: любви, всепрощении, терпимости и милосердии…» [1]
Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный Центр «Бобек» в период с 2001 по 2009 гг. под патронажем первой леди Республики Казахстан С.А. Назарбаевой на 184 экспериментальных площадках страны занимался экспериментальной апробацией учебного метапредмета «Самопознание», предусматривающего обучение детей и молодежи общечеловеческим ценностям [5].
В 2010-2011 учебном году осуществлено массовое внедрение предмета в национальную систему образования. Более того, в вузах начали подготовку будущих учителей самопознания.
Таким образом, можно выделить два этапа становления и развития метапредмета «Самопознание». На первом этапе его содержание обеспечивало интегральную компетенцию человека быть полноценным субъектом жизнедеятельности в сложном современном мире [5]:
1) не только познавать мир предметов и идей, но и вносить свой собственный творческий вклад в общечеловеческую культуру;
2) осознанно и самостоятельно ставить жизненные цели, в соответствии с нравственными ориентирами определять пути их достижения;
3) целенаправленно и осознанно регулировать собственное поведение;
4) нести всю полноту ответственности за окружающий мир (социальный и природный);
5) осуществлять нравственный выбор в сложных жизненных ситуациях;
6) стремиться к максимальной самореализации;
7) быть в гармонии с собой и миром.
С 2010-2011 гг. происходит обновление содержания предмета «Самопознание», которое нацелено на определение собственно общечеловеческих ценностей и качеств личности, которые им соответствуют. Акценты расставлены на такие моральные нормы, как жить по совести, единство мысли, слова и дела, быть, а не казаться; любовь, как энергия, и есть основа жизни; бескорыстное служение; воспитание личным примером.
На первом этапе содержание предмета «Самопознание» было больше ориентировано на нравственные и моральные нормы, не делая упора на духовность. На втором этапе развития программы восстановлена целостность понятий «духовность» и «нравственность». Коротко осветим ключевые моменты обновленной программы НДО «Самопознание».
1. Духовный гуманизм. Развитие предмета «Самопознание» обретает интегральные характеристики метапредмета, так как содержание его имеет философские, психолого-педагогические основы. На современном этапе развития философии, психологии и педагогики восстанавливается целостность понимания человека как триединства «тело-душа-дух». И в Программе нравственно- духовного образования «Самопознание» «дух», «духовность» рассматривается как объективная реальность, которая не является производной человеческой деятельности, это единая, внутренняя сущность всей Вселенной и человека. Во Вселенной Духовная реальность проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок. В сознании человека Духовная реальность проявляется как общечеловеческие ценности, высшие идеалы: со- весть, любовь, истина. Уникальность человеческого существования заключается в том, что только человек, используя высший разум, может осознать свою духовную природу и внутреннее родство со всей Вселенной [6].
В структуре человеческой личности можно выделить пять уровней: физический, эмоциональный, ментальный, уровень различения (разум) и духовный уровень. В иерархической структуре человеческой личности ум должен управлять чувствами, а высший разум (уровень различения) должен направлять ум. Ум черпает свою силу в различающем разуме, чувства – в уме, а тело – в чувствах. Высший разум, в свою очередь, черпает свою силу на духовном уровне. Очень точно сказал об уме и его роли гениальный Альберт Эйнштейн: «Ум – слуга высшего сознания, это всего лишь инструмент. Мы создали общество, которое поклоняется слуге и забыло о хозяине» [7].
И идеи великого педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили основаны на целостном восприятии человека как единства тела-души-духа и отражают позиции самопознания: все общечеловеческие ценности заложены в каждом из нас с рождения, и смысл нашей жизни – их выявлять и раскрывать. На 11 международных педагогических чтениях в Москве (2012 г.) по гуманной педагогике «Учитель, вдохнови меня на творчество!» Ш.А. Амонашвили в своем выступлении подчеркнул важность введения понятия «духовный гуманизм»: «Очень важно принять в свое сознание измерение духовности и мыслить на его основе. Материалистическая философия в качестве основы мышления приемлет три измерения – время, материю, пространство. Расширенное сознание во главу этих измерений ставит еще одно – духовность, ядром которого является вера в Высшее Начало. Духовное измерение наполняет педагогику мудростью и направляет ее в будущее. Новое в педагогике, к чему мы пришли, – это духовный гуманизм, который должен пронизывать всю систему образования. Только через изменение педагогического сознания на основе понятий духовности, гуманности, любви, добра, мира, блага можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе» [8].
2. Принцип выявления общечеловеческих ценностей, согласно которому содержание предмета «Самопознание» следует основывать на вечных общечеловеческих ценностях, понимаемых как проявление высшей духовной природы человека. Здесь следует особо подчеркнуть, что нравственно- духовное образование, осуществляемое в процессе преподавания предмета «Самопознание», – это не религиозное, а светское образование, рассматривающее в единстве физическую, психическую и духовно-нравственную природу человека. Абсолютные общечеловеческие ценности, которые заложены в человеке с рождения: Истина, Любовь, Праведное поведение (Долг), Внутренний покой (Мир), Ненасилие.
Истина – это знание об изначальной природе всего сущего, разумной, вечной, всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Эйнштейн выразил этот процесс в своей гениальной формуле E=mc2, которая означает, что материя – это уплотненная энергия. Есть лишь одна абсолютная Истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней. Истина не ограничена пространством и временем. Для всех стран, всех эпох, для всех и каждого истина – одна и та же. Истина неизменна. Истина – это понимание единства всего сущего, принятие действительности такой, какая она есть.
Общечеловеческая ценность Любовь – это то, что объединяет все времена, все нации, всех людей, всю природу, всю вселенную. Можно выделить три вида любви: эгоистическая любовь, взаимная любовь, чистая, бескорыстная Любовь. Многочисленные исследования ученых подтверждают чудо- действенное влияние энергии Любви на все сферы человеческой жизни. Все живые существа в этом мире и, конечно, люди, их жизнь, поддерживаются энергией Любви. Когда ее не хватает, мы ощущаем недостаток энергии. Недостаток энергии Любви создает все проблемы в обществе. Воссоединение с энергией Любви необходимо во всех областях жизни: социальной, экономической, политической. Конечно, прежде всего, это воссоединение должно произойти в области образования [9].
Как выявить потенциальную возможность любить? Для этого необходимо применять на практике идею Любви, то есть делиться любовью с все большим и большим количеством людей, только так осознается опыт единства между людьми. Если каждый начнет делиться своей любовью с окружающими людьми, то мир постепенно станет одной большой семьей. Поэтому любовь и служение – это два очень близких понятия. Для того чтобы развить в себе эти два качества – любовь и служение – нужно иметь тройственную чистоту: чистоту мысли, слова и дела.
Цели образовательного процесса в обучении Праведному поведению – пробудить заложенную в каждом человеке способность различать и слышать голос Совести; укреплять те мысли, слова и действия, которые развивают и реализуют в по- вседневной жизни качества праведного поведения. Из следования Истине естественно проистекает Праведное поведение, принцип которого – не- причинение вреда ни самому себе, ни другим людям, ни природе. Для этого необходимо знать, уважать и выполнять законы Природы, морали и государства.
Счастливые люди
- не беспокоятся о том, что другие думают о них;
- стараются видеть во всем плюсы;
- всегда дружелюбны и благодарны;
- часто улыбаются и позитивны;
- живут в настоящем мгновении;
- знают, что не все в этом мире совершенно;
- вносят вклад в окружающий мир;
- продолжают учиться.
Человек должен посвятить себя Долгу и всегда действовать согласно Долгу так, чтобы он сам мог жить в мире и чтобы весь мир мог наслаждаться миром. Он сможет обрести настоящий мир, только живя праведной жизнью. Непротивление, несуждение и непривязанность – вот три грани истинной свободы и праведной жизни. Для практики праведного поведения в повседневной жизни важно установить потолок для своих желаний (бережно относиться к пище, деньгам, энергии, времени) [7].
Безусловно, человеком праведного поведения был и выдающийся наш соотечественник Б. Момышулы. О нем высказывалось немало противоречивых суждений. Это объясняется его проявляющимся иногда взрывным характером. Но когда такое случалось, его тоже надо было хорошо понимать. Резкость в его поведении была не проявлением бестактности и грубости, а искренней нормальной реакцией человека Чести и высокой Добропорядочности на фальшь, бюрократизм, беспардонность того или иного чинуши, независимо от национальности и ведомства, в котором тот служил. Как истинно творческая личность, он ценил Человека, а не кресло, занимаемое им.
Сейчас в мире начала распространяться болезнь, ведущая к ослаблению и уменьшению Покоя. Существует много людей, которые дают полезные советы о нравственности, образовании, долге и порядке; сами же не практикуют то, что говорят. Слова, лишенные опыта, – вот болезнь, поразившая сегодня мир. Современный мир страдает от безнравственных политиков, бездуховной науки и бездушной конкуренции; в таком кризисе крайне необходимы Покой и Любовь.
Истинный Покой завоевывается только контролем над чувствами. Необходимо сначала успокоить ум. Каждое утро мы приводим в порядок свое тело, так же следует каждое утро приводить в порядок свои мысли. Наши невидимые мысли обладают большим могуществом, чем видимое тело, ибо более тонкие уровни человеческой личности определяют состояние более грубых уровней. Окружающий мир – лишь отражение, отзвук, реакция на то, что содержится в нашем уме и чувствах. Покой ответственен за остроту интеллекта; спешка и беспокойство приводят интеллект в замешательство. Успокоив ментальные волнения, вздымающиеся как волны, уравновесив вращающиеся вихри симпатий, антипатий, любви, ненависти, сожаления, радости, надежды и отчаяния, можно обрести и неизменно поддерживать Покой [9].
Покой не является выводом, к которому при- ходишь посредством логики. Покой – Дисциплина упорядоченной жизни.
Ненасилие – это универсальность Любви, которая пронизывает весь живой и неживой мир. Ненасилие включает в себя все добродетели, это пик духовных достижений человека на пути к своему совершенству, его индивидуальный духовный опыт.
Три аспекта Ненасилия [9]:
1. Индивидуальный (ненасилие по отношению к пяти органам чувств);
2. Социальный (уважение и любовь ко всем людям, принятие всех культур и религий);
3. Экологический (жизнь в гармонии с природой, забота об окружающей среде).
Практика Ненасилия: стараться не причинять никому вреда; понять, что все существа обладают чувствами и правом на жизнь: развивать чувство единства и всеобщего братства; заботиться об окружающей среде; не тратить попусту все виды энергий, установить потолок для желаний, учиться прощать, воздерживаться от непочтительной речи, от пагубной информации, избегать плохой компании.
Личный пример учителя. Наибольшую ценность для общества представляет образованный человек, у которого есть отзывчивость, энергия, воля, потребность в творческом труде, который думает сердцем, живет в единстве мысли, слова и дела.
Есть в истории науки имена, которые, как вехи, отмечают переход научного знания в качественно новое состояние. К числу подлинных первопроходцев науки принадлежит и Антон Семенович Макаренко. Антона Семеновича Макаренко называют основателем пенитенциарной педагогики, создателем гуманистической воспитательной системы в дегуманизированном обществе, автором теории воспитания в коллективе, основателем идей трудового воспитания и т.д. А самое главное, что он является не просто великим педагогом-теоретиком, а выдающимся педагогом-практиком. Учителем, который собственным примером показывал воспитанникам, что такое честь, единство слова, мысли и дела.
Представьте: перед А. Макаренко поставлена задача воспитания «культурного рабочего» из беспризорника, который уже и ворует, и агрессивно, с кулаками утверждается в жизни, а самое главное – у него покалечено Сердце.
Самое трудное, наверно, для педагога – это верить в Светлое начало воспитанника, который потерял стыд. И А. Макаренко даже в самые трудные моменты не терял веры в то, что общечеловеческое, заложенное в каждом, проснется, пробудится, и ребенок встанет на путь духовно-нравственного совершенствования.
Вся педагогическая деятельность великого педагога была пронизана любовью к детям, людям, стране.
Единство мысли, слова и дела у А. Макаренко проявлялось даже в том, что его колония старалась полностью себя обеспечивать, а не ждать какую-то помощь от страны.
«Хозрасчет – замечательный педагог, – писал Антон Семенович. – Коммуна последнее время не только покрывала содержание завода, но и давала государству 5 миллионов рублей чистой прибыли в год.
Доход с производства позволял одевать мальчиков в суконные костюмы, девочек – в шелковые и шерстяные платья. Коммуна могла ежегодно тратить на театры по 40 тысяч рублей. В коммуне была введена и заработная плата. Каждый коммунар к своему выпуску имел в сберкассе 2 тысячи рублей»[10]. Таким образом, А. Макаренко уважал труд каждого воспитанника, показывал, что честно заработанные деньги приносят большее счастье и позволяют жить в ладу с собственной совестью.
И в то же время, во избежание появления некоторой жадности к деньгам, А. Макаренко создал фонд Совета коммунаров, в который из заработка каждого коммунара отчислялось 10 процентов. Мы видим, что в практике своей педагогической деятельности А. Макаренко выявлял общечеловеческую ценность – праведное поведение, которая как раз предполагает установление «потолка желаний». Самое главное, что он первым отчислял 10 % от своего заработка в этот фонд.
Хотим отметить, что распространение идей А.С. Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодежи в нашей стране позволит усилить духовно-нравственное образование, так как его теория действует в современной школе безотказно. И надо понять учителю, что перенимать нужно у Макаренко не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода и активно использовать его в своей педагогической деятельности. И быть примером.
Список использованных источников:
1. Назарбаева С.А. Этика жизни. – Алматы, 2001. – С. 21-22.
2. Печчеи А. Человеческие качества /перевод с англ. – М., 2000.
3. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты – Алма-Ата: Наука, 1973.
4. Құдайбердиев Ш. Шығармалары / Құрастырған М. Жармұхаметов, C. Дәутов. – Алматы, 1988. – 560 б.
5. Научно-практические основы внедрения про- граммы НДО «Самопознание» в систему непрерывного образования РК. – Отчет по НИР. – Научный руководитель: Б.К. Кудышева, 2009. – № гос. регистрации 0109РК01296.
6. Мукажанова Р.А. Руководство для тренера: основной уровень. – Алматы, 2015.
7. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание», третий (базовый) уровень. – Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014.
8. Амонашвили Ш.А. Вдохновение и творчество – путь обновления образования // 11 Международные педагогические чтения. – М., 2012.
9. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Общечеловеческие ценности (5-11 кл.). Методическое пособие для учителей. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2014.
10. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 томах /Сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. – М: Педагогика, 1984. – 400 с.
11. Макаренко А.С. О воспитании /Сост. и автор вступ. ст. В.С. Хелемендик. – М: Политиздат, 1990. – 415 с.
|