Учитель XXI века
№ 7 (158) сентябрь 2016г.
А.В. РОЖКОВ, кандидат филологических наук, доцент КазНУ им. аль-Фараби
Учитель – профессия будущего – как нынешнего, XXI века, так и следующих эпох. Новые знания и технологические возможности, безусловно, будут трансформировать образовательный процесс, но в нем всегда останутся учитель и ученик. При этом учитель самого высокого класса сможет, с успехом применяя все инновации, оставаться наставником, лидером и нравственным ориентиром. Сегодня даже младшеклассники в школах запросто управляются с разными гаджетами и сами получают массу ново- го знания. Но как его использовать? Для добра или для зла – вот тут и проявляется ценностная, оценивающая, фасилитаторская роль педагога, которую никак не заменить самым сильным искусственным интеллектом. Несмотря на то, что от одного строя к другому учителей всегда пытались поставить в определенные рамки, важно именно то, что настоящие учителя всегда остаются свободными и учат детей, не замыкаясь в рамках серых стандартов и скороспелых чиновничьих приказов. Критерии профессионализма меняются – духовность и профессионализм остаются.
Учитель в XXI веке должен оставаться именно Личностью с открытым сердцем, Коммуникатором, способным найти общий язык с любым учеником, построить понимание с коллегами, родителями, чиновниками, Новатором, опережающим учеников, ведь количество информации в обществе увеличивается каждый год вдвое.
Сейчас идет коренная перестройка обучения педагогов: с нынешнего учебного года для поступления на педагогические специальности в Казахстане нужно сдать специальный дополнительный экзамен, предполагается формировать у студентов определенный набор компетенций, которые подвергаются контролю по четко определенному набору критериев. Необходимо, чтобы действительно был получен результат, а не так, как это происходило частенько, – новации ради новаций.
А еще, я в этом уверен, учитель должен быть наделен талантом – в самом широком понимании, и это, конечно, подарок, который дается свыше.
PS. Информация к размышлению
((http://www.uchportfolio.ru/blogs/read/?id=1767)
Образование постоянно развивается, а вместе с ним изменяется и педагогическая деятельность. И сегодня можно с уверенностью сказать, что в ближайшем будущем появятся новые педагогические специальности, а возможно – и новые профессии, объединяющие в себе элементы педагогической деятельности с деятельностью из других отраслей. В начале 2014 г. был представлен «Атлас новых профессий», составленный Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив. По мнению авторов данной разработки, к 2030 году в сфере образования по- явится ряд новых профессий: Модератор, Тьютор, Организатор проектного обучения, Координатор образовательной онлайн-платформы, Ментор стартапов, Игромастер, Игропедагог, Разработчик образовательных траекторий, Тренер по майнд-фитнесу, Разработчик инструментов обучения состояниям сознания.
Авторы «Атласа новых профессий» считают, что уже к 2020 году преподавателей-репродукторов, воспроизводящих содержание учебных пособий, заменят записи лекционных видеокурсов. Круг за- дач преподавателей-репродукторов будет меняться благодаря развитию образовательных технологий и изменению запросов студентов. Записывание стандартного лекционного курса под диктовку снижает мотивацию к учебе, любую информацию можно найти в сети Интернет, а ведущие вузы мира предлагают различные сертификационные бесплатные и платные онлайн-курсы любому желающему. Лек- торы должны давать учащимся уникальный опыт, который им по-другому не получить. Поэтому со временем лекции «вживую» будут читать только те, кто либо обладает уникальными знаниями и опытом, либо обладает высоким артистизмом и умением обращаться с аудиторией.
|