Использование естественного подхода и метода физического реагирования в обучении русскому языку первоклассников школ с казахским языком обучения
№ 7 (158) сентябрь 2016г.
Б.Т. КАРИМОВА, доцент кафедры Психолого- педагогического сопровождения профессионального развития учителя АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации, филиал по Павлодарской области, к.филол.н.
В этом учебном году наши первоклассники школы с казахским языком обучения начинают изучение предмета «Русский язык». В педагогических подходах к обучению второму языку большое внимание отводится естественному подходу, который включает в себя и метод физического реагирования. Это – новый подход, поэтому он вызывает множество вопросов у учителей, которые проходят курсы по обновлению содержания среднего образования по предмету «Русский язык».
Научное объяснение данного метода дано исследователями С. Крашени, Т. Террелл в 1995 г. Сторонники естественного подхода предлагают использовать реальные материалы для чтения: брошюры, листовки, иллюстрации и др. Используя естественный подход, учитель способствует формированию понимания и установлению коммуникаций, связи между учениками. Широко используются фотографии, картинки, мультимедийные ресурсы для обогащения словарного запаса и предоставления информационного ресурса для общения. Многие родители, наблюдая за своими годовалыми детьми, замечали, что ребенок еще не говорит, но понимает многие команды и знает названия предметов, вещей. Этот период ученые назвали «периодом молчания» и «активного слушания». В ходе этого периода учащиеся приобретают языковую компетентность путем активного восприятия и обработки того, что они слышат. При изучении второго языка первоклассник вторично в своей жизни переживает этот период. Он отличается тем, что первые знания ребенком о жизни уже получены и произошли в результате иммитации, практики, ответных реплик. Второй язык ребенок усваивает на опыте первого. С. Крашен предполагает, что приобретение второго языка основывается на до- ступе к понятной информации. Так, знание навыков приветствия на родном языке помогает ему научиться приветствовать собеседника на втором языке.
Учителя могут использовать метод физического реагирования еще до начала урока. Приведем примеры позитивных минут в двойном круге:
- «Давайте скажем: «Здравствуйте!» – дети выстраиваются в два круга, идут и здороваются на казахском, английском и русском языках;
- «Подари комплимент» – дети двигаются по кругу и говорят друг другу теплые слова, которые называются комплиментами;
- «Вопросы и ответы» – одну минуту дети двигаются по кругу. Дети из внутреннего круга задают вопрос, внешний отвечает, вторую минуту внешний задает, внутренний круг отвечает. Это могут быть вопросы: «Как дела? Как здоровье?» Таким образом, дети учатся установлению дружеского контакта, который в науке называется «фатической речью», или «речевым поглаживанием».
Во время урока учитель продолжает использовать метод физического реагирования через команды: «Положите учебные принадлежности на край стола, откройте тетради, закройте книги» и др.
За естественным подходом следуют обучающие действия: учитель говорит неторопливо, внятно. В первые дни учитель не требует от своих маленьких учеников вербальных ответов. При изучении второго языка ученик проходит этап активного слушания и молчания, потом он способен дать односложные ответы «Да/Нет» или ответить одним существительным. Постепенно ученик перейдет на стадию, когда сможет дать полный ответ. Учитель дает детям возможность услышать слово много раз: в реплике вопроса, ответа, просьбы, согласия, в словосочетании, предложении, стихотворении, загадке и др.
Интернет-ресурсы сейчас предоставляют учителю множество веселых физминуток на физическое реагирование. Напевая вместе с героями видеоролика, ученики также обогащают свой словарный запас.
Объясняя материал, учитель предлагает детям показать веселого и грустного человечка, здорового и больного, показать радость или удивление, страх. Учитель может попросить учеников: «Ребята, покажи- те, как грустили бабушка и дедушка, когда колобок убежал от них». «Покажите, как рассердилась мама- медведица, когда увидела что из ее тарелки кто-то ел». Как заплакал медвежонок, когда увидел, что его каши нет». Приведем другой пример: при изучении сказки «Колобок» дети испытают затруднения при изучении и запоминании песенки:
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён.
На окошке стужён.
Учитель вместе с детьми имитирует действия: метет, скребет, мешает, студит – дует на колобок. Через физическое реагирование, выполняя действия, дети усваивают лексику.
Принцип природосообразности диктует учителю использование большого количества наглядного материала. Для представления новой лексики учитель непременно использует картинки, иллюстрации, фото- графии. При правильном подборе наглядности учитель может дать до пяти новых словарных единиц. Он раздает картинки и задает вопрос. Детям нравится, когда им в награду раздают картинки с домашними и дикими животными, школьные принадлежности и др.
Таким образом, использование естественного подхода и метода физического реагирования способствует быстрому усвоению учащимися лексики второго языка.
Использованная литература
1. Крашен С., Теререлл Т. Естественный подход в изучении языка в классе. Prentice Hall.
2. Программа повышения квалификации учителей. Второе издание. – ЦПМ, АОО «НИШ», 2015.
3. Руководство для учителя. Второе издание. – ЦПМ, АОО «НИШ», 2016.
|