электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2016 г.

 

Андрогогическая модель формирования квалиметрической компетентности руководителя школы в системе повышения квалификации

№ 10 (161) декабрь 2016г.

Ю.Е. КУКИНА, старший преподаватель, кандидат психологических наук, филиал Акционерного общества «НЦПК«Өрлеу» ИПК ПР по ВКО


Обновление коснулось принципов функционирования и управления системой образования, содержания, технологии и организации самой образовательной деятельности. Изменения происходят в образовательном мировоззрении, образовательной политике, поведении и сознании участников образовательного процесса.

Все вышеперечисленное приводит к необходимости решения проблемы качества образования и введения в обиход таких терминов, как квалиметрия, индикатор, квалиметрическая оценка, квалиметрическая компетентность педагога и руководителя.

Квалиметрия в образовании, по мнению А.И. Субетто, – это наука о качестве образования во всем ее многообразии: качество функционирования и развития образовательных систем; учебно-воспитательного процесса, обучающихся, преподавательского корпуса и т.д. [2].

Квалиметрический подход к образовательному процессу включает управление качеством образования; систему обеспечения качества образования; оценку уровня учебно-воспитательного процесса [1, с. 39].

Квалиметрическая компетентность руководителя общеобразовательного учреждения – системно-личностное образование специалиста, отражающее единство его теоретико-управленческой подготовленности и практической способности комплексно применять прикладные аналитико-оценочные (квалиметрические) технологии в профессиональной сфере для решения вариативных задач повышения качества школьного образования [3]. Данная компетентность характеризует администратора с позиции эффективной реализации управленческих задач в системе «субъекты целостного педагогического процесса – аналитико-оценочная информация – качество образования – управление образовательной системой».

У специалиста, владеющего квалитативными знаниями и квалиметрическими умениями, больше возможностей обеспечить качество профессиональной деятельности на любом уровне ее проявления.

Для современного образования как никогда нужны руководители, способные проектировать и осуществлять управленческий процесс на основе всесторонней научно -обоснованной оценки качества и эффективности функционирования общеобразовательного учреждения. Отсюда возникает социальный заказ на руководителя организации образования, обладающего квалиметрической компетентностью и квалиметрической культурой.

Формирование квалиметрической компетентности возможно как в рамках само- образования, так и в системе повышения квалификации педагогических работников, которое восполняет недостающие знания и практические умения руководителей в области квалитологии, позволяет обогатить опыт управленческой квалитативной деятельности в соответствии с требованиями общества к квалификации руководящих кадров и в соответствии со спецификой этой деятельности.

Квалиметрическая компетентность руководителей школ в системе повышения квалификации формируется поэтапно:
– ориентационный этап (овладение основными квалиметрическими компетенциями);
– технологический этап (освоение учебных дисциплин: менеджмент в образовательной сфере, квалиметрия школьного образования; сформированная практическая готовность к самостоятельному применению полученных знаний и алгоритмов квалиметрических технологий в профессиональной управленческой деятельности);
– продуктивный этап (выполнение курсовых выпускных работ по тематике, отражающей специфику квалиметрической деятельности руководителя школы; овладение основами квалиметрической компетентности в процессе освоения содержания учебных дисциплин: оценка качества образовательных услуг; психология управления образовательными системами; стратегическое управление школой; и др.);
– системный этап (овладение составляющими квалиметрической компетентности, которые основаны на прогностическом и ресурсном подходах, способствующих эффективному функционированию школы как сложной системы с учетом ее своеобразия; участие в научно-исследовательской работе по проблемам менеджмента и квалиметрии в образовательной сфере).  

С учетом вышеизложенного предлагаем андрогогическую модель формирования квалиметрической компетентности руководителя школы в системе повышения квалификации (рис. 1).

Рис. 1. Андрогогическая модель формирования квалиметрической компетентности руководителя школы в условиях системы повышения квалификации.

 

Процесс формирования данной компетентности эффективен, если:
а) повышение квалификации носит системный характер, базируется на нормативно-правовых требованиях к уровню управленческой компетентности руководителя школы, строится дифференцированно с учетом квалиметрической подготовленности, опыта практической деятельности, обеспечивая личностный профессионально-компетентностный рост директора школы;
б) содержательное наполнение дисциплин учебно-тематического плана формируется на основе профессионально-прикладного подхода, предполагающего выявление и научное осмысление специфики квалиметрической компетентности руководителя школы; обеспечивается индивидуальной траекторией профессионально-личностного роста директора с учетом развития квалиметрического инструментария, контрольно-оценочных процедур, технологий и растущих потребностей в их использовании в системе школьного образования;
в) обеспечивается практико-ориентированное интегративное квалиметрическое образование руководителя школы на основе межпредметных связей учебных дисциплин нормативно-правового, управленческого, психологического, содержательного и технологического модулей, реализуется поэтапное овладение системой квалиметрических знаний, умений и навыков, а также методов и технологий управления качеством образования;
г) созданы и реализуются необходимые условия, способствующие формированию и развитию квалиметрической компетентности руководителей школы в посткурсовой период.

Подчеркнем, что целью курсов повышения квалификации руководящих кадров в данном случае становится понимание, что квалиметрию в образовании следует понимать не как единовременный акт, а как непрерывное (на постоянной основе) стандартизированное наблюдение за образовательным процессом и деятельностью образовательной системы (ее подсистем) посредством педагогических измерений, позволяющее создавать историю состояния объекта во времени, количественно оценивать изменения субъектов образования и состояния образовательной системы, определять на- правления их развития.

Литература

1. Аркаева Р.П. Квалиметрический подход в управлении качеством образования студентов // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 1(8). – С. 38-40.

2. Субетто А.И. Сочинения: В 13 томах. Том 8: Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования. – С.-Пб, 2009. – 392 с.

33. Фомина Н.Б. Квалиметрическая компетентность руководителя общеобразовательного учреждения: теория и практика ее формирования в системе повышения квалификации // Качество образования в школе. – 2010. – № 3. – С. 68-73.

 

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no