Таблица как способ организации работы на уроках русского языка при дистанционном обучении
№ 5 (196) май 2020г.
И.В. ЛИХ, учитель русского языка и литературы, НИШ ФМН, г. Талдыкорган
Работа с таблицами на уроках русского языка является одним из продуктивных способов изучения грамматических правил, средством приведения материала в логически стройное целое, а также одним из способов организации работы учащихся. Таблицы разного характера используются учителями с различными целями и на любом из этапов урока, поэтому этот способ остается одним из самых применяемых и продуктивных в современной педагогической практике. В условиях дистанционного обучения использование таблиц как способа организации работы на уроке занимает одно из важных мест, так как может помочь учителю не только размещать необходимый для изучения материал, систематизировать его, но и использовать таким образом, чтобы объем работы, рассчитанный на обычный урок (40 минут), можно было выполнить за небольшое количество времени (20 минут).
Таблицы для этой цели могут носить различный характер. Например, для работы над способами выражения авторской позиции можно использовать таблицу, в первый столбец которой помещается текст, разделенный на небольшие фрагменты: от одного до нескольких предложений (в зависимости от их длины, от необходимых для изучения или обобщения моментов). Например, при изучении раздела «Всемирная связь» в 9 классе для закрепления навыков анализа текста, а именно для определения авторской позиции и способов ее выражения можно использовать такой вид таблицы (таблица 1). В первом столбце помещаются части текста А. Гениса «Памяти эрудиции». [1] Во втором столбце сформулированы вопросы, на которые должны ответить учащиеся, в последней графе указываются имена всех учащихся класса в определенной ячейке, предназначенной для анализа одной из частей текста. Задание для заполнения таблицы формулируется следующим образом: «Прочитайте свою часть текста. Определите, какую мысль хочет донести автор до читателя. Объясните, при помощи каких языковых средств он этого добивается». Каждый из учащихся выполняет только свою часть задания, поэтому на его выполнение необходимо несколько минут. Таблица составляется таким образом, чтобы ее можно было заполнять всем учащимся одновременно. Это позволяет сделать работу на используемой в дистанционном обучении платформе MicrosoftTeams, если использовать функцию «Редактировать в браузере». Каждый ученик выполняет свою часть задания, а учитель имеет возможность отслеживать работу каждого ученика и помогать некоторым из них или направлять в нужное русло. После заполнения таблицы учащимися можно организовать совместную дискуссию о правильности ее заполнения. Это можно сделать различными способами: учитель предлагает одному из учащихся оценить правильность ответа другого ученика, учитель сам оценивает работу учащихся, ученики комментируют моменты, с которыми они не согласны. Во время обсуждения ученик может вносить изменения в свою работу, редактировать ее с учетом замечаний других учащихся или учителя. Таким образом, данная таблица помогает ученикам не только быстро выполнить работу, но и дает возможность увидеть положительные моменты в анализе текста, проследить, какие конструкции можно использовать, сравнить свою часть работы с работами других учащихся. Но самым большим преимуществом является то, что у ученика после обсуждения остается образец хорошего анализа текста. Кроме того, такие таблицы предоставляют возможность дифференцированного подхода, так как учащиеся получат для анализа разные отрывки текста с различными языковыми единицами. Если одну и ту же работу выполняет несколько учащихся, то можно попросить учащихся написать в таблице свое имя, как в таблице 1 во втором столбце.
Учитель может использовать различные виды таблицы в зависимости от целей обучения и целей урока. Они могут включать как простые задания, так и сложные. Это зависит от того, насколько сформированы навыки у учащихся. например, в 11 классе по предмету «Русский язык и литература» при изучении творчества А.А. Блока и для развития навыков сравнительного анализа можно использовать таблицу 2. В первом столбце указываются аспекты для сравнения, во втором столбце – инструкция для выполнения задания, затем столбец для работы учащихся, в последнем столбце указываются имена учащихся. Если учащихся в классе много, то можно распределить задания таким образом, чтобы одно задание выполняли несколько учащихся. Это даст возможность сравнить их работы и выбрать наиболее удачный вариант или на их основе выстроить один полный ответ. Данная таблица составлена на основе целей обучения «11.Ч1. Понимать тему, идею, содержание художественных и нехудожественных текстов различных жанров, выявляя социально-исторический контекст, определяя позицию автора», «11.Ч6. Сравнивать стилистические и жанровые особенности художественных и нехудожественных текстов, учитывая тему, основную мысль, проблему, цель и целевую аудиторию» и «11. СРН4. Использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях». [2]
В данной таблице важно правильно сформулировать инструкции. Например, нужно обратить внимание на формулировки «противопоставить в виде законченного предложения, указав сходство и различие» (1 сходство и 1 различие) и «противопоставить в виде законченного предложения, указав сходства и различия» (как минимум 2 сходства и 2 различия). В таблицах 2 и 3 представлены различные виды инструкций, которые учитель может изменять в зависимости от целей урока и способностей учащихся.
Инструкции могут быть более четкими, связанными либо со структурой предложения, частями текста или с некоторыми особенностями текста. Например, для сравнительного анализа стихотворений А.А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…» и «О, я хочу безумно жить…» можно предложить различные инструкции, выполнение которых позволяет получить полный текст сравнительного анализа в виде таблицы 3. В таблице приведены ответы учащихся в соответствии с инструкцией.
Использование таблиц является очень продуктивным, так как позволяет эффективно организовать работу на уроке, потому что ученики не только получают четкую инструкцию о том, как выполнять задание, но и могут в процессе работы обращаться за помощью к учителю. Понимание учащимися инструкций и их правильное выполнение является одним из главных условий успешного обучения при дистанционном обучении, поэтому при первичном обсуждении работы по такой таблице учителю необходимо убедиться в том, что все учащиеся понимают, как следует выполнять задание.
Еще одним преимуществом такой организации работы на уроке является то, что одновременно с отработкой навыков анализа текста учащиеся повторяют различные правила правописания и построения предложений различных видов, употребления в речи отдельных языковых единиц, а также правила пунктуации.
Такие таблицы способствуют формированию и совершенствованию практических навыков. [3] В данном случае это анализ текста, сравнительный анализ прозаического и лирического произведений, сравнительный анализ двух стихотворений, использование сравнительных конструкций в речи. Кроме того, заполненные совместно таблицы помогают систематизировать знания учащихся, так как систематизируют данные, которые учащиеся могут использовать при другом анализе текста. Например, если проанализировать после заполнения на уроке таблицу 1, то можно выделить способы выражения авторской позиции, которые могут использовать и другие авторы статей или других жанров, рекомендуемых для изучения по программе. Таким образом у учащихся развиваются навыки работы с информацией: получение данных, их обработка, систематизация и вывод. Эту работу необходимо проводить целенаправленно после заполнения каждой таблицы, чтобы развивать навыки функциональной грамотности, то есть находить внутренние связи между частями текста, частями таблицы, обращать внимание на способы изложения и другие моменты, важные для глубокого понимания текста.
При составлении таблиц учитель может ком- бинировать цели, как, например, в таблице 2. Это дает возможность за один урок отработать навыки, связанные с несколькими направлениями работы, в данном случае навыки понимания текста, навыки сравнительного анализа, навыки использования простых и сложных предложений в речи и постановки знаков препинания.
Кроме того, подобные таблицы учащиеся могут использовать в качестве образца при выполнении домашних заданий, при выполнении самостоятельной работы, для формативного оценивания, а также для подготовки к внутреннему и внешнему суммативному оцениванию.
В использовании таблиц в условиях дистанционного обучения важно и то, что учащиеся в реальном времени будут видеть, как выполняют работу их одноклассники, что, несомненно, будет работать на положительный результат урока.
После нескольких таких уроков учитель может убедиться в том, что «приемы визуализации информации позволят переводить учебную информацию, поступающую по разным каналам восприятия, в визуальную форму и повысить скорость обработки и усвоения материала за счет наиболее эффективных способов работы с ним».[4]
Источники
1. Генис А. Памяти эрудиции // «Esquire», 2006. – № 10 – 38 с. [Электрон.ресурс] Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Departments/Inf/Stud/ Heuristics/genis.htm
2. Образовательная программа АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» – NIS-Programme// Учебная программа по предмету «Русский язык и литература» (Я1), Старшая школа (11- 12 классы). – 2019 – 17-19 с. [Электрон.ресурс] Режим доступа: http://cepforum.nis.edu.kz/index. php?topic=9636.0
3. Кашапова Э.Н., Яковлева Е.В. Приемы работы с таблицей в обучении русскому языку. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/priemy-raboty-s-tablitsey-v-obucheniirusskomu- yazyku
4. Васьковская С.И. Современные визуальные методы организации и систематизации данных, применяемые на уроках русского языка и литературы. [Электрон.ресурс] Режим доступа:https://kopilkaurokov.ru/literatura/ prochee/sovremennye_vizualnye_metody_organizatsii_i_ sistematizatsii_dannykh_primeniaemye
|