электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2020 г.

 

Навыки саморегуляции обучающихся как ключевой фактор успешности внедрения дистанционного обучения

№ 5 (196) май 2020г.

Д.С. ИЛЬЯСОВА, директор филиала ЦПМ в г. Кокшетау АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»


Когда ветра меняют курс, кто-то строит стены, а кто-то – ветряные мельницы.

Китайская пословица


Мировая эпидемия, из-за которой в изоляции оказываются целые страны, — кризис, с которым столкнулись впервые. Ситуация сложная. Перед системой образования встала сложная задача организации дистанционного обучения в период карантина, причем решать ее пришлось в достаточно сжатые сроки.

Этот опыт является уникальным для нас всех и дает много возможностей для дальнейшего развития. Продвинутые учителя ушли в цифровые среды, интернет-платформы и онлайн-сервисы, перестраивая учебный план и формат обучения под новые реалии. Некоторые учителя впервые столкнулись с цифровизацией образования, и из всех возможных инструментов организации образовательного процесса в наличии имеются лишь учебник и мобильный телефон без интернета.

На данный момент необходимо проанализировать и определить трудности, с которыми столкнулись учителя при реализации дистанционного обучения.

В ходе аппаратного совещания МОН РК от 28.04. 2020 г. были озвучены ряд проблем, возникших в четвертой четверти. Одна из проблем, по мнению МОН РК, это «Неготовность педагогов работать в дистанционном режиме. Отсутствие опыта работы на образовательных платформах, навыков работы с информационными ресурсами». Анализ опроса учителей Акмолинской области в соцсетях показал, что 63% респондентов использовали в своей практике образовательные платформы или информационные ресурсы до введения дистанционного обучения (таблица 1).

По мнению учителей, ключевой проблемой при переходе на новый формат обучения является неготовность детей к обучению в удаленном формате (таблица 2).

Таким образом, возникло противоречие: с одной стороны, увеличение объема самостоятельной работы школьников при отсутствии непосредственного педагогического руководства, с другой стороны, недостаточный уровень сформированности навыков саморегуляции и самонаправленного обучения у учащихся, что ведет к снижению эффективности обучения в дистанционном формате. Это подтверждается ответами учителей (таблица 3).

Результаты опроса доказывают предположение М. Эпштейна, директора Института Альтернатив- ного образования г. Санкт-Петербург, что большая часть проблем сегодняшнего перехода на дистант связана с тем, что есть проблемы не технические, а скорее педагогические. По его словам, «…те шко- лы, те педагоги, которые до перехода в дистант начали задумываться о другой педагогике, стали по-другому строить свои отношения с детьми, лег- че перешли в сегодняшнюю ситуации онлайна» [1].

Анализ трудностей педагогов при переходе на дистанционный формат обучения еще раз доказал необходимость обновления не столько содержания образования, а в большей степени изменения под- ходов в обучении. Учитель в традиционном пони- мании слова уже абсолютно не нужен. Учитель как рассказчик, как источник информации – это уже давно ушедшее. Информации столько, что ни один учитель не может конкурировать с этим. Актуальным становится переход на формирование у ребенка необходимых навыков учебной самосто- ятельности в процессе обучения:
- осуществление планирования своей само- стоятельной работы;
- поиск ответа на все непонятное, неясное;
- рациональная организация своего рабочего места;
- нахождение материалов для доказательства определенных положений;
- осуществление планирования и систематизации учебного материала и т.п.

Самостоятельность школьников будет развиваться наиболее успешно, если они овладеют формами и способами осуществления самостоятельной работы.

Самостоятельная работа – активный метод обучения. Для одних – это форма и метод организации учения, для других – специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих – деятельность учащихся, которая протекает без непосредственного участия учителя [2].

Рассмотрим один из самых простых способов организации самостоятельного обучения. В этом случае дистанционное обучение организуется на основе принципов проектирования домашней учебной работы, однако в существующих условиях учителю необходимо будет внести в нее ряд изменений.

В первую неделю дистанционного обучения школьники говорили о том, что им приходится выполнять как задания, предназначенные для классной работы, так и задания для домашней работы. Такой подход нам представляется нецелесообразным. В ходе онлайн-конференции «Смешанное обучение» были озвучены мнения об отказе от домашней работы в классическом пони- мании. Теперь это не классная работа, а полностью домашняя. И здесь необходимо пересмотреть подходы к проектированию учебных заданий. Вот несколько советов, как это сделать [3].

Тщательный отбор домашних учебных заданий.

В условиях дистанционного обучения домашнее учебное задание для школьников должно отбираться с особой тщательностью, так как именно оно становится центральным звеном в достижении школьниками конкретной учебной цели, поставленной учителем на определенный период. Основными требованиями к домашнему заданию становятся следующие:

Задание должно быть понятным ученику: ЧТО делать? ГДЕ делать? КАК будет делать?

Задание должно быть посильным и доступным для самостоятельного выполнения учениками, без помощи со стороны родителей.

Задание должно быть интересно школьнику, например:
– выделение из текста (содержания фильма, презентации) узкой информации (информации о конкретном объекте) и составление собственного связного текста по заданной теме;
– поиск фактических ошибок в тексте;
– поиск иных ошибок в тексте (грамматических, речевых, орфографических, терминологических), в т.ч. в формулах, решениях задач;
– поиск контекстной информации (неявных фактов, которые достраиваются на основе имеющегося материала).

Главное не количество, а качество.

Рекомендуется сократить объем заданий – важно качество, а не количество. При определении количества заданий для школьника следует учитывать, что самостоятельно ребенок работает, как правило, медленнее, выбирает индивидуальный, комфортный ему темп, а также вынужден без непосредственной помощи учителя решать возникающие сопутствующие учебные проблемы.

Поэтому лучше выдавать домашнюю работу по предмету, состоящую из одного или нескольких учебных заданий, подобранных в соответствии с поставленной учебной задачей и «записанных» в рабочем листе в указанном учителем порядке выполнения.

Учебное задание = теория + практика.

В условиях дистанционного обучения необходимо включение в учебное задание теоретического материала, который может понадобиться для его выполнения. Например:

«Для выполнения задания вам необходимо повторить 2 правила: «Склонение имен существительных», «Правописание падежных окончаний имен существительных». Начинайте выполнение задания только после ознакомления с дополнительными материалами» (предлагаются ресурсы для обучения, например, презентация урока).

Усиление педагогического сопровождения выполнения домашних заданий.

Школьникам в период дистанционного обучения необходимо педагогическое сопровождение выполнения учебных заданий. Сопровождение может быть как опосредованное, так и непосредственное.

Опосредованное педагогическое сопровождение – учитель через инструктаж к учебному заданию объясняет особенности его выполнения. При этом важен инструктаж как организационного, так и содержательного характера. Для учащихся начальных классов в некоторых случаях необходимо включить в рабочие листы инструкции и для родителей по выполнению заданий. Например:

   

Непосредственное педагогическое сопровождение выполнения учебных заданий также крайне необхо- димо. Оно может быть организовано через проведение консультаций или уроков, проводимых онлайн, по телефону или через разнообразные мессенджеры.

Оценивание заданий – стимул для ученика.

Для повышения мотивации учащихся к выполнению домашних заданий необходимо обязательно осуществлять проверку и оценивание работ. Самым оптимальным вариантом является использование формативного оценивания, которое как нельзя лучше позволяет не только проверить работу школьника, но и организовать обратную связь с учащимися на основе комментариев, помет, рекомендаций к выполнению работы над ошибками и к дальнейшей индивидуальной работе школьника по предмету. При работе учителя с различными видами виртуальных тетрадей предоставляется возможность вовлечения детей в процесс взаимооценивания.

На данный момент можно утверждать, что сейчас возникла потребность в организации учебного процесса в школе таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить самостоятельность, развить свой собственный стиль учебной деятельности. То, что происходит сейчас в школах при дистанционном обучении, – это возможность перейти к другому способу обучения – деятельностному – через образовательные события, индивидуализацию и поддержку инициативы ребенка. И мы понимаем, что, вернувшись в свои классы, большинство учителей пересмотрят свои подходы к обучению, внесут изменения в свою практику. Это подтверждается ответами учителей (таблица 4).

Михаил Эпштейн в заключении: «Похоже, что онлайн позволяет передать детям больше ответственности. Надо с этим и детям научиться работать, и учителям. А другая история о том, как быть с детьми, которые пока еще не научились быть самостоятельными» [1].

Использованные ресурсы:

1. Материалы онлайн-конференции «Смешанное обучение», 26 апреля 2020 г., https://www.youtube.com/watch?v=VjHSa43 POnQ&feature=youtu.be&t=3832&fbclid=IwAR2yqCBDD5h- 9zskO0k6uDs1LG0igeGL4jKKLi8m1EbHQAxsrGvMxdjwjp0

2. Сарсекеева Ж.Е., Сафарова Н.Б., Полупан К.Л. Развитие самостоятельности младших школьников// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1 (часть 2) – С. 270-274, https://applied-research.ru/ ru/article/view?id=8366

3. Ускова И. Каким должно быть учебное задание для школьника в период дистанционного обучения?// «Учительская газета», № 17, от 24 апреля 2020 г.

 

 

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10