Инструменты организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории в условиях онлайн-обучения
№ 5 (196) май 2020г.
Л.Ж. ИСАТАЕВА, учитель-эксперт истории,
Н.А. ИСКАКОВА, учитель-модератор истории, НИШ ФМН, г. Тараз
Время вносит коррективы в нашу жизнь! Еще недавно мы все радовались предоставленным нам курсам и тренингам в интернете, тому, что стало доступным повышение профессиональных компетенций онлайн. И вот она, действительность – школьное образование в режиме онлайн. Что мы имеем в качестве учебной среды: время урока 20 минут, академическая честность во время оценивания на совести ученика и его родителей, необходимость больше уделять времени на самостоятельную деятельность.
Проведение онлайн-урока отличается от проведения урока очного. Другие условия для ученика: меньше контроля со стороны школы, больше отвлекающих факторов. И другие условия для учителя: меньше информации о работе ученика, больше растерянности, как в 20 минут втиснуть материалы на 40 минут.
В сложившейся культуре учебного процесса ученики привыкли работу, которую выполняют дома, делать не для себя, а для учителя. Такое отношение они перенесли и на онлайн-обучение. Поэтому если можно не работать или поработать в полсилы, ученики этим воспользуются.
Как принято при преподавании очно, в школе учебный процесс шел по схеме от учителя к ученику. Материалы, задания подбирались учителем, тема – материал учебника, цифровые технологии использовались время от времени, проектор в основном для демонстрации видео.
В связи с переходом Назарбаев Интеллектуальных школ в режим онлайн мы провели исследование, чтобы выявить трудности перехода в онлайн режим (Таблица 1.)
Беседы с учащимися показали, что всем обозначенным трудностям есть объяснения: например, не включают микрофон для ответа, а пишут в чат, так как в это время плакал маленький ребенок, или папа ну очень громко разговаривал по телефону; зависает компьютер – не знал, что его надо каждый день перезагружать; заснул, так как устали глаза; поздно ложусь спать – большой объем заданий.
Однако, если у ребенка достаточно хорошо развита саморегуляция, то он, следуя существующим внутри него правилам учебной деятельности, без особых усилий перейдет к самостоятельной деятельности в обучении. Что означает, в свою очередь, переход к высшей форме учебной деятельности. Еще А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение …» [1].
Урок в режиме онлайн – это другой урок, следовательно, планируется и проводится по-другому. Больше нет главного условия – встреча ученика и учителя, применение активити, работа в группе или паре, время сократилось в два раза. Привычная нам схема плана урока не работает: тема – приемы – материал учебника. Теперь учитель идет от обратного: результаты – обратная связь – поддержка ученику, т. е. выстраиваем траекторию его дальнейших действий. В классе всегда найдется немного учащихся, которые сами создадут свою траекторию, выстроят свои алгоритмы деятельности. Но если ученик не успевал при классической системе обучения, то есть риск, что в данной ситуации он может потеряться.
Анализ полученных данных (Таблица 1.) позволил сделать вывод, что и учителя, и учащиеся вынуждены преодолевать одинаковые трудности. Проблемы классифицировали на две категории – технические и методические.
Для решение первых – были составлены рекомендации ATI по выполнению навыков пользователя системным оборудованием: ежедневная перезагрузка, очистка браузера и рабочего стола.
В поиске решения второй группы затруднений был адаптирован и предложен учащимся следующий инструмент: чек-лист и рабочий лист как учебный материал для учащегося, разработанный в педаго- гической мастерской Марины Курвитс.
Рабочий лист (по определению Финансового словаря) – «формализованная анкета, предназначенная для обработки и записи структурированных данных». В нашем случае им стал разработанный учителем лист со структурированными заданиями для самостоятельной работы. Например, содержание рабочего листа для 9 класса на тему урока: «Какие исторические события первой половины ХХ века сформировали новые направления в искусстве и философии?» состоял из следующих разделов и заданий:
Задания в рабочем листе строятся от простого к сложному, а это значит, что постепенно каждый ученик будет втянут в процесс. Четвертое задание предполагает выполнение в Googl форме, для этого необходимо, чтобы у ученика был создан и открыт аккаунт в Gmail или mail.ru, это задание способствует формативному оцениванию.
Пятое задание предлагается ученику, чтобы он осмыслил взаимосвязи между темой, заданиями и целями обучения. Шестое задание предполагает получение обратной связи, которую надо будет учитывать при планировании следующего урока и при создании рабочего листа. И только в самом конце ученику предлагается сделать анализ цели обучения. Один рабочий лист создается для достижения одной цели обучения.
Анализ результатов применения учащимися рабочего листа показал, что начал восстанавливаться интерес к изучению предметов, повысилась успеваемость, во время урока дети вступают в беседу. Во время опроса ребята отметили, что самостоятельная деятельность с рабочим листом способствует изучению новой темы, они начали понимать, как выстроить алгоритмы траектории обучения, а полученный опыт перенесли на работу по другим предметам.
Литература
1. Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя. – 1883. – № 5.
2. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. – М.: Педагогика, 1977. – 207 с.
3. Ланда Л.И. Алгоритмизация в обучении. – М., Просвещение, 1966. – 523 с.
4. Кановская М.Б. Педагогика. Конспект лекций. – М.: АСТ, 2010.
|