электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2020 г.

 

Дистанционное обучение как новый формат обучения в практике учителя

№ 5 (196) май 2020г.

Н.И. ВОЛОШЕНКО, учитель физики ГУ «Тогузакская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района», Костанайская обл.


Быстрое распространение COVID–19 по всему миру привело к массовому переходу школ надистанционное обучение. Многим учителям пришлось экстренно перестраиваться на новые для себя форматы обучения.

Что такое дистанционное обучение и каким образом выстроить дистанционно учебный процесс, чтобы он был не только интересен, но и эффективен для ученика? Обсуждать данные вопросы можно долго, но ответы на них учитель может получить лишь тогда, когда сам перестроится на онлайн-преподавание.

Изучив опыт других стран по внедрению дистанционного обучения в преподавании физики, для себя я определила формы и методы, использование которых даст наиболее эффективный результат, на мой взгляд.

Чтобы онлайн-урок прошел хорошо и достиг своего результата, от педагога требуется качественная подготовка к планированию и проведению урока. В первую очередь необходимо подобрать оптимальный вид связи с учениками, выбрать онлайн инструменты подачи учебного материала и организовать данные материалы.

Разрабатывая дистанционный урок физики, я придерживаюсь следующего алгоритма:
1. Определение темы и типа урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль и т.д.).
2. Определение перечня учебных средств.
3. Обеспечение доступности учебных материалов обучающемуся – использование группы быстрого реагирования WhatsApp, социальной сети «ВКонтакте», электронной почты позволяет рассылать учебные задания и материалы, загружать необходимые файлы разных форматов. Для проведения групповых видеосвязей актуально применение Zoom.
4. Использование различных информационных обучающих материалов обеспечивается за счет использования следующих средств:
- маршрутных, рабочих листов – электронный информационный ресурс, представляющий собой пошаговый алгоритм изучения и закрепления новой темы с использованием текста с иллюстрациями, формул, таблиц и т.д.
- интерактивных лекций – последовательность блоков информации, сопровождаемых текстом, продублированных диктором, а также сопровождающихся анимацией, иллюстрациями, интерактивными схемами и видеорядом;
- презентаций, видеофрагментов, видеоуроков;
- цифровых образовательных ресурсов – OnLine, Qaradomalak Studio, Microsoft TEAMS, Google Class Room, позволяющих активизировать деятельность учащихся, предоставляющих возможность самостоятельного изучения материала;
- интерактивных лабораторных работ.
5. Применение различных методов организации занятия – частично-поисковый, эвристический с проблемным изложением материала, исследовательский и др.
6. Предоставление возможности обучающимся просмотреть телеурок, видеоурок – демонстрации телеуроков по телеканалам «ELARNA», «БАЛАПАН», «Дарын-онлайн» (в любое время в офлайн режиме).
7. Предоставление обучающимся заданий для самостоятельного изучения и выполнения:
– всем обучающимся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей;
– творческие, по желанию (написать эссе, выполнить синквейн и др.), проектные работы, исследование и др.);
– групповые, парные работы обучающихся, в чате социальной сети, в групповой переписке в почте.
8. Организация обратной связи:
– прием результатов выполненных работ школьников;
– проведение анализа выполненного задания;
– комментирование и предоставление рекомендаций;
– ознакомление обучающегося с результатами;
– проведение индивидуальной консультации для обучающихся, при необходимости.

Обратная связь осуществляется посредством:
– электронных журналов «Күнделік», интернет- платформы «Bilimlend»;
– электронной почты;
– месcенджеров – whatsapp, telegram и др.;
– мобильной и стационарной телефонной связи.

Работа в таком формате позволяет ученику:
– работать в своем темпе и несколько раз просмотреть наиболее сложные для него части теоретического или практического материала;
– развивать мысленные операции: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование;
– воспитать самостоятельность в изучении нового материала через активные виды деятельности.

Учитель получает возможность:
– создать проблемную ситуацию: учащемуся предлагается новое задание, и посредством наводящих и пошаговых подсказок он самостоятельно осваивает новые знания или новые способы деятельности;
– предметно формировать общеучебные умения: умение составлять план, контролировать и оценивать свою деятельность за счет того, что пошаговое объяснение материала разбито на логически завершенные части;
– контролировать процесс усвоения новых способов деятельности: учитель имеет возможность «в нужный момент оказаться в нужном месте»;
– сохранить живое общение учителя с учеником и обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Несмотря на то, что практика в области дистанционного преподавания пока еще небольшая, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что дистанционное обучение – это идеальное подспорье в создании образовательного пространства, формировании у обучающихся познавательной самостоятельности и активности, развития критического мышления.

Приобщайте своих учеников к такому удобному, современному способу обучения, как дистанционное обучение, и их успеваемость будет радовать!

Список используемых ресурсов

1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. – N 3. – С. 85-92.

2. Бочков В. Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. – 2004. – N 1. – С. 53-61.

3. Гомулина Н. Н. Методика дистанционной формы обучения учителей физики на курсах повышения квалификации // Дис- танционное и виртуальное обучение. – 2011. – N 10. – С. 50-61.

4. Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. – 2011. – N 1. – С. 96.

5. Рауш Л. И. Компьютер как инструмент самореализации и саморазвития человека // Среднее образование: управление, методика, инновации. – 2012. – № 1. – С. 71-77.

6. Селемнев С.В. Как в электронной форме представить учебное содержание? // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2010. – N 1. – С. 94-104.

7. Чефранова А.О. Дистанционное обучение физике // Наука и школа. – 2003. – N 1. – С. 53-57.

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no