электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2020 г.

 

Экономическая компетентность – основа конкурентоспособности будущих учителей

№ 7 (198) сентябрь 2020г.

Р.Ч. БЕКТУРГАНОВА, советник ректора КГПУ им. У. Султангазина, доктор пед. наук,
К.К. КЕТЕБАЕВА, руководитель ЧУ «Колледж ЗЕРЕК», г. Костанай


В современном Казахстане одним из актуальных вопросов является формирование экономической компетентности у студентов педагогических специальностей, что связано с ее значимостью в реализации успешной и эффективной профессиональной педагогической деятельности в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях. От состояния развития частного предпринимательства зависит устойчивое развитие нашей страны. Именно на этот сектор экономики возлагаются большие надежды для решения многих проблем, таких как неразвитая конкуренция, неэффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, безработица и бедность. Очевидно, что малые и средние предприятия остаются потенциальной основой для повышения благосостояния казахстанских граждан. Понимая это, государство уделяет большое внимание развитию малого и среднего бизнеса. Благодаря государственной поддержке частный сектор становится явлением массовым и относительно динамичным.

Вместе с тем следует отметить, что не во всех сферах жизни развит частный сектор. Особенно в образовании слабо представлен малый и средний бизнес. Главные проблемы развития предпринимательства в образовании – это слабая коммерциализация научных проектов, отсутствие системной работы государственных и частных институтов развития по формированию экономической компетентности у студентов педагогических вузов и колледжей. В Казахстане функционируют десятки гражданских институтов по развитию предпринимательства, однако в 130 государственных вузах и 460 колледжах открыто только 5 стартап-академий, 7 бизнес-инкубаторов и акселераторов, которые направлены на создание малого и среднего бизнеса в технической и сельскохозяйственной отраслях. Как видим, вузы и колледжи не стали центрами предпринимательства в сфере образования. В Костанайской области плохо развит сектор частных услуг в области обучения и развития детей: 25 частных детских садов, 11 частных школ, 5 частных колледжей. Одна из причин – выпускники педагогических специальностей вузов и колледжей нашей области не владеют экономической компетенцией.

Экономическая компетентность представляет собой совокупность знаний, умений и навыков специалиста в области экономики, которые способствуют принятию рациональных экономических решений и эффективной деятельности в условиях рыночных отношений.

Экономическая компетентность будущего учителя – интегративная многоуровневая профессионально значимая характеристика его личности, выражающаяся в наличии ценностного отношения к педагогической профессии, профессиональных знаний и умений в области экономики, взятых в единстве.

Только качественно новая система экономического образования может дать выпускнику педагогических вузов и колледжей возможность выбрать индивидуальный путь становления профессионального и карьерного роста.

Важнейшей задачей и экономики, и педагогики является выработка моделей поведения человека в условиях ограниченных ресурсов: денежных, временных, информационных.

Экономическая компетентность способствует эффективной реализации профессиональной деятельности педагога, особенно при решении организационных и предпринимательских задач в условиях современной системы образования. Выпускник педагогического учебного заведения, имеющий сформированные основы экономической компетентности, будет способен понимать и анализировать широкий круг экономических вопросов собственной профессиональной деятельности, объективно оценивать существование различных видов и форм собственности образовательных организаций.

Значимость формирования экономической компетентности при подготовке педагогов к осуществлению профессиональной деятельности обусловлена также тесной взаимосвязью нескольких компонентов, которые обеспечивают ее целостность. К данным компонентам можно отнести:

– фундаментальные свойства личности: потребность в экономических знаниях, понимание их значимости; проявление усилий для познания в области экономики; приобретение общенаучных, общепрофессиональных и экономических знаний, проявление собственной активности при их восприятии;

– экономические компетенции, представляющие синтез когнитивного, практического и личного опыта, способность выпускника реализовывать компетентность в конкретной профессиональной деятельности, т.е. демонстрировать компетентность в действии. Среди которых:

* ключевые экономические компетенции, включающие умения осуществлять учебно-поисковую деятельность в области экономического познания, самостоятельно анализировать информацию, проводить сравнения, определять динамику экономических данных, использовать способы взаимодействия с окружающими;

* практические экономические компетенции, к которым относятся способности систематизации полученных экономических знаний, применения их на практике; самооценка и самоконтроль; совершенствование в профессиональной деятельности, проявление творческих начал.

Формирование экономической компетентности у будущих педагогов включает следующие компоненты:
- мотивационно-ценностный – сформированность мотивов освоения экономических знаний и умений, осознание ценности приобретаемых знаний и умений в области экономики для осуществления собственной профессиональной деятельности и личной жизни в современном социуме, развитие устойчивого интереса к экономической составляющей профессии;
- интеллектуально-когнитивный – сформированность системы знаний из области экономической науки, умений грамотного анализа экономических реалий профессиональной деятельности, а также представление о способах применения знаний на практике;
- деятельностный – сформированность умений и навыков адекватного использования теоретических знаний в профессиональной и личной сферах;
- рефлексивный – сформированность умений анализировать, корректировать, осмысливать собственную деятельность с точки зрения экономической эффективности, стремление к саморазвитию.

Именно сформированность этих компонентов позволяет педагогу в дальнейшем, при осуществлении своей профессиональной деятельности, быть экономически состоятельным, конкурентоспособным, активным, а так же грамотно осуществлять свою предпринимательскую деятельность.

В «Колледже ЗЕРЕК» подготовка выпускников ведется по специальностям «Дошкольное воспитание и обучение» и «Начальное образование». В рабочих учебных планах отведены часы на изучение предметов «Основы экономики» (3,4 курс обучения – по 36 часов) и «Основы менеджмента» (2 курс – 22 часа), за счет факультативных часов «Основы препринимательской деятельности» (выпускные группы по 36 часов). С целью повышения познавательной активности студентов занятия предметов экономического направления строятся на основе использования элементов проблемного и программированного обучения, новых подходов к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательской деятельности, целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления для творческой переработки знаний и применения их на практике. Особый интерес у будущих учителей и воспитателей вызвало рассмотрение и обсуждение тем «Конкуренция и монополия», «Всемирная экономика и мировой рынок», «Деньги и банковская система», «Налоги и их виды». Необычное занятие по теме «Деньги и банковская система» прошло в Национальном банке Казахстана. Ахметжанова Дина Молдановна, начальник отдела Костанайского филиала Национального банка, показала музей банка, ответила на интересующие студентов вопросы, в частности о кредитовании, открытии депозита, о роли Национального банка в регулировании деятельности банков второго уровня.

Однако данных предметов и отведенного количества часов недостаточно для формирования экономической компетентности молодых специалистов. Вопрос был решен введением в учебный процесс дополнительной специализации «Организация собственного образовательного бизнеса». Специализация ведется для студентов выпускных групп. Она рассчитана на 36 часов. Цель специализации: оказание поддержки в реализации инновационных частных бизнес-идей студентов. Она дает возможность будущим учителям подготовить свои стартап-проекты по открытию образовательных студий, центров, курсов.

Работу по формированию экономической компетенции у выпускников педагогических специальностей нужно продолжить дальше. Мы увидели интересные результаты. Сегодня важно создавать постоянно действующие площадки для обмена опытом и реализации проектов, формирующих предпринимательское мышление у будущих учителей. Необходимо активизировать развитие собственного бизнеса в образовательной среде. Тем самым мы будем способствовать повышению благосостояния работников образования путем создания частных предприятий.

Список литературы

1. Амелькова И.Г. Организация сотрудничества как условие формирования экономической компетентности студентов // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки). – С.166-169.

2. Глухова Е.Н. Определение содержания экономической компетентности студентов бакалавров пе- дагогического направления // Теория и практика общественного развития – 2015 – № 5 – С. 152-155.

3. Игнатьева Н.Г. Формирование экономической культуры у студентов педвуза как компонента их профессиональной компетентности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Йошкар-Ола, 2007. – 22 с.

4. Кондрух А.А. Формирование социально-экономической компетентности студента ВУЗа как фактор профессиональной мобильности: Автореф. дис. ... к.п.н.. – Челябинск, 2013. – 27 с.

5. Морозова Г.М. Проблема формирования экономической компетентности в процессе профессиональной подготовки бакалавров [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/problema-formirovaniya-ekonomicheskoy–kompetentnosti-v-protsesse-professionalnoypodgotovki- bakalavrov

6. Старикова Л.Д. Формирование экономической компетентности студентов в системе профессионально-педагогического образования // Теория и практика профессионального образования: пед. поиск: сб. науч. тр. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2008. – С. 163–167.

7. Глухова Е.Н. Экономическая компетентность как важная составляющая профессиональной подготовки педагогов. Статья международной научно-практической конференции. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2016 г.

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no