Учебно-методические стратегии развития функциональной грамотности в школьной практике преподавания русской словесности
№ 3 (164) март 2017г.
Е.А. МЕДВЕДЕВА, учитель русского языка и литературы КГУ «Первая гимназия», г. Петропавловск
Задача современного школьного филологического образования не может быть ограничена развитием умений и навыков декодирования информации, буквального понимания или репродукции текста.
В применении к воспитанию и образованию молодого поколения особо важную роль играют поиск и разработка методических путей, стратегий по развитию функциональной грамотности, ключевых компетенций, которые требуют значительного интеллектуального развития, абстрактного мышления, рефлексии, самооценки, критического мышления.
Уроки русской словесности расширяют поле исследования лингвистических дисциплин и литературного процесса в контексте развития читательской грамотности. Актуальность такой интеграции состоит в постижении речевой организации и эстетического единства художественного мира, отраженного в тексте, в развитии общекультурных и языковых компетенций через изучение ценностной соотнесенности содержания поэтического текста с реальной действительностью.
Так, для 9 (лингвистического) класса был разработан и проведен урок русской словесности по теме «Бытие литературного героя в контексте синтаксиса сложного предложения». Степень разработанности тематики в системе уроков русского языка и литературы определяется тем, что в Типовых программах по русскому языку значится тема «Эссе, характеристика литературного героя с использованием разных видов ССП». Вопросы бытия литературного героя – ключевые проблемы в анализе литературного произведения.
При построении урока учитывались возрастные и психологические особенности школьников, поэтому уже в организационном моменте подросткам удалось по тематическим и прагматическим сигналам темы урока сформулировать цели предстоящего дискурса.
Методические целеполагания учителя заключаются в следующем:
1) постичь семантику мифопоэтических интерпретаций в стихотворении Н.С. Гумилева «Потомки Каина»;
2) выявить синтаксические ресурсы художественной выразительности и их взаимосвязь с проблематикой поэтического текста;
3) интегрировать лингвистические и филологические технологии в реализации языковых компетенций.
Для решения данных проблем был выбран один из вариантов стратегии «Водоворот». Пять творческих групп работали под руководством учеников-модераторов. Вопросы и задания носили разноуровневый проблемно-аналитический характер:
аспект «Поиск и извлечение» нацеливал учащихся на решение информационного вопроса;
аспект «Интеграция и интерпретация» подразумевал работу над скрытым механизмом фигуры речи в многогранных ее проявлениях;
рефлексия реализовывалась через проблемный вопрос, который помогал определить ценностную шкалу литературного героя и современного человека.
Более того, каждой группе модераторами предлагалось выполнить задание: используя сложные синтаксические конструкции, запишите выводы по каждому вопросу в определенную графу таблицы.

Таким образом в течение урока-исследования было составлено более 60 сложных предложений, которые можно включить в сочинение-эссе, рецензию, научную статью.
Прозвучало 15 аналитических и проблемных вопросов, требующих философских, исторических, мифологических, библейских, литературоведческих комментариев.
Вопросы и задания для модератора № 1
1. Раскройте символику образа Каина.
2. Выполните пунктуационный разбор 1-го предложения. Докажите, что синтаксис этой конструкции раскрывает перипетии судьбы человека.
3. С какой целью поэт Гумилев нарекает «печально-строгого» духа именем утренней звезды?
Вопросы и задания для модератора № 2
1. Что символизируют янтарные плоды и белые единороги в стихотворении Н.С. Гумилева?
2. Какую грамматическую и экспрессивную функцию выполняет тире во второй строфе?
3. Почему пути, которые открылись человечеству, не привели к духовному совершенству?
Вопросы и задания для модератора № 3
1. В чем суть соблазна Адама и Евы, изгнанных из рая?
2. Найдите синтаксический параллелизм и определите его роль в поэтическом тексте.
3. Почему два древка, соединенных крестообразно, не укрепляют дух человека, а заставляют его с клониться без сил»?
Вопросы и задания для модератора № 4
1. «Потомки Каина» – это сонет. Укажите особенности этого жанра в данном стихотворении.
2. Какую смысловую нагрузку несет анафора в стихотворении Н. Гумилева?
3. Почему поэт Гумилев отступил от библейской логики и назвал свое стихотворение «Потомки Каина», ведь после потопа человечество возродилось от Ноя?
Вопросы и задания для модератора № 5
1. Как было наказано человечество за свои грехи?
2. Определите вид предложения и фигуру речи в последней строфе. Зачем автор прибегает к подобной синтаксической конструкции?
3. Почему в первой и последних строфах Н. Гумилев использует форму первого лица множественного числа личного местоимения?
В стихотворении «Потомки Каина» нет изложения библейского сюжета, однако ткань его насыщена библеизмами – мотивами и образами искушения человека, его познания своего пути, заблуждений и прозрений. Печально-строгий дух, «принявший имя утренней звезды», есть змей-икуситель, который взял на себя право управлять человеческими судьбами: «Вкусите плоды, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Герои стихотворения поддаются искушению, и для них открывается космос души и мира вокруг:
Для юношей открылись все дороги,
Для старцев – все запретные труды,
Для девушек – янтарные плоды
И белые, как снег, единороги.
Эти открытия подобны магии, волшебству, т.е. духовному заблуждению. Не случайно появляется образ единорога, символизирующего добрую волю, блаженство, долгожительство, свободу и познание; он указывает путь тем, кто ищет истину.
Потомки Каина познали жизнь, все ее радости, устроившись на земле, они много трудились, занимались ремеслами, создавали земную культуру и предавались радостям бытия. Каин был слишком увлечен переживаниями земной жизни, удовольствий, он перестал различать иерархию ценностей и утратил интерес к общению с Богом. Само имя Каин этимологически связано с глаголом «покупать, приобретать», следовательно, Каин – это первый приобретатель в истории человечества.
Жизнелюбие Каина передалось его потомству, которое, успешно обустраивая земную жизнь, явилось основоположником ремесел и искусства. Внуки Адама устремились к развитию вещественной жизни на земле с забвением вечности. Потомки Каина – основоположники общества потребления – явили ссоры, убийства, разбой, войны, лукавство, обман.
Н. Гумилев, оценивая современное положение человечества, использует эту библейскую реминисценцию и причисляет людей эпохи научно-технического прогресса к потомкам Каина. Отсюда авторская ссылка «мы».
Потомки Каина не столько потомки первого убийцы, сколько потомки первого приобретателя, первого жизнелюба, поставившего свое земное блаженство выше блаженства небесного.
Стихотворение жанрово соотнесено с сонетом – сонетом-мифологемой. Принято считать, что любой по вариации сонет – это диалог с предшествующей культурой и принятыми нормами. Четырнадцать строк сонета «Потомки Каина» располагаются двояко: два катрена и два терцета. Последняя строфа предполагает в терцетах неожиданное разрешение:
Но почему мы клонимся без сил…
«Ужас древнего соблазна» в том, что своими действиями люди поставили себя в такое положение, в котором невозможна полнота духовного совершенства. Человек как вместилище духа в момент искушения оказался слаб и подчинился темной силе.
Потомки Каина ищут ответа на вопрос, когда же их Кто-то будет оберегать, защищать, но не находят ответа.
Окончательному подчинению потомков Каина власти сатаны помешала Крестная Жертва Христа. Именно поэтому воспоминание об этой Жертве –
…Когда случайно чья-нибудь рука
Две жердочки, две травки, два древка
Соединит на миг крестообразно?
– вызывает в погрязших в мирских делах людях воспоминание о своем подлинном предназначении, открывает им глаза на реальное положение вещей, дает им осознание духовной трагедии и одиночества. И сразу вслед за тем приходит ощущение, что все достижения земной культурной деятельности человека неполноценны и тленны.
Поэтический синтаксис и экспрессия тире в контексте стихотворения подчеркивают динамику разделения небесного и земного, противостояния закона и соблазна. Синтаксический параллелизм показывает глобальность грехопадения человека.
Тема и форма урока, продемонстрированные в 9 классе, имеют, на наш взгляд, перспективы:
- раскрывают онтологические аспекты лирики Серебряного века;
- уровни языковой системы способствуют осуществлению комплексного анализа текста и приобщению учащихся к национальной речевой культуре;
- синтаксис сложного предложения становится не формальным полем изучения построения и знаков препинания сложных конструкций, а важной составляющей культуры речи, речевых компетенций.
Уроки русской словесности – благодатная интегративная форма развития функциональной грамотности учащихся.
|