|
![]() ISSN 1829-5351 Республика Казахстан |
||
|
|||
![]() |
Образование не имеет точки насыщения |
||
|
Дорожная азбука |
||||||||||
В 2014 г. вместе с журналом «Открытая школа» при финансовой поддержке ТОО «Personnel Recruitment Center Career-Holdings» мы провели конкурс среди учителей и лучшие работы опубликовали в сборнике «Дорожная азбука». В 2016 г. – в помощь преподавателям ПДД сняли два документальных фильма «Пешеход и переход» и «Что мы делаем не так?». Сборник и филь- мы можно бесплатно скачать с сайта журнала «Открытая школа» (http://www.open-school): сборник размещен в рубрике «Наши издания», а фильмы – в рубрике «Дорожная азбука». Десять лет назад Лидер Нации, Президент РК Н.А. Назарбаев на одном из заседаний Совета безопасности страны потребовал от определенных ведомств ввести обязательное изучение Правил дорожного движения в школах. Это было сделано для того, чтобы сохранить жизнь и здоровье детей, которые тысячами попадали в нелепые дорожно-транспортные происшествия, получая тяжелые травмы или погибая в таких ЧП. Прошло 10 лет. Судя по официальной статистике, уровень дорожно-транспортной аварийности несколько снизился, но все равно среди участников дорожных трагедий остается немало детей. Так, по итогам 10 месяцев 2016 года (по данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан) на дорогах страны произошло 14 728 ДТП, в которых пострадали 21 070 человек, в том числе погибли 1 958 человек. В числе пострадавших в ДТП ранены 3 587 и погибло 195 несовершеннолетних. Основные причины таких трагедий типичны для всех уголков нашей страны. Это – переход улицы в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом, на запрещающий сигнал светофора или жеста инспектора, выход из-за стоящего транспорта, а также игры на проезжей части и невнимательность или переоценка своих возможностей. Многие пострадавшие ребята говорят, что они изучают ПДД в школе. Правда, не могут вспомнить, о чем говорилось на последнем таком уроке. Другие дети и вовсе не могут вспомнить – были ли у них такие занятия. Ни в коем случае не хочу возложить ответственность за слабые знания детей ПДД исключительно на педагогов. Учить школьников (да и дошкольников) основам дорожной безопасности обязаны, прежде всего, родители. Но и учителя могут многое сделать в решении этой важной задачи. Давайте попробуем разобраться, почему все-таки «пробуксовывают» программы обучения школьников Правилам движения. Анализируя ситуации, я буду ориентироваться не только на собственный опыт (занимаюсь вопросами профилактики детского дорожно-транспортного травматизма уже более 40 лет, являюсь автором нескольких книг, практических рекомендаций, учебных пособий по указанной теме), но и на мнение сотен педагогов, с которыми встречалась на своих семинарах и мастер-классах. Причина 1. Низкий официальный статус правил дорожного движения как предмета обучения. В сентябре 2007 года, согласно указанию Президента РК Н.А. Назарбаева, в школах с 1 по 8 классы ввели изучение ПДД по единой Типовой программе, утвержденной Министерством образования и науки РК. В ней подробно разъяснялось, как и что надо делать, чтобы дети усвоили азы дорожной безопасности. «На изучение Правил дорожного движения в 1-4 классах выделяется по 18 часов в год на каждый класс, а 5-8 классах – по 14 часов на каждый класс в год. При этом учебная программа по ПДД в 1-4 классах должна проводиться за счет следующих предметов: письмо, пение, ознакомление с окружающим миром, природоведение, развитие речи, внеклассное чтение, физическое воспитание, изобразительное искусство, трудовое обучение – и войти в календарное планирование по месяцам. В 5-8 классах изучение ПДД проводится во внеурочное время, за счет классных часов и факультативов. Обучение Правилам дорожного движения осуществляется в общеобразовательных школах учителями начальных классов, классными руководителями, учителями трудового обучения. В журнале заполняется отдельная страница, где записываются темы занятий, отмечается посещаемость и фиксируются поурочные оценки знаний учащихся. Критерии оценок соответствуют общепринятым нормам выставления оценок по гуманитарным предметам. Как правило, занятия проводятся классными руководителями и контролируются ответственным за изучение ПДД в школе и администрацией… После каждого занятия с помощью контрольных вопросов, заданий необходимо проводить проверку того, как учащиеся усвоили Правила дорожного движения». Примерно такие же требования ежегодно повторялись и в инструктивно-методических письмах МОН РК, то есть чувствовался контроль со стороны высшего образовательного органа. Но со временем статус ПДД стал понижаться. Так, в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2016 года № 292 были внесены изменения по Государственным обще- обязательным стандартам образования 2012 г. Приведу лишь небольшую выдержку. «Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: пункты 25, 26 изложить в следующей редакции: 226. Содержание учебного курса «Правила дорожного движения» в 3-4 классах реализуется в рамках следующих учебных курсов: «Родной язык», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология»; в 6, 8 классах реализуется во внеурочное время, за счет классных часов и факультативов»… Больше о ПДД – ничего. Этот курс как бы ушел на второй, точнее – на последний план. И это заметно уже на уровне МОН. В инструктивно-методическом письме «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РК в 2016-2017 учебном году» об изучении ПДД вообще нет никаких разъяснений. Хотя инструкции по курсу ОБЖ про- дублировали текст вышеуказанного постановления. И теперь учителя в замешательстве – одни по- прежнему ставят отметки по ПДД, другие – нет, ссылаясь на новые критерии выставления оценок по основным предметам. Многие учителя начальной школы не знают, за счет каких предметов изучать ПДД в 1-2 классах или проводить отдельным уроком. Очень много неясностей, которые, видимо, должны разрешить ответственные лица Министерства образования и науки РК. И начать надо с повышения статуса учебного курса ПДД. Может, выделить его самостоятельным уроком? Или включить в систему «Основы безопасности жизнедеятельности», чтобы он был тоже обязательным и контролировался администрацией школы? Причина 2. Недостаточное количество, низкое качество доступной, понятной, профессиональной, специальной, методической, художественной литературы, развивающих игр, пособий, наглядной агитации по ПДД и БДД для школьников. Действительно, трудно найти в наших магазинах необходимый материал. Изданное учебное пособие по ПДД в 2009 году оказалось настолько некачественным, что в адрес МВД и МОН РК было множество нареканий от простых граждан. Новые учебники в заинтересованных ведомствах пока находятся в разработке и проходят апробацию на экспериментальных площадках. Как признаются сами учителя, они пользуются источниками из Интернета или из литературы авторов РФ. И кабинет, и площадку по ПДД не оборудовать без необходимых пособий, атрибутов. Учитывая, что единых требований, методик к раскрытию темы нет (как по другим предметам), качество урока по ПДД будет отражать исключительно личное отношение учителя к данному предмету. И далеко не у всех найдутся время и силы, чтобы организовать действительно интересный, запоминающийся урок по дорожной безопасности, который, возможно, когда-то спасет жизнь и здоровье ребенка в сложной ситуации. Причина 3. Курс ПДД в школах ввели, учителей обязали его проводить, но со стороны МОН не организован процесс обучения самих педагогов методике преподавания этого курса. Не секрет, что ПДД в школах, особенно в начальных классах, ведут женщины, которые не имеют водительских прав, т.к. у них нет автомашин. И вот такой человек должен объяснить ребенку все тонкости дорожной безопасности и правил дорожного движения. Даже не все водители могут это сделать, потому что знать самому ПДД и уметь доходчиво объяснить ребенку – это совершенно разные вещи. Например, как вы расскажете первокласснику, что такое тормозной путь автомобиля или каким должно быть безопасное расстояние между человеком и приближающимся автомобилем? А как доступно объяснить малышу значение жестов регулировщика, если даже взрослые люди не всегда их понимают? Учителя в обязательном порядке периодически проходят курсы повышения квалификации по разным дисциплинам. Но по ПДД официально таких курсов нет, они не предусмотрены в программах Министерства образования и науки РК. /p> На семинарах по ПДД (которые мы проводим по заявкам школ, ведомств, Республиканской ассоциации частных организаций образования) учителя пишут в анкетах, что им трудно объяснить детям именно такие сложные темы, даже значения дорожных знаков для многих непонятны. ИИ когда начинается моделирование конкретных дорожных ситуаций и действий участников семинара – нам не хватает 6-8 часов, чтобы во всем досконально разобраться. И все это время учителя активно принимают участие в играх, в решении практических задач, разработке различных акций, сценариев по дорожной безопасности, анализе учебных фильмов и видеотестов для пешеходов. Особенно серьезно педагоги воспринимают ситуации, которые приводят к дорожным происшествиям. «Наезды, столкновения» воспроизводятся в игровой форме, но даже в этом случае участники «конфликта» признаются, что им было по-настоящему страшно. Потом ситуации обязательно повторяются, но до аварии дело не доходит, потому что пешеходы и водители отрабатывают навыки правильного, безопасного поведения в этом конкретном случае. По окончании семинара каждый, кто успешно справился с программой занятий, получает подтверждающий сертификат и разработки, методрекомендации, которые можно использовать в повседневной работе. Учителя считают, что такие занятия должны стать обязательными и проводиться повсеместно на курсах повышения квалификации. Такие уроки уже не дадут формально относиться к ПДД, от которых зависит жизнь человека. /p> Правила дорожного движения вмещаются в небольшую тонкую книжечку. Ее можно прочесть за пару часов. Но в ней отражается многолетний опыт всего человечества, и чтобы понять смысл каждого требования, – нужно время и желание помочь ближнему. PS. Для проведения внеклассных мероприятий по ПДД предлагаем детские песни, написанные карагандинскими авторами.
1.
Жүру үшін көшеде, Қайырмасы: Жасыл түсте жасқанба. Қайырмасы
|
050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10 |
|