электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2019 г.

 

Роль методической службы школы в поддержке профессионального развития педагогов по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями

№ 6 (187) август 2019

А.С. АДАМОВА, заместитель руководителя по УВР ГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат № 40 г. Павлодара»
Г.К. КУРМАНОВА, научный руководитель образовательного проекта ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области

 

В нашей республике активно осуществляется процесс обновления и перестройки образовательной системы. Обновление содержания образования коснулось и системы специального образования. Данные преобразования требуют осуществления новых подходов и совершенствования не только методики преподавания, содержания обучения и воспитания, определения характера коррекционно-развивающих занятий, но и совершенствования работы по методическому сопровождению деятельности педагогов, работающих в специальных (коррекционных) организациях образования.

Мы знаем, какой шквал вопросов вызывает организация учебного процесса в новом формате даже в обычной общеобразовательной школе, а в рамках обучения в специальной школе эти вопросы многократно увеличиваются. Необходимо сразу отметить, что сложность процесса обучения, особенность его организации связана с тем, что в большинстве своем это дети со сложной структурой дефекта.

Учебные программы нового поколения, акцентируя внимание педагогов на целях, задачах, ожидаемых результатах обучения, обращают внимание, что отбор содержания, методов и форм обучения должен учитывать специфику диагноза учащихся и уже исходя из этого адаптировать учебный материал. В проектировании образовательного процесса большое внимание уделяется коррекционно-развивающей работе, т.к. только системная и целенаправленная работа позволяет добиваться положительных результатов в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.

В данной статье представлен опыт организации педагогической деятельности по реализации методической проблемы школы «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями».

Определение методической темы было связано с потребностью педагогов в решении следующих вопросов:
– какими дидактическими принципами должен руководствоваться педагог для организации коррекционно-развивающей работы;
– что должен из себя представлять образовательный контент (содержание) коррекционно-развивающего занятия;
– каковы составляющие эффективного занятия, которые должны повысить качество обучения;
– сотрудничество каких специалистов позволит разработать программу коррекции;
– каким должно быть содержание программы и индивидуальных маршрутов обучения;
– как отслеживать динамику развития и вести постоянный мониторинг;
– какие образовательные технологии использовать, чтобы получить положительный эмоциональный отклик ученика и активизировать его деятельность.

Для решения этих и многих других вопросов мы разработали Программу методического сопровождения профессионального развития педагогов, которая включает ряд направлений:

1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. Включает изучение, анализ и обсуждение нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность специальных (коррекционных) организаций образования.

2. Научно-методическое со- провождение профессионального роста педагогов. Включает план работы постоянно действующего семинара по методической проблеме школы. Работа семинара осуществляется ежемесячно и проходит в разных формах корпоративного взаимодействия: семинары-практикумы, тренинги, педагогические консультации, круглый стол, диалоговая площадка, мастер-классы, самообразовательная деятельность педагогов, творческая лаборатория и т.д.

3. Психолого-педагогическая диагностика профессионального роста. Включает данные диагностик: степень готовности педагогов к работе в новых педагогических условиях (стартовый уровень, промежуточный, итоговый); анализ педагогических затруднений; самооценка педагогом профессиональных знаний и умений.

4. Индивидуальный образовательный маршрут педагога. Включает план работы педагогов по самообразованию.

5. Рейтинг профессиональной активности педагогов. Включает мониторинг результативности участия педагогов в различных педагогических интеллектуальных и творческих мероприятиях по итогам самообразовательной деятельности.

Для достижения качества и эффективности повышения квалификации на рабочем месте взяли за основу методику корпоративного обучения. Обучение коллектива осуществляется при научно-методической поддержке филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области. Что дает нам форма корпоративного обучения:
– возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании;
– постоянный характер обучения (повышение квалификации учителя на рабочем месте осуществляется непрерывно в течение всей профессиональной карьеры);
– постоянное повышение квалификации всего коллектива школы, а не только отдельных педагогов;
– оказание непрерывной методической помощи отдельным учителям (по решению конкретных проблем).

Таким образом, главной целью системы непрерывного образования педагогов школы является всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагогического работника, развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом. Данная позиция позволила нам спроектировать модель управления профессиональным ростом учителя:

Работа над методической темой была определена на 4 года и включала следующие этапы:

Профессиональное развитие педагогов школы осуществлялось в различных формах методического реагирования: обучение на курсах повышения квалификации, работа над темой самообразования, участие в работе семинаров, тренингов, научных конференций, круглых столов, педсоветов, творческих групп, педагогических конкурсов, обмен опытом в форме мастер-классов, творческих лабораторий для молодых педагогов и слушателей курсов ИПК. Так, за 4 года над методической темой более 72 педагогов приняли участие в работе 21 международных, 34 республиканских, 17 областных конференций, конкурсов педагогического мастерства. Заняли соответственно 1мест – 25, 2 мест – 34, 3 мест – 13. Провели на базе школы 24 практико-ориентированных семинара, в ходе которых показали более 120 открытых урока и 32 мастер-класса.

За годы работы над методической темой учителями, специалистами, воспитателями школы- интернат было издано 47 методических пособий.

Основные направления исследований педагогов школы касаются следующих проблем:
– использование учебного оборудования для организации коррекционно-развивающего занятия. По данной теме опыт школы был представлен на республиканском семинаре «Интерактивные способы обучения учащихся с особыми образовательными потребностями» руководителем школы Насоновым М. М. в марте 2018 года;
– возможности наглядно-дидактического материала для проведения коррекционных занятий;
– авторские учебно-дидактические пособия по развитию детей с ООП;
– использование возможностей образовательных технологий для обучения детей с ООП;
– проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с ООП;
– тренажеры и технологические карты для занятий с детьми с ООП;
– особенности организации воспитательной работы с детьми особой заботы и другие темы.

Подводя итоги работы над методической темой, мы можем утверждать, что гипотеза, которую мы выдвинули в начале работы над методической темой, нашла свое практическое воплощение.

Если создать систему коррекционно-развивающей работы с учетом особых образовательных потребностей учащихся, то можно повысить качество обучения, создать благоприятную образовательную среду для умственного и творческого развития школьников.

Новизна исследования заключалась в разработке авторских коррекционно-развивающих методических материалов.

Практическая значимость исследования заключается в развитии профессиональной компетентности педагогов по проектированию, содержательному наполнению коррекционно-развивающих занятий, презентации педагогического опыта на разных уровнях.

Сегодня методическая служба школы успешно решает вопросы организации сопровождения процесса внедрения нового содержания образования. Созданы творческие группы педагогов, которые исследуют вопросы отбора содержания методического комплекса к урокам в формате обновления содержания образования.

 


Инклюзивное образование






 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10