электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2017 г.

 

Подготовка педагогических кадров для обеспечения инклюзивного образования в Костанайской области

№ 1 (162) январь 2017

Л.И. АРТЮШИНА, преподаватель Костанайского педагогического колледжа

 

Право на образование – это право любого человека. А образование детей – это основное и неотъемлемое условие их социализации, полноценного участия в жизни общества. Именно поэтому в рамках программы развития образования на 2011-2020 годы в Казахстане предусмотрено постепенное развитие инклюзивного образования.

Под инклюзивным образованием понимается «…специально организованный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по специально созданным, адаптированным программам с учетом его образовательных потребностей» [4, с. 324].

Инклюзивное обучение сегодня признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и эффективное, так как оно:
– дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, колледжа, вуза;
– обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия во всех делах коллектива;
– развивает у людей различные способности для общения. [1, с. 3].

Проблемы инклюзивного образования активно обсуждаются в нашей стране многими ведущими учеными. Так, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Института магистратуры и докторантуры PhD Искакова А.Т., магистр дошкольного обучения и воспитания КазГосЖенПУ Закаева Г.З. обращают внимание на то, что в ходе инклюзивного образования достигается наиболее полная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для ее реализации в Казахстане применяются следующие подходы:
– дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных учреждениях;
– интегрированное обучение детей в специальных дошкольных группах и классах общеобразовательных учреждений;
– инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе с обычными детьми.

Мы используем две формы инклюзии:
– введение одного, двух, трех групп, классов детей с различными проблемами в массовые образовательные учреждения: детские сады, школы (начальная школа 5а, школы № 1, № 21 имеют классы ЗПР; детские сады № 51, № 9 имеют группы детей с нарушениями интеллекта);
– включение одного, двух и трех, а то и пяти детей с ограниченными возможностями в массовые классы и детские сады (г. Костанай, детский сад № 69; г. Рудный, средняя школа № 16, п. Федоровка, средняя школа № 4 и в других сельских малокомплектных школах Костанайский области).

Имеющийся небольшой опыт инклюзивного образования в Костанайской области показывает, что для его практического осуществления необходимо решить ряд проблем, связанных не только с материальной базой, но и с различными позициями членов общества и прежде всего неготовностью педагогов к осуществлению своей профессиональной деятельности в новых условиях.

Преподаватели Костанайского колледжа, понимая, что инновационные подходы к образовательной сфере меняют стратегию подготовки специалистов, в том числе и будущих воспитателей дошкольных организаций, создали структурно-функциональную модель подготовки педагогов на основе компетентностного подхода. В ней выделены основные компетентности, которыми должны овладеть студенты: общая компетентность, специальная профессиональная компетентность, частные профессиональные компетентности. Инклюзивную компетентность отнесли к специальным профессиональным компетентностям:
– использование потенциала содержания педагогических дисциплин для формирования положительной мотивации к осуществлению инклюзивного обучения;
– приобретение знаний об особенностях развития, обучения и воспитания разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и о специфике профессиональной деятельности воспитателя в условиях инклюзивного обучения;
– обеспечение преемственности этапов формирования инклюзивной компетентности.

Для их успешной реализации в учебный план специальности 0101000 «Дошкольное воспитание и обучение» введен спецкурс «Инклюзивное обучение в дошкольных организациях. Формирование толерантных качеств личности».

Основной задачей спецкурса является изучение имеющегося научного потенциала по проблеме с целью овладения методикой организации работы в инклюзив- ных группах, создание условий для включения детей с отклонениями в развитии в учебный процесс.

Разработка теоретических основ данного спецкурса предлагает формирование определенной позиции по ряду вопросов, неоднозначно решаемых в современной психолого-педагогической литературе:
– отношение окружающих к инвалидам;
– польза инклюзивного обучения для детей, семей, педагогов и местных сообществ;
– решение проблемы соотношения учебно-воспитательной работы с детьми с отклонениями в развитии и остальными (обычными) детьми.

Возможности для изучения данных проблем со- держатся в курсах дисциплин: «Коррекционная педагогика», «Специальная педагогика и психология», «Дефектология», в курсах частных методик в рамках вопроса «индивидуальный подход к детям».

Содержание спецкурса «Инклюзивное обучение в дошкольных организациях» включает следующие структурные компоненты:
– общетеоретические основы проблем;
– психолого-педагогическое обоснование основы включения детей с отклонениями в развитии в обычные учебные заведения; установление отношений партнерства с семьями;
– методика работы в инклюзивных группах;
– проведение оценки, этическая ответственность по оценке, ведение записей.

Программа спецкурса, рассчитанная на 76 часов, предполагает использование активных методов обучения:
– не имитационных (проблемные лекции и семинары, дискуссии);
– имитационных (анализ конкретных ситуаций и решение педагогических задач, ситуативно-ролевые игры, предполагающие создание ситуаций вариативно- профессионального поведения);
– заданий исследовательского характера (исследование состояния проблемы обучения детей с ограниченны- ми возможностями здоровья в модельных детских садах № 51 и № 69, разработка траектории индивидуально-личностного развития детей с особыми нуждами, задания по изучению личности этих детей, их включенность в коллектив, изучению отношения к инклюзивному обучению родителей и общества).

При прохождении практики в инклюзивных группах и массовых детских садах студенты готовят для родителей детей с проблемами в развитии буклеты: «Особенности развития личности при нарушении зрения», «Использование театрализованных игр в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата», «Логопедические игры в системе коррекционно-педагогической работы при речевых нарушениях», электронные газеты, освещающие проблемы инклюзивного образования.

Таким образом, преподаватели Костанайского педагогического колледжа путем формирования инклюзивной компетентности будущих специалистов дошкольных организаций пытаются решать проблемы инклюзивного обучения, ведь студенты с высоким уровнем инклюзивной компетентности четко осознают значимость включения всех детей в социум и возможности выбора ими способа получения образования. Они рассматривают инклюзивное обучение как наиболее приемлемое и эффективное для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, становятся толерантными, понимая, что будущее нашего государства в подрастающем поколении.

Литература:

1. Учимся демократии (из опыта работы). – Алматы, 2013.

2. Государственный общеобязательный стандарт Республики Казахстан дошкольного воспитания и об- учения. Основные положения. – Астана, 2012.

3. Байденко, В.А. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. – 2014. – № 11.

4. Хафизуллина, И.Н. К вопросу об инклюзивной компетентности учителя общеобразовательной школы / И.Н. Хафизуллина // Сборник материалов II межрегионального семинара «Государственная социальная политика по защите детства» – Астрахань, 2011.

 


Инклюзивное образование







 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10