электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2017 г.

 

Особенности сопровождения процесса социализации личности ребенка с ООП в условиях инклюзивного образования

№ 9 (170) ноябрь 2017

И. В. ТАРАНЮК, зам. директора по УР, КГУ «Средняя школа № 13», г. Петропавловск

 

Особое внимание в Послании Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» уделено социальной сфере. Отмечено, что нужно усилить внимание к гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. И мы все должны позаботиться о людях с ограниченными возможностями. Государственная политика в области образования в малокомплектных школах направлена на создание стабильных условий для обеспечения качественного обучения, воспитания и развития школьников. Происходит укрепление кадрового потенциала, информационной, материально-технической базы малокомплектных школ, создание полноценной образовательной среды на основе социального взаимодействия экономического, политического и культурного сообщества региона.

КГУ «Средняя школа № 13» г. Петропавловска имеет 18-тилетний опыт включения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в образовательное пространство школы. Инклюзивное образование – не метод, а целая философия, идеология, в основе которой заложены права человека на жизнь, обучение, образование. Человек имеет право, данное ему свыше, находить свое место в этом обществе, а не быть отторгнутым от него. Эта идеология нам далась не сразу: к этому мы шли в течение всех этих лет.

В настоящее время в школе обучаются 23 ученика с нарушением опорно-двигательного аппарата, что составляет 13 % от контингента школы. У 70 % из них наблюдается также речевое и эмоционально-волевое нарушение. Наполняемость инклюзивных классов составляет от 12 до 18 учащихся.

При работе с «особыми» детьми мы учитываем важные составляющие инклюзии:
- Разработать философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику.
- Всесторонне планировать инклюзию.
- В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя, и администрация.
- Включаем родителей.
- Формируем понимание инвалидности у работников школы и учеников.
- Обучаем весь персонал школы (включая охранников, повара, техперсонал и т.п.).

В школе для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата были созданы необходимые условия:
- оборудованы подъездные пути, лифт и пан- дус для беспрепятственного доступа детей, пользующихся коляской, в здание школы;
- оборудованы учебные кабинеты для организации образовательного процесса;
- оборудованы санузлы, удовлетворяющие потребности детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Основной контингент учащихся с особыми образовательными потребностями составляют воспитанники Петропавловского дома-интерната для детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата Управления социальной защиты акимата Северо-Казахстанской области. Эта организация обеспечивает подвоз учащихся в школу.

Коллективом школы осуществляется постоянная работа по формированию позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями:
- проводится разъяснительная работа с родителями и учащимися (классные собрания, беседы);
- учащиеся с ООП готовятся к общению со здоровыми сверстниками, проводится работа по переосмыслению их возможностей, форм работы, общения, временных рамок пребывания в учреждении образования, готовности к сотрудничеству.

Опыт показал, что инклюзивное образование так или иначе делает акцент на персонализацию процесса обучения, поэтому стратегическая линия развития обучения осуществлялась на личностно-ориентированном и дифференцированном подходах обучения к модели инклюзивного образования.

В процессе инклюзивного образования мы применяем экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения, включая дискуссии, непосредственное общение; применяем способы поэтапного усвоения материала, используя объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива; опираемся на оценку педагогом успехов учащихся с нарушением ОДА, включая оценку прогресса в обучении.

Основным изменением в методиках и содержании уроков в инклюзивных классах является использование индивидуального подхода к учащимся с ООП. В школе сложилась собственная модель, сильными сторонами которой является формирование толерантной среды и безусловное принятия школьников, что создает необходимую для раскрытия потенциала детей ситуацию психологического комфорта.

Учителя школы приобрели определенный опыт работы в условиях инклюзивного образования и разработали следующие способы включения:
1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»;
2) включать их в те же виды активной деятельности, но при этом определять индивидуальные задачи;
3) вовлекать учеников во все классные и внеклассные мероприятия для решения поставленных задач;
4) участвовать в широких социальных контактах вне школы.

В школе создана служба психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями. В группу входят заместитель директора по учебной работе, социальный педагог, психолог, медицинский работник, педагог-дефектолог и родители. Система сопровождения учащихся в образовательном процессе предусматривает деятельность в направлениях: диагностика, коррекционная работа, консультирование с учетом специфических задач, целей и динамики развития учащихся на различных ступенях обучения.

Психолого-педагогический консилиум как форма взаимодействия специалистов службы сопровождения позволил создать и ежегодно корректировать единую стратегию эффективного развития, социализации каждого ребенка с ООП в условиях образовательного процесса.

Организация исследовательской и проектной деятельности педагогов позволила выявить творческие способности детей с ООП. Среди них появились музыканты, певцы, поэты, которые впоследствии выбрали целью своей жизни творческие профессии.

Дети с ООП активны во всех сферах школьной жизни: учебной, спортивной, досуговой, творческой. Ребята очень любят участвовать в спортивных эстафетах дружбы «Вместе веселей и интересней», когда в команде со здоровыми сверстниками стараются победить в соревнованиях.

В школе работает театральный кружок «Шанырак». На занятиях ребята с ограниченными возможностями с 4 по 10 класс сами изготавливают кукол, репетируют кукольные спектакли и с удовольствием показывают их нашим учащимся и гостям школы.

Оптимальное соотношение учебных достижений ребенка и достижений в области жизненной компетенции определяется на основе признанной в большинстве высокоразвитых стран мира модели образования, ориентированной на результат. КГУ «Средняя школа № 13» г. Петропавловска достигла в этом направлении определенных успехов. Положительным результатом работы школы в условиях инклюзивного образования служит тот факт, что из 42 выпускников с поражением опорно-двигательного аппарата практически все успешно адаптировались в обществе, окончив высшие (50 %) и средне-специальные заведения (46 %). Среди них – юристы, музыканты, переводчики, учителя информатики и математики, медицинские работники, социальные педагоги. Все свое свободное время они отдают общественной деятельности, участвуя в слетах молодежных организаций, конкурсах, семинарах, различных проектах. Некоторые уже создали свои семьи, имеют детей.

Школа гордится выпускником 2011 года Акжаном Карим. Организатор молодежного общественного объединения, а сейчас директор ОЮЛ «Объединение инвалидов Наши выпускники «АРДОС-Жүрек», он стал не просто участником первого в истории Казахстана конкурса для людей с ограниченными возможностями «Разные-равные», но и победителем в номинации «Золотое перо», а также получил второе место в номинации «Лучший социальный проект». Отрадно отметить, что аббревиатура АРДОС расшифровывается как адаптация, реабилитация, доступность, образование, социальная защита.

Салимхан Сабитов, выпускник факультета журналистики Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева, завоевал 1 место в номинации «Лучший студент», Леонид Яковченко – один из самых «нежных и заботливых отцов», как называет его жена Гульнара, – учитель информатики, стал призером в номинации «Лучший учитель».

Необходимо также сказать, что обучение в нашей школе, реализующей идею инклюзивного образования, позитивно сказывается на обычно развивающихся детях, а не только на учениках с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети незаметно для себя получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное – способствует искренней заботе и дружбе.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно – принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

Совместное обучение дает многое как здоровым школьникам, так и детям с особыми образовательными потребностями. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ООП совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала личностного развития.

Следует отметить, что в процессе работы школы выявляются отдельные негативные факторы, влияющие на качество образования: замкнутость социума к проблемам детей-инвалидов, дефицит общения у обучающихся, отсутствие учреждений культуры, более низкий образовательный уровень населения и др.

Многоаспектность функциональных обязанностей учителя малокомплектной инклюзивной школы требует особых подходов при организации курсов повышения квалификации для данной категории педагогов. В нашей школе работают учителя, не имеющие специального образования в данной области. Ряд трудностей связан с недостаточностью или отсутствием учебно-методических комплексов, научных разработок и программ реализации инклюзивного образования. Проблемы школы, работающей в рамках инклюзивного образования, усугубляются при переходе на 12-летнее обучение, поскольку это связано с необходимостью организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Несмотря на все трудности, на протяжении последних 10 лет школа работает над решением проблемы «Повышение качества знаний учащихся в условиях инклюзивного образования». Результаты деятельности школы подтвердили оптимальность выбранных направлений решения проблемы. Анализ социализации выпускников школы в последние пять лет показывает, что все выпускники продолжают обучение, 100 % учащихся с особыми образовательными потребностями обучаются по грантам государства.

 


Инклюзивное образование







 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10