электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2015г.

 

Нарком просвещения КазССР Абдихамит Ибнеевич Сембаев

№ 5 (146) май 2015г.

А.К. МЫНБАЕВА, зав.кафедрой общей и этнической педагогики факультета философии и политологии КазНУ им. аль-Фараби, доктор педагогических наук, доцент

 

Символично, что в 2015 году Абдихамиту Ибнеевичу Сембаеву – 15-му по исторической хронологии Наркому просвещения Казахстана – исполнилось 110 лет. Анализируя скупые строки дат его пребывания на посту наркома, а затем министра просвещения КазССР, уже можно сказать, что это – один из самых больших периодов по сравнению с его предшественниками и последователями (с 1941 до 1955 года – 5 лет нарком просвещения и 9 лет министр просвещения КазССР). Символично и то, что в майском номере, посвященном 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне, мы говорим об участнике ВОВ и министре, возглавлявшем государственный образовательный орган в тяжелые военные и послевоенные годы.


Изучая историю образования Казахстана в русле личностного подхода, будет правильным уделить особое и специальное внимание лидерам нашей сферы деятельности, возглавлявшим систему образования страны в разные времена ХХ века – наркомам просвещения – министрам образования. С одной стороны, они реализовывали общую стратегическую линию политического, социального, экономического управления государством и отраслью образования, с другой стороны, без их личного, энергичного, мудрого оперативного и тактического управления невозможно было бы реализовать поставленные страной задачи.

В связи с этим нам очень импонирует рубрика журнала «Открытая школа» «Классики и современность» и особый казахстанский исторический проект очерков о наркомах просвещения, за что редакции журнала мы выражаем большую благодарность.

Прогресс просвещения того времени, да и всего казахстанского образования ХХ века неразрывно связан с именем Абдихамита Ибнеевича Сембаева. Масштабность человека, полная включенность и погруженность в образование на всем протяжении жизни, служение народу Казахстана, историчность личности вызывают гордость за наш народ, взрастивший такого лидера, государственного деятеля, ученого, педагога, организатора и историка образования.

***

Абдихамит Ибнеевич Сембаев родился в 1905 году (19.12.1904/01.01.1905) в ауле Карабулак, ныне – Карагандинской области, в семье лесного сторожа. Он учился в Каркаралинском и Семипалатинском педагогических техникумах. В 1927 году окончил Каркаралинский педагогический техникум. С 1926 года работал учителем в школе.

В 1928 году поступил в первое высшее учебное заведение на территории Казах- стана – Казахский университет (в 1930 году переименованный в Казахский педагогический институт) и окончил химический факультет в декабре 1931 года. После окончания работал в Наркомпросе КазССР методистом, инспектором управления школ.

Все исторические и трагические вехи развития Казахстана отражены в его биографии. Вот что пишет журналист Д. Слинько о 1937-38 гг. в жизни А.И. Сембаева: «По доносу, обвиняющему в сокрытии социального происхождения и связях с врагами народа, первичное партийное собрание исключает его из партии, его увольняют с работы. В зимнюю стужу Абдихамита Сембаева вместе с беременной супругой выселили из дома, и целый год им пришлось скитаться по съемным углам и квартирам, довольствуясь случайными заработками. Каждый день, каждую ночь они ждали грозного стука в дверь, готовились к самому худшему… Но бездушная машина репрессий вдруг дала сбой. Очевидно, даже для сталинских следователей обвинение в «кулачестве» семьи из 15 детей, живших в страшной нужде, показалось бессмыслицей. В 1938 году, после тщательного и детального разбора дела А. Сембаева в горкоме партии, ему возвращают партбилет и восстанавливают на работе» [1].

В 1940-41 гг. он работает ассистентом, преподавателем, зам. директора, директором Казахского сельскохозяйственного института.

В военном 1941 году директор Казахского сельскохозяйственного института уходит на фронт в составе «химических войск». Однако вскоре его отзывают и в декабре 1941 г. назначают наркомом просвещения КазССР. Он руководит министерством до 1955 г. Подробно о результатах работы его в качестве наркома и министра мы расскажем ниже.

В 1954 году защищает кандидатскую диссертацию «Казахская советская школа от Великого октября до начального всеобуча (1917 – 1950 гг.)». «В начале 50-х годов на него обрушился очередной удар власти. Началась кампания борьбы с «национализмом », направленная, прежде всего, против национальной интеллигенции, которая стала рассуждать очень самостоятельно. Министр просвещения получил строгий выговор с занесением в учетную партийную карточку на заседании Бюро ЦК КП Казахстана – за «националистические ошибки», допущенные в учебниках казахской литературы для средней школы. А речь школа о произведениях казахских авторов и акынов ХIХ века, которые сегодня составляют золотой фонд национальной литературы, важнейшую основу духовного и эстетического самосознания» [1].

В 1955-1963 гг. он стал проректором по учебной работе и заведующим кафедрой педагогики и психологии Казахского государственного университета им. Кирова (ныне – КазНУ им. аль-Фараби).

В 1963-1974 гг. – директор научно-исследовательского института педагогических наук им. И. Алтынсарина. В 1965 г. по совокупности работ ему присуждают ученую степень доктора педагогических наук. С 1967 г. – профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР. С 1974 г. – старший научный сотрудник НИИ педагогических наук им. Алтынсарина, с 1975 г. – профессор кафедры педагогики КазПИ им. Абая [2].

Умер профессор А.И. Сембаев в 1989 году (06.06.1989).

Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [2].

***

Условно автор исследования Н.С. Касымбекова выделила в биографии жизни организатора, государственно- го деятеля, ученого А.И. Сембаева три периода: учитель (1925-1939) → общественно-государственный деятель, педагог (1941-1954), → ученый (1955-1974).

На наш взгляд, такое деление очень условно. На- пример, являясь директором НИИ педагогических наук им. Алтынсарина, ученый остается общественно- государственным деятелем, поскольку стоит у руля научного обоснования развития системы образования, определяет, доказывает и регулирует внутренние дидактические изменения содержания образования школ. Конечно, здесь влияние А.И. Сембаева не прямое, оперативно-государственное, как в бытность министром, а научное – в чем-то стратегическое, в чем-то тактическое. Да и период его деятельности как ученого не закончился в 1974 году. Как пишет Н.С. Касымбекова: «А.И. Сембаев внес большой вклад в создание «Антологии педагогической мысли Казахстана», определил структурное ее построение» [2, с. 15]. Антология вышла в 1996 году [3], ее составителями стали известные ученые С.К. Калиев, К.Б. Жарикбаев. То есть Абдихамит Ибнеевичи позже 1975 года консультировал, выдвигал идеи, осуществлял научное руководство соискателями.

Далее в статье остановимся на вкладе А.И. Сембаева как организатора образования и как ученого-историка образования.

***

Вклад в становление и развитие системы народного образования Казахстана.

В годы войны, несмотря на сложное положение дел, как оценивают Г.М. и В.Г. Храпченковы, «в республике не произошло ни развала, ни деградации образовательной системы» [4, с. 109].

Как пишет сам А.И. Сембаев: «Школы республики сразу после начала войны встретились в своей практической деятельности со многими трудностями. Прежние планы мероприятий по подготовке школ и других детских учреждений к новому учебному году оказались теперь непригодными. Возникла новая проблема с педагогическими кадрами. Осложнился вопрос с ремонтом зданий, заготовкой и подвозкой топлива для школ. Появились новые заботы у педагогов и учащихся о хозяйстве своих школ. Начали поступать с фронта первые партии раненых бойцов Советской армии в военные госпитали, которые частично были размещены в школьных зданиях.

… Много детей прибыло в Казахстан по эвакуации, в том числе интернаты Советского, Пролетарского и Таганского районов Москвы с контингентом 2300 учащихся. Приехали тысячи детей, потерявших родителей, дети погибших воинов, партизан Великой Отечественной войны, дети из Ленинграда, Украины, Белоруссии, западных областей РСФСР. Всем детям, прибывшим в Казахстан, был оказан радушный при- ем, были созданы необходимые материально-бытовые и жилищные условия» [3, с. 392-393].

В сложные военные 40-е годы прибывающие дети были включены в систему образования, эвакуированные украинские вузы размещены на базе вузов и школ Казахстана.

Если посмотреть на данные расширения сети школ [4], то она от 1940 к 1950 году увеличилась (таблица).

В то же время число средних школ сократилось. Уточним, что обязательным было начальное образование, но в 50-е годы намечался переход к обязательному семилетнему обучению. Также это связано с тем, что старшеклассники в военное время уходили из школ в ПТУ, ФЗО, начинали работать на производстве, в колхозах и совхозах, чтобы приносить пользу Родине. Однако в 1944 году отсев школьников из школ стал сокращаться.

Продолжала развиваться и сеть вузов, рос контингент студентов, увеличивался выпуск специалистов. В 1941-1942 гг. произошло снижение контингента студентов. Однако в 1943-1944 гг. ситуация изменилась. Несмотря на трудность времени, по решению Союзного правительства в 1943 году в Чимкенте был организован технологический институт строительных материалов, в 1944 году в Алма-Ате были открыты государственная консерватория, женский педагогический институт. В том же году Алма-Атинский учительский институт иностранных языков, организованный в 1941 году, был преобразован в педагогический институт иностранных языков и была начата подготовка к организации института физической культуры, открытого в 1945 году [7, c. 28-29]. В 1943 г. был восстановлен НИИ педагогических наук. Государство и правительство СССР и Казахстана уже стратегически заглядывало далеко вперед.

Конечно, эти достижения являются результатом общей работы народа нашей страны, всего руководства СССР и КазССР, но, в частности, они характеризуют деятельность и наркома просвещения.

По оценке Н. Касымбековой, будучи министром, профессор внес вклад в «формирование единой типологии школ от начального к семилетнему всеобучу»; внес вклад в национальное развитие школы: «начинается медленное, но неуклонное возрождение национальной школы, национального компонента в содержании образования, казахского языка как языка обучения» [2, с. 15]. В Казахском государственном университете он способствовал становлению и росту научного потенциала университета и кафедры педагогики и психологии, занимался активным внедрением научных достижений в практику работы образовательных учреждений, возглавлял диссертационный совет. Под его началом был разработан ряд учебников для учителей школ на казахском языке [6]. В это время начали выходить его историко-педагогические труды [7-8].

Организационно-педагогическим вкладом ученого во время его работы директором НИИ им. Алтынсарина (1963-1974 гг.) можно считать начало системного обновления содержания школьного образования для казахских и уйгурских школ. В 1967 году коллегией Министерства просвещения был утвержден новый учебный план для казахских и уйгурских школ, а также график перехода на новые учебные программы и учебники. Этот план касался предметов республиканского цикла [4, с. 147]. Далее НИИ начал активную работу в данном направлении. На наш взгляд, опыт его работы наркомом и министром просвещения значительно помогал в этой работе.

***

Историко-педагогический вклад в развитие педагогической науки

Неоценим, на наш взгляд, вклад профессора в развитие историко-педагогической науки Казахстана. Г.Н. Храпченков – ученик А.И. Сембаева, так оценил вклад своего учителя: «Велик вклад в разработку проблем истории школы и педагогики советского Казахстана чл.-корр. АПН СССР, профессора А.И. Сембаева… Ученый подчеркивал: несмотря на все трудности, материальную бедность республики того времени, за 60 лет в Казахстане была ликвидирована поголовная неграмотность населения, осуществлены начальный, восьмилетний и средний всеобуч, и страна вошла в число самых образованных государств мира» [3, с. 150].

Справедливость такой оценки подтверждается научными трудами профессора [7-9]. Для иллюстрации мы сделали инфографику содержания его монографического исследования «Очерки по истории казахской советской школы», вышедшей под редакцией известного советского историка педагогики И.А. Константинова в 1958 г.

В работах А.И. Сембаева последовательно и скрупулезно зафиксированы исторические данные и примеры развития сети школ Казахстана, проведена периодизация развития школьного образования, систематизированы и охарактеризованы учебно-методические и дидактические материалы, оснащение школ, показано мощное развитие инфраструктуры школьного образования Казахстана. В его работе можно найти учебные планы школ (в т.ч. городских и сельских), трансформацию названий и количества предметов, которые изучались в школе, фотографии обложек-титулов школьных учебников, схемы детского самоуправления в школе и др. В одном из периодов проиллюстрированы динамика финансово-экономических ассигнований, затраченных государством на строительство школ Казахстана. Повторяющиеся характеристики «сеть школ», «контингент учащихся», «учебные программы», «учебно-воспитательная работа», «подготовка учителей» в раскрытии исторических этапов говорят о концептуальном научно-педагогическом, дидактическом, воспитательном подходе в изложении моно- графии и проведении исследования.

Столь богатый фактографический материал актуален для современных исследований, может быть примером и образцом для систематизации развития школьного образования в 2000-е годы.

Анализ работ профессора, позволяет судить как о реформах образования советского периода, так и о самом авторе – ученом и организаторе, написавшем столь фундаментальный труд. Сама монография ярко иллюстрирует мощную, плановую, стратегическую работу государства и правительства в развитии образования в советский период, может помочь в понимании современных проблем реформ школьного образования. Показывает масштабность и плановость развития, сами масштабы построения школьной инфраструктуры, заботу государства как важного направления социальной, экономической, идеологической политики в области образования, научную обоснованность расширения и изменений содержания образования.

Также мы можем построить психологический портрет исследователя. Профессор А.И. Сембаев обладал масштабным, системным, стратегическим видением и мышлением, фундаментальностью в подходе к работе, точностью и скрупулезностью, владением всеми на- правлениями работы школы, лидерскими качествами. Через его работы, а также труды других историков образования мы можем оценить исторический вклад А.И. Сембаева в развитие советского образования. Именно глубина знания вопросов изнутри, биографические события его жизни (учеба в школе, техникуме, первом университете, работа методистом наркомпроса, вузовская работа), опыт управления образованием на разных уровнях позволили ему создать столь важный и интересный научный труд. Отметим, что последу- ющие министры образования, вряд ли, смогут привести пример такого большого и важного научного осмысления развития образования Казахстана в своих публикациях. Реальная практика долголетней работы в Наркомате просвещения и руководителя позволила зафиксировать и систематизировать для истории столь значимый отрезок временного развития государства и системы образования.

Труды А.И. Сембаева выстроены на основе принципов историчности, периодизации, статистического комплексного подхода, системности, объективности. В то же время прослеживается принцип партийности и идеологичности, что закономерно и характерно большинству работ советского времени. Тем более, жизненный и трагический опыт ученого и государственного деятеля, члена партии неразрывно интегрированы в его личности.

Имя Абдихамита Ибнеевича Сембаева золотыми буквами вписано в историю нашего государства и народа. Его имя стоит в одном ряду с учеными, государственными и общественными деятелями К.И. Сатпаевым, Т.Т. Тажибаевым, А.Х. Маргуланом, Е. Букетовым и другими. Для начинающих исследователей и менеджеров образования он является примером самоотверженной работы и преданности делу просвещения Казахстана.

Дело Абдихамита Ибнеевича Сембаева продолжают его потомки. Его труды изучают современные студенты. Он был научным руководителем многих аспирантов и докторантов. Под его руководством защищено более 15 диссертаций.

Дело служения Родине, как пишет Н. Касымбекова, продолжено его детьми: сыновьями Дауреном, Даулетом, дочерьми Сауле и Раузой Сембаевыми.

Даулет Сембаев, известный экономист, в 1991 году занимал должность заместителя Премьер-министра Республики Казахстан. Интересно, что и внучка – врач- психиатр Джамиля Стехликова, дочь химика Раузы Хамитовны Сембаевой, не так давно была первой казашкой – министром в Чехии – европейском государстве.


Литература

1. Слинько Д. И дум высокое стремление… // Казахстанская правда. – 2005. – 13 апр.

2. Касымбекова Н.С. Общественно-педагогическое и научное наследие А.И. Сембаева: автореф. … канд. пед. наук 13.00.01. – Астана, 2008. – 32 с.

3. Антология педагогической мысли Казахстана / сост. К.Б. Жарикбаев, С.К. Калиев. – Алматы: Рауан, 1995. – 512 с.

4. Храпченков Г.М., Храпченков В.Г. История шко- лы и педагогической мысли Казахстана. – Алматы: Кайнар, 1998. –168 с.

5. Лукьянец И.К. Возникновение и развитие высшего образования в Казахстане // Ученые записки КазГУ им. Кирова. – 1959. – Вып. II, т. 42. – С. 3-36.

6. Летопись Казахского национального университета имени аль-Фараби. 1934-1960. Том 1. – Алматы: Қазақ университеті, 2004. – С. 200.

7. Сембаев А. И. Очерки по истории казахской советской школы. – Алма-Ата: Каз. гос. уч. пед. изд., 1958. – 327 с.

8. Сембаев А.И. История развития советской школы в Казахстане. – Алма-Ата: Казучпедгиз, 1962. – 367 с.

9. Сембаев А.И. Научно-педагогические вопросы на- родного образования в Казахстане. – Алма-Ата, 1976. – 97 с.

Приложение 1.

А.И. Сембаев. История развития советской школы в Казахстане (1917-1960). – Алма-Ата, 1962. Тяготы и лишения военных лет вызывали большой отсев учащихся из школ, особенно из старших классов, так как многие старшеклассники уходили в ФЗО и ремесленные училища, на самостоятельную работу в про- изводство. Значительную часть отсеявшихся составляли школьники, обремененные домашней работой, уходом за младшими братьями и сестрами, у которых отцы ушли на фронт, а матери работали на производстве...

...Количество детей в детских домах Казахстана, особенно в первые годы войны, быстро возрастало и достигло 45 тыс. человек. В связи с этим на местах открывались новые детские дома, например, на конец 1943 г. только в одной Алматинской области число детских домов достигло 11 с общим количеством детей 3300 человек. В работе детских домов Казахстана были серьезные трудности. Не хватало одежды и обуви, инвентаря, топлива и транспорта, а главное — помещений для размещения детей. Все эти трудности были успешно преодолены благодаря исключительной заботе Советского правительства, ЦК Компартии Казахстана и всей советской общественности об осиротевших детях...

Приложение 2.

Инфограмма содержания монографии А.И. Сембаева «Очерки по истории казахской советской школы» (Алма-Ата, 1958)

Первый столбик показывает хронологию времени – начальную периодизацию развития школьного образования в ХХ веке, предложенную А.И. Сембаевым. Bторой столбик – на- звание разделов книги. Далее включены подзаголовки. Части, не имеющие подзаголовков, содержащие общее описание были названы «История событий. Директивы, основные направления развития и др.» (название наше). Названия, повторяющиеся в подзаголовках, выделены нами для понимания системности построения монографии, а также возможности определения для исследователей критериев и показателей развития системы школьного образования в образовательной политике.

 

 

Классики и современность






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no