Старый добрый афоризм «какой солдат не мечтает стать генералом» стал особой приметой нашего времени. Уже со школьной скамьи, располагая доступом к источникам знаний, не виданным ранее, дети могут грезить о карьере и стремится к ней. Среди знакомых мне старшеклассников многие мечтают стать президентами, банкирами, политиками, бизнесменами, представляют свое будущее не только в своем крае, но и далеко от дома. Такова реальность ХХI века и планы молодого поколения, которому принадлежит будущее. И это вполне оправданно.
Школьница, о которой мой рассказ, жила в прошлом столетии. Она родилась в многодетной крестьянской семье Бультриковых в селе Касык, что находится за Курдайским перевалом недалеко от киргизской границы. Назвали ее Балжан, что в переводе с казахского языка означает «сладкая душа». Нарекли так потому, наверное, что она была самой младшей и единственной дочерью у родителей.
Светлолицая, кареглазая, нежная, хрупкая, она соответствовала своему имени и была их настоящей отрадой. Балжан рядом со своими братьями Альтаем, Султаном и Толебаем росла, как мальчишка. Да и родители одевали ее соответственно. В школу она пошла вслед за старшими. В то трудное полуголодное время на селе взрослые часто привлекали детей к полевым работам. Уже в шесть утра на телеге их собирали по дворам и везли на прополку свеклы. К занятиям в школе приступали лишь к девяти утра. Так было нужно, и маленькая Балжан, поняв это, рано познала цену совсем не детского труда. Наверное, тогда и стал формироваться ее характер, который позднее будут оценивать в ней, как прочный жизненный стержень, выдвигая на ответственные посты. А тогда, в школьные годы, у Балжан была мечта стать учителем и помогать своим родителям. Любознательная и очень старательная, она радовала их и учителей, была не по возрасту рассудительной, за что близкие люди, любя, называли ее «ақылдас», советчицей.
Учитель математики Абдималик считал особыми ее способности к учебе. И не только к учебе. Рано стали проявляться умение и желание обучать других. И вот уже после шестого класса Балжан принимает участие в работе по ликвидации неграмотности и в свободное время учит грамоте взрослых. Как лучшую ученицу школы, ее наградили поездкой в Москву. Счастливая, она огорчалась лишь от того, что не знала русского языка. В селе Касык жила только одна русская семья, да и та говорила на казахском языке. А в казахских школах русский язык тогда еще не преподавался, он был введен в программу обучения, как обязательный, начиная лишь с апреля 1938 года. В этой поездке Балжан повезло, ее выручила девочка из группы, уйгурка, которая переводила ей все, о чем гид рассказывал им во время экскурсии по Москве.
Окончив школу с золотой медалью, Балжан отпросилась у родителей и поехала учиться в Алма-Ату. Как и мечтала, стала студенткой факультета казахского языка и литературы Учительского института. Вступительные экзамены сдала успешно. С русским языком помогла преподаватель института Федулова Любовь Александровна, которая в свое время была выслана из Ленинграда из- за репрессированных родителей. Балжан учила ее предмет день и ночь и даже попросилась к ней на ежедневные дополнительные занятия. Девять месяцев упорной работы педагога и студентки дали свои плоды. Балжан освоила язык и всю жизнь помнила своего русского учителя. Позже, когда один из журналистов во время интервью с Балжан спросил о том, каким, по ее мнению, должен быть учитель, она, не задумываясь, ответила: «Таким, как Л.А. Федулова, образованным, терпеливым и внимательным».
Уже на первом курсе Балжан стала сталинской стипендиаткой. В то время это было признанием ее блестящих успехов в учебе. Обычная стипендия тогда была 30 рублей, а сталинская – 500. В тот же год ее избрали депутатом районного Совета депутатов трудящихся Фрунзенского района г. Алма-Аты. Наряду с учебой общественная работа стала частью ее жизни. Общительная, дружелюбная, отзывчивая, она оставалась прежней Балжан, помогала своим сокурсницам в учебе, стойко переносила вместе с ними все житейские трудности, как всегда заботилась о родителях, общалась с друзьями, словом, успевала всюду, все делала спокойно, основательно, с душой. Тогда же пришла любовь. Ее друзья Валя Панфилова (дочь генерала Панфилова) и будущий композитор Бахытжан Байкадамов познакомили ее с Искандером Кожабаевым, с которым она, выйдя замуж, прошла вместе более чем полувековой счастливый жизненный путь.
Учительский институт окончила с отличием в 1941 году и стала студенткой КазПИ. Но с началом войны Балжан перевелась на заочное отделение и уже позже окончила его также с отличием. В должности завуча Лепсинской средней школы в Талды-Курганской области, куда она поехала по направлению, трудиться пришлось недолго. Уже через несколько месяцев ее отозвали и назначили директором средней школы № 12 в Алма-Ате, в единственной казахской школе города. Тогда Балжан исполнился только 21 год. Это был серьезный жизненный экзамен и его нужно было непременно выдержать, выдержать достойно. Само военное время налагало особую ответственность.
Школа находилась в самом центре, в ней обучались как мальчики, так и девочки. Через год школа стала только женской из-за эксперимента по раздельному обучению детей в городских школах, продолжавшегося, несмотря на военное время, в соответствии с решением Комиссариата просвещения СССР. На долю молодого директора школы выпало немало трудностей. И главная из них – нехватка учителей. Все учителя-мужчины были призваны на войну. Все вопросы, в том числе и хозяйственные, приходилось, как директору, решать прежде всего самой. Посте- пенно стал приходить опыт управления коллективом. Нужно было задавать тон, упорно работать и учиться во имя страны, приближая победу. И ее коллектив этого добивался, следуя за своим лидером.
Школа жила в едином ритме со всей страной. На каждом уроке ученикам давали информацию о ходе войны, мужестве и героизме советских воинов, о казахстанцах, воевавших на фронте и в тылу врага. Коллектив школы, как и все тыловики, собирал облигации и денежные средства для оборонного фонда страны, покупки танка, готовил подарки, теплые вещи для солдат панфиловской дивизии. Учителя и ученики работали среди населения, выступали на заводах с концертами, ставили пьесы на военные темы, словом, вносили свой посильный вклад во имя приближения победы.
Главное внимание педагогического коллектива школы уделялось освоению учебного материала и успеваемости учеников. К чести педагогов, она тогда составляла ежегодно около 90 %. Школа была на хорошем счету в городе. Вместе с ее авторитетом росло и признание заслуг Балжан Бультриковой, незаурядного педагога, умного руководителя, вникающего во все тонкости обучения и воспитания. Она сама тщательно готовилась к своим урокам по казахскому языку и литературе, делилась опытом, старательно изучала все самое передовое в педагогической науке и практике республики.
Наработанный школьный опыт дал о себе знать, когда в 1949 году ее избрали председателем Центрального Комитета профсоюза работников средних и начальных школ Казахской ССР. Это был первый ответственный пост в политической карьере будущего министра и члена правительства. Забота об учителе, его материальном благосостоянии, условиях труда и быта, детском и семейном отдыхе, физической закалке и многие другие вопросы жизнедеятельности работников образования требовали повседневного внимания и новых усилий. На этой работе открылся большой простор для развития организационных способностей Б. Бультриковой. Умение брать ответственность на себя, правильно оценивать ситуацию, чтобы принять решение, считаться с мнением подчиненных, терпеливо относится к их недостаткам и ошибкам, убеждать словом и делом – эти качества нарабатывались с каждым годом.
В тридцать четыре года Балжан Бультрикову назначают министром социального обеспечения Казахстана. Для того времени это был редкий случай выдвижения молодой женщины на руководящую правительственную должность. Перед назначением ее вызвали в Центральный Комитет Компартии Казахстана. Волнение было огромным. После собеседования, дома, делясь впечатлениями с любимым супругом и советчиком, она расскажет, что ей был задан вопрос о том, какое из направлений работы правительства она считает приоритетным на текущий момент – социальное обеспечение населения или его просвещение. Ответив в пользу первого и обосновав свою позицию, услышала, как первый секретарь ЦК Пономаренко П.К. одобрительно сказал «умница».
Вот здесь, несомненно, сказался ее опыт профсоюзной деятельности в массах в то трудное послевоенное время.
Одиннадцать лет с 1955 по 1966 годы она посвятила работе в системе социального обеспечения республики. В войну немало семей потеряли кормильцев, а вернувшиеся живыми, но изувеченными нуждались в лечении и реабилитации. Дети-сироты, инвалиды, престарелые люди, многие другие уязвимые слои населения ждали помощи и заботы государства. Эта помощь и забота стали главным смыслом работы министра и руководимого ею министерства. Как вспоминают дочери Б. Бультриковой, с самого раннего детства в их память врезались картинки, когда «у маминой работы каждый день сидели безрукие или безногие люди, ожидавшие приема у министра». И она обязательно их принимала. Чужой боли для нее не было. Благодарность и глубокое уважение многих людей она заслужила, когда в Алма-Ате под ее непосредственным руководством был построен первый протезно-ортопедический завод, дом престарелых. Новое здание было построено и для самого министерства. А главное – министр принимала не- посредственное участие в разработке, обсуждении, принятии первого в истории республики «Закона о социальном обеспечении». К тому времени она была уже избрана депутатом Верховного Совета Казахской ССР. Именно период работы министром социального обеспечения сформировал ее, как государственного деятеля республиканского масштаба.
Можно бесконечно перечислять все заметные успехи Б. Бультриковой на этом поприще, говорить о ее деловитости, ответственности, но портрет будет не совсем полным, если не сказать о том, что, не- смотря на такой высокий пост, в жизни она была открытой, справедливой и честной. В 1964 году семья из шести человек получила, наконец, четырехкомнатную квартиру, правда, в обычном, а не элитном доме. Она не могла, да и не хотела претендовать на особые жилищные условия в силу своей природной скромности. В том многоквартирном доме она прожила до конца своей жизни. Сегодня на нем висит мемориальная доска с ее именем.
И еще один известный факт, характеризующий ее человеческие качества. Сострадая и помогая другим людям, она не могла принять только случая, когда к ней обращались люди с просьбой пристроить стариков в дом престарелых под разными предлогами. Она могла вести спокойную и долгую беседу с такими посетителями и в итоге отговорить их от этого неверного шага. Родители, семья, забота оставались для нее главной ценностью, тем святым, что есть и должно быть в жизни любого человека. На работе она была министром, дома – хорошей хозяйкой, ласковой матерью, верной женой, любимой дочерью и снохой. К слову, в те годы в домашних делах, в воспитании детей ее опорой была мудрая, добрая свекровь Бибисара, без которой трудно было бы совмещать работу и семейные дела. И, конечно, любимый муж и отец детей Искандер, у которого была не менее ответственная научная и педагогическая работа. Он был одним из первых директоров юридической школы Казахстана, ученым, чьи заслуги в области юриспруденции были признаны обществом, и он стал третьим человеком, получившим звание «Заслуженного юриста Казахской ССР». Такой счастливый тандем, бесспорно, содействовал успеху и дальнейшему карьерному росту Балжан Бультриковны.
В 1966 году в результате плодотворной деятельности в качестве министра социального обеспечения ее назначили Заместителем председателя Совета министров Казахской ССР. В ее компетенцию входили вопросы руководства развитием здравоохранения, социального обеспечения и культуры. В том же году последовало избрание ее депутатом Палаты национальностей Верховного Совета СССР. Ее знала не только наша общественность. Участвуя в работе многих общесоюзных организаций – таких, как Комитет солидарности с народами стран Азии и Африки, Комитет советских женщин, она завоевала весомый политический авторитет. Поэтому было вполне закономерным, когда она наряду с должностью Заместителя Председателя Совета министров была утверждена главой внешнеполитического ведомства Казахской ССР. В истории Казахстана она стала первой женщиной – министром иностранных дел. Обширный круг проблем, которым отныне занималась она, говорил сам за себя, был показателем высоты и предела ее способностей, как государственного деятеля. Самые яркие эпизоды работы стали знаковыми в ее жизни. Их было немало, и они нашли отражение в официальных отчетах, информациях, статьях. Их можно найти в архивных документах.
В рамках одной статьи можно лишь назвать наиболее памятные события. Так, в 1966 и 1970 годах Б. Бультрикова в составе официальной делегации СССР принимала участие в ХХI и ХХV сессиях Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Она была первой в истории Казахстана женщиной-дипломатом, министром иностранных дел, выступавшей с трибуны ООН. В те годы МИД СССР возглавлял один из корифеев советской дипломатии А.А. Громыко. О встречах и беседах с ним с особой теплотой рассказывала журналистам после поездок в Нью-Йорк. Активно участвуя в работе одного из комитетов ООН, она удостоилась не только высокой оценки главы советской делегации, восхищения зарубежных дипломатов, но и высокой чести Правительства СССР быть награжденной орденом «Трудового Красного Знамени».
В 1970 году за активную работу по руководству здравоохранением республики она получила благодарность министра здравоохранения СССР Б.В. Петровского. В те годы одним из серьезных вопросов в этой сфере было снижение риска инфекционных заболеваний среди населения. Возглавляя правительственную комиссию Казахстана, она лично выезжала в регионы республики для организации и контроля работы медицинской и санитарной служб по их профилактике. Об этом напоминает сохранившийся подарок союзного министра – наручные часы с его личной подписью и текстом «За противоэпидемическую работу», которые бережно хранятся в ее семье.
Все сферы социально-культурной жизни, которые курировала Б. Бультрикова, требовали больших усилий, особенно государственной материальной и финансовой поддержки. Эти вопросы удавалось успешно решать благодаря ее авторитету и уважению со стороны партийного руководства Казахстана, местных органов власти. Семь раз ее избирали депутатом Верховного Совета Казахской ССР. Мандат доверия ей давали простые рабочие и колхозники, врачи, творческие работники и, конечно, учителя. В более чем сорокалетней ее деятельности на различных постах вопросы обучения и воспитания детей заняли самое решающее место.
В 1971 году Б. Бультрикову назначили министром просвещения. Нельзя не отметить ту роль, которую она сыграла в завершении перехода республики на всеобщее среднее образование, увеличении сети школ и дошкольных учреждений на селе, организации интернатов для обучения детей из отдаленных животноводческих районов. Еще в бытность лидером республиканского профсоюза работников средних и начальных школ, она отстояла необходимость сохранения начальных классов в казахских школах. Молодая, решительная, она пришла тогда на прием к Председателю Президиума Верховного Совета Казахстана Казакбаеву, с волнением и глубокой болью изложила свою позицию. Нашла понимание и получила поддержку. Начальные классы в казахских школах были сохранены. Став министром просвещения, она с той же настойчивостью теперь добивалась обеспечения школ, в том числе и начальных, опытными учителями с высшим педагогическим образованием. Для этих целей ставила перед правительством республики вопрос о передаче педагогических вузов в прямое подчинение Министерства просвещения Казахской ССР, освободив от функции руководства ими Министерство высшего и среднего образования. Иными словами, вчерашний учитель, а ныне министр, она знала цену всех мер, которые предлагала для качественной работы школы, и смело внедряла их в жизнь, за что и снискала уважение и почет как в учительской среде, так и в обществе в целом.
Видный государственный деятель, она в разное время участвовала в различных форумах международного формата, посетила Японию, США, Корею, Швейцарию, Чехословакию, Сирию, Египет, Цейлон (Шри-Ланка), другие страны и всюду достойно представляла Казахстан. За свой многолетний труд была награждена тремя орденами, семью медалями, в том числе медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», почетными грамотами республики и союзных общественных организаций. Имя и биография Балжан Бультриковой значатся в международном справочнике «Кто есть кто среди женщин», издаваемом в Кембридже, в Казахской Энциклопедии, ей посвящен не один десяток статей в союзных и республиканских изданиях.
Но самая дорогая память об этой удивительной женщине-казашке, достигшей таких высот, хранится на ее родине. В этом нам посчастливилось убедиться во время недавней поездки туда с ее внуком Арманом Кожабаевым и редактором журнала «Открытая школа» Ларисой Поповой. С особой гордостью нам показали стенды с фотоматериалами, посвященными жизни и деятельности знаменитой землячки в школе № 4, носящей ее имя, в районном музее и, особенно, в родной ее школе в селе Касык. В том доме, где прошло ее детство, на улице ее имени дружно собрались немногие из оставшихся родственников, их взрослые дети, соседи. Они тепло приветствовали Армана, как наследника сына Балжан-апай Алмата, порадовались тому, что он и другие ее потомки достойно живут, следуют тем нравственным ценностям, которыми жила она и ее дружная семья. Расспросили о самом младшем из детей Руслане, который, представляя Казахстан, трудится на дипломатическом поприще в Нью-Йорке.
В непродолжительной по времени, но очень теплой этой встрече, нам удалось узнать о Балжан Бультриковне много таких деталей, о которых не прочтешь ни в каких официальных источниках. По рассказам родных, она была очень обаятельной в общении, могла спокойно поддержать любую беседу, дать нужный совет. Одна из ее уже немолодых родственниц Зейнеп Абдималикова до сих пор помнит, как, приезжая навестить родителей, министр-апай обязательно приходила в гости к другим сельчанам, не отказываясь от приглашений. Собирая вокруг себя девочек, говорила им, что после школы нужно непременно ехать учиться в КазПИ, напоминая при этом шутливо: «не перепутайте, слово КазПИ – это название педагогического института, это не море Каспий». К слову, по ее примеру сама Зейнеп и другие школьницы из села стали в жизни учителями. Балжан-апай подробно рассказывала собравшимся о столице, обо всем новом, чем жил город и вся страна. А в завершение доставала из сумочки сложенный лист песни «Ер- кемай», которую ей знаменитая певица Жамал Омарова специально записала. Помнят земляки о том, как их именитая апай заботилась о своей маме, как, забирая ее в город, подолгу могла не отпускать в деревню, как тяжело переживала ее уход из жизни. Вспоминали они и о том, какими хлебосольными были они с супругом, как прекрасно готовили, принимали друзей, убирали сами квартиру, не приглашая для этого домработниц, как жили скромно, но интересно. Одним словом, в этих воспоминаниях рисовался жизненный портрет дорогой для них семьи. Позже, уже в городе, образный сюжет пополнили мои беседы с дочерями Балжан Бультриковны – Лаурой, отличным преподавателем китайского и японского языков, и Баглан – профессором КазНПУ им. Абая. Из их воспоминаний мне удалось понять главное: будущее их матери, мечтавшей когда- то стать простым учителем, взрастил ее родительский дом, отчий край, любовь самых близких людей и, конечно, ее огромная целеустремленность и трудолюбие, тяга к знаниям и способность их применять. Педагог, дипломат, государственный деятель, Балжан Бультрикова от природы была одарена ключевым качеством – любовью и уважением к людям. А это, на мой взгляд, – основной стержень в любой профессии, одна из весомых позиций в успешном профессиональном и карьерном росте любого человека, независимо от того, в какое время он живет и трудится.
|