электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2018г.

 

Сказки В.А. Сухомлинского в воспитании ответственного отношения к людям и окружающей действительности

№ 10 (181) декабрь 2018г.

М.Ю. КЛЮКИНА, преподаватель спецдисципин МБУ ДО «Детская художественная школа №1 города Йошкар-Олы», Российская Федерация

 

Василий Александрович Сухомлинский, выдающийся сельский учитель и директор, педагог-новатор советской эпохи – великий гуманист. Вся его педагогическая система основана на признании личности ребенка как высшей ценности. Важную роль в воспитании детей он отводил сказкам. Он считал, что сказка помогает воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, ответственность, заботу о судьбе другого человека.

Им самим в годы его педагогической деятельности написано много сказок, притч, рассказов. Его сказки не только увлекают, но и нравственно встряхивают, так как в них создается особый мир добра, человечности, сострадания, справедливости, любви. Когда читаем и перечитываем их с детьми на занятиях изобразительным искусством, мы замечаем, что они простые и нежно-описательные. Дети читают и видят обстановку, героев сюжета, все происходящие в сказке действия персонажей. Хотя Сухомлинский-сказочник немногословен в описаниях, но очень точен, выразителен. Для нас, педагогов, важно еще то, что он очень бережный к детской психике и писал свои произведения для того, чтобы сказка и сказочная ситуация помогали раскрыться лучшим качествам в душе ребенка. Читая сказки В.А. Сухомлинского, мы учились вести с маленькими людьми серьезные разговоры о жизни, о месте человека в мире, о том, что каждый может внести в окружающий мир, как человек может изменять себя, пробудить в своем сердце доброе. И само собой развилась практика сопровождать чтение сказок созданием иллюстраций, а затем и приносить на занятия к детям свои графические и живописные трактовки образов и сюжетов Сухомлинского.

Очень простая и добрая сказка «Пусть будут соловей и жук» [3]. Но именно она позволяет ненавязчиво выйти на разговор с детьми об актуальной и вечной теме: об отношении к «бедным, презираемым и незнатным», «нераскрученным», не блистающим яркими и модными талантами. Той самой темы, которая представлена в Евангелии от Матфея: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» [Мф. 18: 10] и подчеркивается в Толковании Святого писания [5]. Эта сказка учит видеть проявления Бога в самых на первый взгляд незначимых существах. Учит ценить эти проявления жизни, в обыденном видеть красивое.

Многие сказки В.А. Сухомлинского помогают развитию эмоциональной грамотности детей. Так, например, сказка «Пчела и тыквенный цветок» [4] в работе с детьми может помочь учить их различать и называть эмоции, показать, как проявляются чувства, настроение, эмоции. Это очень помогает решать задачи раскрытия, сохранения в ребенке эмоциональной чуткости к добру и злу, справедливости и несправедливости. Работа с этой сказкой дает также богатый материал для обсуждения средств выражения эмоционального строя, содержания иллюстрируемого текста, что очень помогает решать и задачи художественного образования.

В детских художественных школах образовательной целью учебной работы является обучение детей приемам конструктивного рисования, передачи объемной формы светотенью и цветом, материальности предметов и умению использовать полученные приемы и навыки в самостоятельной работе. В эту образовательную работу вплетается многогранная воспитательная работа, направленная, прежде всего, на воспитание и развитие гуманистической личности, способной к творческой деятельности, мыслящей в духе общечеловеческих ценностей. Такая работа идет через все дисциплины учебного плана, в том числе и через уроки композиции, которые я веду в течение ряда лет в МБУ ДО «Детская художественная школа № 1 города Йошкар-Олы».

Уроки композиции в детской художественной школе могут внести существенный вклад в решение воспитательных задач, так как их особенностью является то, что есть возможность выбора темы, знакомства и анализа литературы, сбора материала для работы. Все эти составляющие в работе с учащимися можно наполнить нравственным содержанием. Широкие возможности предоставляет программа этой дисциплины для обращения к авторским и народным сказкам. Они позволяют пробудить мысли и чувства детей, их творческие желания и силы. Совсем не случайно В.А. Сухомлинский считал, что именно сказка приводит детей к «истокам мысли и слова» – к самой природе [2, с. 29]. Кроме того, сказка преподает урок нравственности, развивает в человеке человеческое, и делает это без скучных наставлений, просто показывая, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. «Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» [1, с. 123].

Мы стремимся использовать возможности уроков композиции для знакомства учащихся со сказками, давая задания разработать иллюстрации к ним. Сказка – воспитатель детей и даже взрослых, так как сказка ненавязчиво учит людей великодушию, милосердию, неравнодушию, сочувствию, бескорыстности в совершении добрых дел.

После прочтения сказок, их иллюстрирования учащимися для выявления влияния этих сказок на умы и сердца детей мы попросили детей через два месяца написать небольшое сочинение. Нам было важно выяснить для себя, оставили ли сказки Василия Александровича след в душах детей. Учащиеся помнили содержание сказок, и самое главное, все они написали, что сказки очень понравились. Учащиеся написали, что в сказках видно, как автор относится к природе, к окружающему миру. «С каждой новой строчкой при чтении сказки я понимала, как нежно и трепетно автор относится к природе» (Судакова Мария). «Он пишет о растениях, животных с огромной любовью», – отмечает Неустроева Даша.

Многие учащиеся остановились на том, что сказки помогают понять ответственность человека перед родными, товарищами и обществом, а главное, перед собственной совестью. Карпухно Полина описывает мысли, которые возникли при прочтении сказки. «Например, когда читаешь сказку «Пчела и тыквенный цветок», возникает вопрос: «Если бы ты была на месте цветка, а пчела была бы твоим другом, братом, как бы ты поступила?» И в первую очередь перед своей совестью будет стыдно, если не поможешь человеку в беде. В сказках В.А. Сухомлинского особый мир сострадания, человечности и особенно доброты. Читая эти сказки, я задумалась о том, что каждый человек может внести вклад в окружающий мир. Если ты будешь заботиться о ком-то, о чем-то, то в твоем сердце пробудится доброта». А Арина Полянина делает очень значимый вывод: «Читая сказки В.А. Сухомлинского, невольно задумаешься о хрупкости окружающего мира, о ценности каждого мгновения и об ответственности за все живое. Это особенные сказки, которые заставляют думать и сопереживать, искать правильный ответ и осознавать, что любой поступок имеет последствие». «Мне понравились эти сказки, они учат ответственности. Эти сказки учат доброте, умению общаться, тому, что надо помогать в беде», – пишет Ильина Эвелина.

«Каждая сказка В.А. Сухомлинского учит жить и правильно вести себя в обществе», – Судакова Мария. Иногда появляются у детей такие мысли, о которых взрослый человек, может, и не задумался бы. Неустроева Даша высказала такую мысль, что в сказке показывается то, что пчелка трудилась до самой ночи, значит и детям надо учиться доделывать дело до конца. Или Краснова Лилия пишет: «Эти сказки учат ценить даже малые проявления жизни, как, например, по сказке «Пусть будут Соловей и Жук» можно сделать вывод о том, что даже обычный маленький жук очень полезен». А Ускова Татьяна хочет посоветовать своим младшим сестрам прочитать сказки Василия Александровича.

Главным при работе со сказками мы считаем мысль Сухомлинского: «Слово, раскрывающее благородные идеи, откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть» [2, с. 189]. Именно сказка может заставить учащихся задуматься о вечных ценностях, учит различать добро и зло, что очень важно сейчас, когда такие важные ориентиры становятся расплывчатыми. Воспитательное воздействие сказки определяется тем, что она, прежде всего, воздействует на чувства ребенка, эмоционально окрашивая назидательное содержание. А длительная работа над образами сказки делает это воздействие основательным, прочным.

«Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, – воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке» [1, с. 123], – эта мысль В.А. Сухомлинского и сейчас очень нужное и важное звено в работе с детьми в детских художественных школах.

Список использованных источников

1. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (методика воспитания коллектива) /В.А. Сухомлинский. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 238 с.

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям /В.А. Сухомлинский. – Киев: Ряданьска школа, 1974. – 288 с.

3. Сухомлинский В.А. Пусть будут соловей и жук // URL:http://www.miloliza.com/sukhomlinskijrasskazy- i-skazki-dlya-detej/146-sukhomlinskijchitat/ 6268-pust-budut-solovej-i-zhuk (дата обращения: 15.10.2017).

4. Сухомлинский В.А. Пчела и тыквенный цветок // URL: http://www.miloliza.com/sukhomlinskijrasskazy- i-skazki-dlya-detej/146-sukhomlinskijchitat/ 6264-pchela-i-tykvennyj-tsvetok (дата обращения: 10.09.2017).

5. Толкования Святого Писания //URL: http:// bible.optina.ru/new:mf:18:10 (дата обращения: 15.06.2018).

 

Классики и современность






 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no