электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2019г.

 

Актуальность взглядов Л.С. Выгодского в рамках обновления содержания образования

№ 1 (182) январь 2019г.

Е.В. МАНЯКИНА, учитель русского языка и литературы КГУ ОШ №129, г. Алматы,

 

Нельзя, безусловно, отрицать все педагогическое наследие, незаслуженно забывать свое прошлое, каждый раз начинать все с нуля. Нужно разумно подходить к педагогическому наследию, находить и применять идеи и опыт, проверенные временем и дающие хорошие результаты. Конечно, изменились исторические реалии, педагогические подходы, методы и приемы обучения, но основу педагогики изменить нельзя, поэтому необходимо дорожить тем, что мы имеем.


Современное образование переживает непростой этап перехода на обновленную систему, в связи с чем происходит пересмотр педагогического наследия. Многие знакомые со студенческой скамьи имена отошли в тень, некоторые забыты, отдельные опровергнуты и отвергнуты, пересмотрены взгляды на обучение и образование детей. Незаслуженно забыты имена русских и советских педагогов, опора делается на зарубежных, особенно американских и английских просветителей и методистов. Нам кажется, что мы заново открываем для себя педагогику и методику обучения учеников.

Правильно гласит пословица: «Все новое – это хорошо забытое старое». То, что кажется нам открытием, на самом деле уже давно отражено в трудах знаменитых методистов, психологов и педагогов.

Одним из немногих русских классиков, оставшимся актуальным в современных реалиях, стал замечательный деятель советской педагогики Лев Семенович Выгодский. Его идеи о соотношении развития и образования, возрастных особенностях учащихся, зоне ближайшего и актуального развития и сейчас не потеряли своей глубины, важности и современности.

В статье «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» Лев Семенович рассматривает разнообразные теории об отношении развития ребенка к его обучению. Не всегда обучение способствует развитию ученика, иногда оно может его тормозить, если несвоевременно и не соответствует возрастным особенностям ребенка, считает автор. Все эти теоретические рассуждения про обучение и развитие приводят Выгодского к «новому понятию чрезвычайной важности» – зоне ближайшего развития.

Лев Семенович пишет: «…обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это есть эмпирически установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Что грамоте можно начинать обучать ребенка только с определенного возраста, что только с определенного возраста ребенок становится способным к изучению алгебры – это едва ли нуждается в доказательствах. Таким образом, определение уровня развития и его отношения к возможностям обучения составляет незыблемый и основной факт, от которого мы можем смело отправляться как от несомненного. …» [Источник: http: //psychlib. ru/mgppu/ vur/VUR-0031. htm#$p3]

«…Однако только в недавнее время было обращено внимание на то, что одним только определением уровня развития мы не можем никогда ограничиться, когда пытаемся определить реальные отношения процесса развития к возможностям обучения. Мы должны определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка, без знания которых мы не сумеем в каждом конкретном случае найти верное отношение между ходом детского развития и возможностями его обучения. Первый назовем уровнем актуального развития ребенка. Мы имеем в виду тот уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития. …» [Источник: http: //psychlib. ru/mgppu/vur/VUR0031. htm#$p3]

Эта идея показалась мне действительно близка, я в ней нашла подтверждение своим взглядам, опору для педагогических воззрений.

В современной педагогике учителя уже отошли от транслирования готовых знаний учащимся. Детей учат получать информацию самостоятельно, исследовать проблемы, находить решения. Только знания, полученные самостоятельно или с минимальной помощью учителя, становятся основательными, запоминаются на всю жизнь. В современных реалиях человек должен учиться всю жизнь, чтобы быть конкурентоспособным, он должен уметь черпать информацию из различных источников, сопоставлять ее, сравнивать, ориентироваться, принимать или отторгать (отрицать) ее.

Но как понять учителю, какие знания для учащегося своевременны, соответствуют уровню его развития, его возрастным особенностям. Что знает ученик и что он способен усвоить в данный момент? Для этого необходимо сначала выяснить, что уже известно ребенку, что он знает по предложенной проблеме.

Я давно заметила, что даже самые маленькие дети уже имеют определенный опыт и знания в разных областях. Они могут иметь элементарное представление о разных вещах и на их основе составить свое мнение о любом доступном им вопросе. В своей практике я часто пользуюсь приемом выяснения этих знаний и наслоением на них новых знаний, выявления «зоны актуального» и «ближайшего развития».

Учащиеся прогнозируют, что они сегодня узнают на уроке. Им всегда очень интересно, окажутся ли сходными их прогнозы с новыми знаниями. Совпадение вызывает у них большую радость. Восторг от того, что они смогли быть причастными к открытию, что они могут сами предположить тезисы новой темы. Этот урок остается в памяти детей, они чувствуют себя причастными к всеобщим знаниям. Учащиеся ощущают себя первооткрывателями, учеными, писателями, поэтами. Дети повышают свою самооценку, получают творческий импульс.

В методике критического мышления этот этап урока называется «Вызов». Учитель выясняет, определяет, какую информацию учащиеся знают по теме урока, и вызывает первоначальный к ней интерес. Таким образом, он определяет уровень актуального развития ученика и намечает пути его дальнейшего обучения. Учащиеся активизируют свои знания, а учитель определяет зону ближайшего развития детей (в какую сторону ему двигаться, развивать тему для учеников).

Для этих целей мною используются разные стратегии: «Кластер», «Синквейн», «Цепочка ассоциаций», «Перефразирование», «POPS-формула», «Углы», «К барьеру».

На своих уроках я часто применяю стратегию «Синквейн». Это прием критического мышления, выявляющий зону актуального развития ребенка, позволяющий активизировать мышление, рассмотреть проблему со всех сторон, пополнить свой словарный запас и, что особенно важно для некоторых учащихся 5 класса, вспомнить части речи. Пятиклассники очень любят писать «Синквейны», потому что это интересная работа, в которой можно показать свои знания. Учащиеся 5 класса в начале изучения сказки И.А. Куприна «Синяя звезда» дали такие варианты пятистиший:

Красота
Ослепительная, прекрасная
Одеваться, краситься, покупать
Красота требует жертв
Шопинг
Красота
Приятная, неудержимая
Очаровывает, убивает, нравится
Красота позволяет достичь в жизни большего
Внешность

Таким образом, на первом уроке по сказке И.А. Куприна «Синяя звезда» я поняла, знают ли учащиеся лексическое значение слова, и смогла показать им, что важна не внешняя, а внутренняя красота.

На заключительном уроке учащиеся написали следующие «Синквейны»:

Красота
Яркая, изумительная
Обязывает, показывает, позволяет
Красота нам дарит чудеса
Семья
Красота
Внутренняя, внешняя
Манит, меняет, украшает
Красота обязывает вести себя по другому
Мама

Ученики очень любят эту методику, сначала она давалась им с трудом, но, поняв, как ее делать, теперь они считают, что «Синквейн» – это легкий способ получить хорошую отметку. Особенно интересно им писать «Синквейн» в группе, а не индивидуально, потому что каждый участник привносит в него что-то свое.

Для выявления зоны актуального развития ребенка, его словарного запаса и понимания темы мною также часто используется прием критического мышления «Цепочка ассоциаций». Учащиеся пишут слова-ассоциации на определенную тему за какое-то ограниченное время, потом зачитывают их друг за другом, вычеркивая уже встречающиеся. Таким образом, я, отталкиваясь от их опыта, перехожу к новой теме.

В 6 классе мною проводился урок по рассказу Л.Н. Андреева «Ангелочек».

«Проблема становления личности и христианская мораль. Борьба ангелов и демонов в душе Сашки».

Дети написали следующие «Цепочки ассоциаций»:

Ангел – крылатый, красивый, добрый, храбрый, светлый, милый, щедрый живет на небе, летает, хранитель, помощник Бога, чистая душа, свет, рай, друг, любовь, счастье, радуга, совесть, величие.

Демон – некрасивый, злой, страх, смерть, зло, хаос, ад, убийство, тьма, рога, крылья, разрушение, мучение, одиночество, темнота, несправедливость.

Отталкиваясь от своих знаний, учащиеся 6 класса смогли двигаться к зоне ближайшего развития: рассуждать о тяжелой судьбе главного героя, об утрате ангелочка и желания жить, о разбуженных и потерянных надеждах. Дети смогли прочувствовать трагедию ребенка, примерить ее на себя, а позже даже давать советы, как исправить ситуацию и спасти Сашку. Они написали свое счастливое продолжение рассказа, в котором изменили судьбу героя.

На мой взгляд, одним из приемов, помогающим определить зону актуального развития учащихся, является стратегия «Перефразирование».

К сожалению, наши шестиклассники имеют маленький словарный запас, который не позволяет им иногда справиться с простым на первый взгляд заданием. Ребята на уроке по «Станционному смотрителю» А.С. Пушкина «Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести» получили одно высказывание или пословицу на группу, которую необходимо было так пересказать своими словами, чтобы участники других команд смогли догадаться, какая цитата была дана. Были предложены следующие высказывания:

1. «Что имеем, не храним, потерявши, плачем» (Пословица).

2. «От добра добра не ищут» (Пословица).

3. «На чужом несчастье счастья не построишь» (Пословица).

4. «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Ромен Роллан).

5. «Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и с ними» (из «Библии»).

Для себя я сделала вывод о том, что данный прием необходимо использовать на уроках русской литературы чаще, так как он развивает речь детей, пополняет их словарный запас, учит анализировать мини-текст, собирать разрозненные мысли, пересматривать, оттачивать их. Но необходимо более тщательно подходить к выбору цитат, так, чтобы они не только подходили к выбранной проблеме или тексту, подводили учащихся к собственному осмыслению вопроса, но и были понятны и знакомы шестиклассникам.

«…То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослых, завтра он сумеет сделать самостоятельно. Таким образом, зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое в развитии, но и находящееся в процессе созревания. …» [Источник: http: //psychlib. ru/mgppu/vur/ VUR-0031. htm#$p3]

Основываясь на теории Льва Семеновича Выгодского о зонах актуального и ближайшего развития, я научилась определять знания учащихся по нужной теме и мелкими поступательными шагами двигаться к глубокому всестороннему психологическому анализу литературного произведения. Ученики проникают в жизнь и характер персонажей, учатся сочувствовать, сопереживать, примерять на себя жизненные ситуации, в которые попадают герои произведений. Я же как учитель учусь давать задания, соответствующие возрастным особенностям детей и их созревшим психическим функциям.

Список используемой литературы

1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/vur/VUR-0031. htm#$p3

 

Классики и современность






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10