Начиная реализовывать проект «Адаптивная школа – школа для всех», наша служба психолого-педагогического сопровождения столкнулась с тем, что в первую очередь родители и педагоги не готовы к принятию и реализации идей инклюзивного образования. Таким образом, возникла необходимость в изучении уровня толерантности участников образовательного процесса. С этой целью было проведено анкетирование, и в связи с выявленными проблемами специалистами службы сопровождения была создана подпрограмма «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями развития участников образовательного процесса».
В рамках организационной работы данного направления службой была создана следующая документация: Перспективный план реализации подпрограммы, План мероприятий по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями развития.
Были заключены соглашения о сотрудничестве со специальными образовательными учреждениями г. Караганды: КГУ «Карагандинская областная школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», ГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха», «Областной специальной школой-интернатом № 1 для детей с нарушением зрения», ГУ «Областной детский дом для детей с ограниченными возможностями в развитии», Карагандинским государственным университетом им. академика Е.А. Букетова.
В настоящее время мы продолжаем активно работать в этом направлении. Для реализации поставленных задач в школе осуществляется деятельность с различными целевыми группами: С учителями проводятся тренинги по формированию представлений о толерантности, толерантном отношении, семинары на темы
- «Инклюзивное образование. Базовые ценности и принципы инклюзивного образования»;
- «Мировой опыт развития инклюзивного образования»;
- «Опыт развития инклюзивного образования в России»;
- «Отечественный опыт развития инклюзивного образования»;
- «Нормативно-правовая база инклюзивного образования в Республике Казахстан»;
- «Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями».
Учителя также принимают участие в проведении и организации мероприятий по формированию толерантного отношения к детям с ОВР.
С родителями проводятся собрания для ознакомления с результатами анкетирования об отношении родителей к совместному обучению здоровых детей и детей с ограниченными возможностями развития, тренинги с целью ознакомления с понятиями «толерантность» и «инклюзивное образование».
С учащимися школы проводят классные часы, игры-акции, киносеансы с демонстрацией фильмов о жизни людей с ограниченными возможностями развития, концерты, выставки, конкурсы.
Чтобы создать атмосферу толерантности, сотрудничества, дружбы и поддержки, в нашей школе проводят мероприятия с участием учащихся «Карагандинской областной школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Специальной общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениями слуха», «Областной специальной школы-интерната № 1 для детей с нарушением зрения». Учащиеся с ограниченными возможностями принимают активное участие в мероприятиях наравне со здоровыми сверстниками.
В рамках творческого сотрудничества со специальными школами в этом учебном году наши учащиеся были приглашены на День Рождения «Карагандинской областной школы-интерната для детей с НОДА». Девочки-пятиклассницы подарили именинникам творческий подарок – песню «С Днем Рождения».
Учащиеся 9-10 классов провели мероприятие на тему «Сохрани свое здоровье» для учащихся начальных классов «Карагандинской областной школы-интерната для детей с НОДА». Старшеклассниками была продемонстрирована презентация, раскрывающая основные факторы здорового образа жизни, полезные советы, как сохранить и укрепить свое здоровье, проведена совместная зарядка, игры.
Данное мероприятие способствовало воспитанию у учащихся бережного отношения к своему здоровью, формированию основных навыков здорового образа жизни.
Для формирования чувства милосердия, доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями учащиеся старших классов в рамках праздника «День ребенка» провели акцию «Подари игрушку детям». Игрушки, принесенные учащимися, были подарены ученикам «Карагандинской областной школы-интерната для детей с НОДА».
Все эти мероприятия помогают нашим ученикам общаться со своими сверстниками из специальных школ, воспитывают у них толерантное, гуманное отношение к детям с ОВР. Ученики восхищаются талантом, артистизмом и мужеством детей с ограниченными возможностями развития. Они становятся более терпимыми по отношению друг к другу, учатся воспринимать детей с ограниченными возможностями как полноценных членов общества. Совместные мероприятия развивают творческие и артистические способности учеников. Включенность детей с ограниченными возможностями развития в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, способствует социализациии, успешной адаптации детей с ОВР в общество.
Приложение 2.
Анкета для педагогов
Уважаемые педагоги, Вы, очевидно, знаете, что есть здоровые дети и дети с ограниченными возможностями развития (далее – ОВР), имеющие различные нарушения (речи, зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата, задержку психического развития, нарушения интеллекта). В ряде стран существует практика совместного (инклюзивного) обучения и воспитания детей обоих групп. Про- сим Вас высказать свое мнение относительно возможности совместного обучения детей здоровых и с ограниченными возможностями развития.
Как заполнять анкету: Анкета состоит из вопросов, имеющих варианты ответов. Вам надо выбрать тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению. Если Вы не найдете вариант, соответствующий Вашему мнению, то напишите свой ответ. В анкете есть и другие вопросы. Чтобы ответить на них, Вам нужно написать свое мнение. Просим Вас не пропускать ни одного вопроса и быть искренними. Фамилию указывать не надо. Результаты будут использоваться в обобщенном виде.
|