Образование для всех означает образование для каждого. Эта простая формулировка несет в себе глубокий смысл: если для государства все граждане одинаково важны, оно должно обеспечить им эффективный доступ к образованию как к социальному благу.
Инклюзивное образование – одна их составляющих образовательной политики государства, направленная на включение всех детей в общеобразовательный процесс, несмотря на различия в состоянии здоровья, экономического положения, социальной принадлежности, этнического происхождения, языка, религии, пола и индивидуальных способностей.
В настоящее время в большинстве стран мира общество пришло к пониманию того, что, согласно общечеловеческой морали и требованиям социальной справедливости, дискриминация детей с особыми потребностями в образовании недопустима. Руководствуясь положениями соответствующих международных нормативных правовых актов и рекомендаций ООН в области прав человека, Республика Казахстан обязуется обеспечить права на качественное образование всех детей, в том числе и имеющих особые образовательные потребности в связи с проблемами здоровья (психофизические нарушения, ВИЧ, СПИД-инфицированные дети и др.); проблемами социальной адаптации в обществе (сиротство, девиантное поведение, низкий социально-экономический или иной социально-психический статус семьи, то есть дети из неблагополучных семей, семей беженцев, оралманов, национальных меньшинств и др.).
Инклюзивное образование – политика государства, направленная на устранение барьеров, которые разъединяют детей, на полное включение всех детей в образовательный процесс и их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, отставание в развитии или экономический статус, путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической и социальной адресной поддержки персональных нужд ребенка и адаптации не ребенка, а среды к индивидуальным особенностям и образовательным потребностям детей, т.е. путем создания адекватных образовательных условий.
Под инклюзивным образованием понимают систему и процесс вовлечения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные школы и детские сады, создание для них благоприятных условий для получения качественного образования. Внедрение инклюзивного образования в Казахстане предполагает реформирование традиционной системы образования и проведение различных инновационных мероприятий.
Значительную часть детей с особыми образовательными потребностями составляют дети с ограниченными возможностями в развитии. Это – дети до 18-ти лет, имеющие физические и/или психические недостатки и вследствие этого – ограничения жизнедеятельности, препятствующие освоению образовательных программ без создания специальных образовательных условий. По статистическим данным, в республике только за 2014 г. вы- явлено 141 952 ребенка с ограниченными возможностями в развитии, что составляет 2,8 % от всего детского население. Обучением, воспитанием по образовательным программам и коррекционно-педагогической поддержкой в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты, общественных и частных организациях охвачено 129 805 детей.
По данным мировой статистики, дети с нарушениями в развитии занимают в среднем 10-12 % от общего детского населения. Это данные в развитых странах мира. В Казахстане, к сожалению, очень низкий процент выявляемости нарушений в развитии ребенка, всего лишь 2,5-3 %, и это серьезная проблема, которая лишь подчеркивает необходимость развития системы диагностико-консультативной службы, в том числе скрининга психофизического развития детей в раннем возрасте.
Вопросы ранней коррекционной педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями, а именно – выявления в возрасте от 0 до 3-х лет и коррекционно-развивающее обучение с раннего возраста, являются актуальными во всем мире. В Казахстане заговорили об этом в связи с тем, что у нас стали очень активно поднимать вопросы инклюзивного образования.
Одним из условий реализации принципа инклюзивности является ранняя коррекционная педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями, или earlyintervention, есть такой термин за рубежом, что значит – раннее вмешательство в нарушенное развитие детей.
Inclusiveeducation – на английском языке означает включение детей в общеобразовательный процесс, обеспечение равного доступа к образованию. В качестве исторической справки: термин «инклюзивное образование» принес в Казахстан Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики (до 2004 года он назывался «Республиканский научно-практический центр социальной адаптации, профессионально- трудовой реабилитации детей с проблемами в развитии – РНЦП САТР»). В 1999 году Центр совместно с ЮНЕСКО реализовал проект по инклюзивному образованию, а в 2002 году при поддержке Фонда Сорос-Казахстан провел большую научно-практическую конференцию по инклюзивному образованию.
В данной статье мы будем вести разговор о включении детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Мы специально обговариваем этот момент, т.к. у многих сложилось мнение, что инклюзивное образование касается только детей с ограниченными возможностями. Хотелось бы отметить, что не надо говорить об инклюзивном образовании как о чем-то обособленном. Многие сейчас понимают его так, будто мы должны чуть ли ни специальные школы создавать для этих детей. Это очень искаженное, неверное представление.
Инклюзивное образование – это политика государства, направленная на создание системы поддержки детей со специальными образовательными потребностями, в данном случае мы говорим о детях с ограниченными возможностями, чтобы эти дети могли в дальнейшем учиться в общеобразовательной школе и наравне со всеми детьми осваивать государственную программу по общеобразовательному стандарту, иметь равный доступ к образованию.
Именно ранняя коррекционная педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями или, как мы говорим, раннее вмешательство является главным условием для реализации политики инклюзивного образования. В свою очередь, инклюзивное образование должно стать главным принципом образования в целом. Вся политика государства должна быть направлена на создание условий для инклюзивного образования, необходимо создать систему, чтобы особые дети в дальнейшем могли быть включены в образовательный процесс. Отмечу, что законодательные акты о раннем вмешательстве приняты, к примеру, в США и в различных европейских странах.
Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (далее в тексте – Закон) принят в июле 2002 года. В нем были заложены принципы, основы инклюзивности, в частности, ранней коррекционной поддержки, как путь и как основа включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс.
Практика специального обучения не раз убедительно демонстрировала, что вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация средствами образования позволяет предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скоррегировать уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка – одно из базовых условий его психического здоровья и развития. Поэтому основной задачей, стоящей перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями, является создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.
Считаем неприемлемым употребление разно- го рода терминов типа «инклюзивная школа», «инклюзивный класс», «инклюзивный детский сад», «инклюзивная группа» и др., потому что они искажают понимание сущности инклюзивного образования, вводят в заблуждение процесс разработки механизмов интеграции.
Инклюзивное образование – это проблема всей системы образования, в первую очередь, общего образования.
Включение детей с ограниченными возможностями развития в общеобразовательный процесс предусматривает гибкость учебного плана, стандартов, которые должны быть ориентированы на результат. У каждого ребенка свой темп развития, усвоения материала и свой результат.
Философия образования, ориентированного на результат, предусматривает разноуровневую систему ожидаемых результатов и в соответствии с ней – гибкую систему оценки. По Конституции, государство гарантирует бесплатное общее среднее образование. Дети с ограниченными возможностями развития могут получить его с разным уровнем достижений и в разные сроки обучения, в зависимости от психофизического состояния.
Образование, ориентированное на результат, должно и может решить проблему инклюзивного образования. В зависимости от уровня достижений в образовательном процессе ребенок получит соответствующий документ об окончании основной или средней школы.
Инклюзивное образование видит проблему не в ребенке, а в системе. Оно поддерживает и поощряет учебный план и методологию такой системы быть гибкими и учитывать нужды в изучении каждого ребенка. Оно признает, что все дети обучаемы, и принимает социальную модель инвалидности.
Для внедрения инклюзивного образования необходимы определенные ресурсы, главным образом, человеческие. Ключевыми фигурами являются учитель (воспитатель) и родители. В то же время пользу от затрат на создание образовательных условий и повышение квалификации педагогов в инклюзивной школе получают все ученики, а не только дети с ограниченными возможностями.
|