Пройдя курсы обучения школьных тренеров по образовательной программе профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике», разработанной Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», я начала реализацию программы по оказанию поддержки школьным коллегам и обмену своими лучшими практиками. В рамках внутришкольных курсов учителя нашей школы осваивают технологии и методики обучения, способствующие развитию у учащихся творческих, исследовательских навыков, критического и логического мышления. На занятиях особое внимание уделяется вопросу совершенствования навыков планирования процесса преподавания, эффективного системного оценивания учебных достижений обучающихся.
Обучение педагогического коллектива проводится в рамках методического дня по принципу «равный-равному». Используя практический опыт, стараюсь через микропреподавание, коучинги, мастер-классы оказать помощь коллегам в изучении и применении новых методик обучения и преподавания, при планировании уроков с целью изменения процесса обучения, преобразования практики.
Учителям ежедневно приходится искать ответы на очень сложные вопросы, которые требуют наличия знаний во многих сферах. Перед ними стоит вопрос: «Чeму каждый обучаемый дoлжeн научитьcя и каковы его дocтижения в пepcпeктивe?». А школьники, в свою очередь, нуждаются в учителях, которые бы направляли их в этом быстро меняющемся мире.
Школьному тренеру необходимо заинтересовать учителей для того, чтобы они были успешны в достижении целей Программы, установить доверительные, уважительные и конструктивные отношения со всеми слушателями. На занятиях я стараюсь поддерживать и поощрять участие всех коллег в обсуждении и выполнении заданий в условиях группы. А правила совместной работы в малых группах и в группе в целом установились в начале процесса обучения. Каждому слушателю предоставляется возможность для высказывания своего мнения; обязательно выслушивание мнений других слушателей; отсутствует критика, касающаяся личности того, кому заданы вопросы.
В рамках проведения внутришкольных курсов у учителей совершенствуются навыки планирования процесса преподавания, вовлечения учащихся в процесс обучения; использования ИКТ в процессе преподавания; развития у учащихся навыков критического мышления; эффективного системного оценивания учащихся; рефлексии собственного процесса преподавания. Учителя смогут внести изменения в практику преподавания и будут стремиться к постоянному профессиональному развитию.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ
День 1
Тема:
Занятие 1: Совместная и групповая работа. Методика проведения работы в группах.
Занятие 2: Управление процессом обучения в классе и происходящими в нем изменениями. Обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и учения. Точки зрения учителей и учащихся.
Цель:
Учителя проанализируют методику проведения работы в группах и сделают выводы относительно обучения в сотрудничестве.
Результат обучения:
Учителя создадут модели работы в малых группах с учетом разницы между формально работающими в группах и выполняющими качественную работу в группах и обоснуют необходимость внесения изменений в методику преподавания и учения.
Ключевые идеи:
Качество организации первого занятия совместной работы учителей друг с другом определяющим образом влияет на атмосферу дальнейшего проведения обучения. В этой связи важно начать работу с разминки и привести примеры методики организации работы в малых группах посредством создания соответствующей модели на основе используемых тренерами на занятиях подходов в преподавании и учении.
На основании отчетов ОЭСР и результатов стран-мировых лидеров в сфере образования формирование у учителей понимания новых требований к учащимся в условиях динамично меняющегося мира. Рекомендации школам инновационных профессиональных навыков и знаний для подготовки их учеников к успешному функционированию и обеспечению их конкурентоспособности в жизненных условиях.
Ход занятий
Занятие 1
Упражнение на активизацию внимания.
Определение психологического состояния лиц, принимающих участие в занятиях, характера и природы их беспокойства. Поиск методов и подходов для устранения беспокойства слушателей и создания необходимой для творческой работы атмосферы.
Задание «Клубок» для разминки: участники сидят в кругу, тренер кидает клубок любому, тот называет имя и говорит о себе кратко. Кидает следующему, оставляя ниточку у себя. Ниточка позволяет не повторяясь всем кинуть клубок, но потом всем вместе приходится распутывать клубок.
Правила работы в малых группах. Разъяснение и обоснование преимуществ работы в малых группах. Методика организации групповой работы.
Ресурс: Презентация: Почему необходимо работать в сотрудничестве и во взаимодействии?
Инструкция по работе в малых группах (см. Образовательная платформа).
Наблюдение и оценивание работы в группе.
Характерные особенности эффективной работы в малых группах.
Ресурс:
– Инструкция по работе в малых группах (см. Образовательная платформа).
– Видеоклип: «Скользящие» группы (см. Образовательная платформа).
– Инструкция по работе в малых группах (см. Образовательная платформа).
Подход, основанный на совместной работе: Представление тренера слушательской аудитории.
Выполнение заданий разминки.
Рекомендации: сформируйте две шеренги из 15-ти человек, стоящих лицом друг к другу. Предложите каждой паре участников в течение 20-ти секунд поприветствовать максимально возможное количество участников, затем разойтись в противоположные стороны.
Работа учителей в парах для ознакомления с Инструкцией по работе в группах.
Просмотр коротких видеоклипов об учащихся, работающих в малых группах, с применением соответствующих таблиц. Обсуждение мнений учителей и принятие решений по рекомендациям для них в целях повышения эффективности работы в группе на основе соответствующей инструкции.
Дополнительное чтение: Руководство для учителя.
Занятие 2
Упражнение высокой активности «Социометрия» (Задание: найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз, знак зодиака, любимый цвет, место проживания, имя…).
Характеристика навыков XXI века.
Демонстрация видеоклипов в целях содействия диалогу.
Рекомендуется дополнительное использование презентации CISCO.
Ресурс: Презентация: CISCO (см. Образовательная платформа).
Стикеры, ручки, бумага для флипчарта.
Точки зрения учителей. Ознакомьтесь с нижеперечисленными ресурсами.
Ресурс:
– Почему учителям необходимо меняться? (см. Образовательнаяплатформа).
– Видеоклип: «Голос ученика» (см. Образовательная платформа).
Точки зрения учащихся. Просмотр видеоклипа.
Ресурс:
– Качества идеального ученика (см. Образовательная платформа).
– Качества идеального ученика, сформированные на основе мнения учителей – представителей пяти стран (см. Образовательная платформа).
Представление учителей о компетентном учителе. Сопоставление представлений казахстанских учителей с представлениями учителей других стран о модели компетентного учителя.
Подход, основанный на совместной работе.
– Совместная работа учителей в группах для обсуждения видеозаписей и презентаций.
– Определение и написание каждой парой участников прилагательных, характеризующих их чувства по результатам увиденного и услышанного.
– Обсуждение и демонстрация итогов работы в группе. Разработка постера или презентации в формате Power Point для оппонирующих коллег и аргументирование необходимости размышления и, возможно, внесения изменений коллегами в практику преподавания и учения для достижения соответствия требованиям, предъявляемым к навыкам XXI века.
Рефлексия по итогам дня по формуле: «Самым ценным для меня было...»
|