электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2018 г.

 

Оценивание языковых навыков при CLIL

№ 5 (176) май 2018г.

Б.А. ЖЕТПИСБАЕВА, к.п.н., профессор, КарГУ им. Е.А.Букетова,
М.А. ЖЕТПИСБАЕВА, к.ф.н., филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области,
А.К. КИТИБАЕВА, магистр пед. наук, КарГУ им. Е.А.Букетова, г. Караганда


Система критериального оценивания, внедряемая в средних школах Казахстана, разработана с учетом методологии ориентации на результат. Как известно, в традиционной системе школьного образования регулируется состав и объем учебного материала по каждому предмету и каждому классу. При разработке теоретико-методологических аспектов развития школьного образования в условиях ориентации на результат казахстанские ученые определили, что главная новизна нового подхода заключается в изменении объекта структурирования содержательной основы образования. «Объектом становится не состав и объем учебного материала, предлагаемого учащимся, а результаты обучения» [1; 67]. Принципиальную разницу между подходами к организации содержательной и процессуальной основ школьного образования М. Жадрина представила в виде следующей схемы (рис. 1):

При преподавании предмета на неродном или иностранном языке результатами обучения должны стать:
1) усвоение предметного содержания;
2) развитие языковых навыков;
3) развитие учебных навыков.

Как известно, эффективным способом овладения языком является изучение содержания какого-либо предмета на этом языке. Именно на этом положении основываются методики обучения неязыковым пред- метам на неродном или иностранном языке.

Одной из таких методик признано интегрированное обучение предмету и языку (Contentand Language Integrated Learning, далее – CLIL).

CLIL в средней школе представляет собой развивающуюся область теоретических и прикладных исследований, и единой концепции того, как школа должна реализовывать такое обучение, не существует [2]. Наименее разработанными остаются вопросы оценивания при CLIL. При единодушном понимании исследователями необходимости оценивания и предметных результатов и уровня владения языком вопросы практической реализации оценивания при интегрированном обучении предмету и языку остаются малоизученными. Это касается как исследований зарубежных авторов [3], [4], [5] и др., так и разработанных на текущий момент в Казахстане учебно-методических пособий. Так, в учебно-методическом пособии НАО им. И. Алтынсарина по интегрированному об- учению английскому языку и предметам естественно-математического направления имеются лишь рекомендации общего характера по оцениванию при СLIL [6].

Важность вопроса оценивания учебных достижений школьников при СLIL определяется тем, что при обучении на неродном/иностранном языке существует риск неясных и несправедливых оценок результатов обучения, особенно в случае учеников, имеющих языковые затруднения: ученик может иметь предметные знания, но быть неспособным выразить свою мысль или продемонстрировать свои знания на языке обучения.

Особенностью СLIL в казахстанских школах является то, что оно реализуется в условиях обновления содержания среднего образования, которое обусловило изменения в оценочной деятельности педагога, его организации в типовых учебных программах по предметам. Цели обучения определены как ожидаемые результаты, которые подвергаются оцениванию.

При интегрированном обучении необходимо определять отдельные цели по предмету и по языку. Ожидаемые результаты обучения предмету указаны в учебной программе. При планировании урока учитель руководствуется ими.

Как формулировать языковые цели? Чем руководствоваться учителю?

С целью изучения практики оценивания при СLIL нами проведено исследование учителей Карагандинской области, которые преподают предметы естественно-математического направления на английском языке. В анектировании приняли участие 68 учителей биологии, физики, химии, информатики школ с казахским и русским языками преподавания.

Для проведения исследования была разработана анкета, направленная на изучение практики оценивания при интегрированном обучении предмету и языку.

Результаты опроса свидетельствуют о разнополярности мнений педагогов об оценивании знаний и навыков по предмету и языку при преподавании предмета на английском языке (рис. 2). Так, необходимость оценивания языковых навыков учащихся при преподавании предмета на английском языке признают 42,8 % респондентов, тогда как 57,2 % учителей считают, что оцениваться должны только результаты обучающихся по предмету. При этом важным является тот факт, что часть учителей оценивает достижения учащихся по английскому языку при формативном оценивании.

Цели обучения английскому языку определены в учебной программе, но именно как ожидаемые результаты по предмету, т.е. система целей по предмету «Английский язык» не может быть использована при оценивании языковых навыков на уроках СLIL, поскольку при этом английский язык является не предметом, а формой и средством изучения предметного содержания. Цели обучения предмету «Английский язык» реализуются на уроках английского языка, уровень достижения целей обучения и определенного учебной программой уровня владения языком оцениваются в процессе формативного и суммативного оценивания.

В практике учителей, как показал анализ результатов анкетирования, при планировании урока СLIL языковые цели используют 78 % из 68 опрошенных педагогов, и только часть из них (14,3 %) при оценивании учитывает уровень владения учащимися языком и самостоятельно формулирует языковые цели при разработке краткосрочного плана урока, подавляющее же большинство (87 %) при преподавании предмета на английском языке ориентируются на систему целей учебной программы по предмету «Английский язык» (рис. 3).

В методике СLIL учитель-предметник обучает учеников предмету на неродном или иностранном языке, но систематического обучения языку от учителя-предметника не требуется. Это задача учителя языка. При изучении предмета на неродном или иностранном языке в фокусе обучения должен быть предмет (знания и навыки), язык и методика преподавания определяют форму обучения. Тем не менее у учителя-предметника очень сложная роль – с одной стороны, он не является учителем языка и, следовательно, не должен учить языку. С другой стороны, необходимо понимать те трудности, которые испытывают учащиеся в использовании языка; оценить и обеспечить понимание содержания предмета и поддерживать развитие языка.

В образовательном процессе казахстанских школ английский язык выступает и как предмет изучения, и как средство обучения. Во-первых, как предмет изучения английский язык осваивается в рамках учебной программы по предмету «Английский язык» в 1-11 классах во всех школах независимо от языка обучения. При переходе к изучению предметов естественно- математического направления на английском языке именно в старших классах учитель может опираться на сформированные к завершению 9 класса учебные и языковые навыки учащихся на родном и английском языках. /p>

Во-вторых, английский язык как средство обучения выступает механизмом интеграции с предметами «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика». При этом по Типовому учебному плану для 10-11 классов по естественно-математическому направлению указанные неязыковые предметы отнесены к компоненту по выбору углубленного уровня. Из этого компонента учащиеся выбирают два предмета, т.е. на английском языке будут изучаться два предмета по выбору. Для 10-11 классов по общественно-гуманитарному направлению в компонент по выбору стандартного уровня входит предмет «Информатика», т.е. на английском языке обучающиеся по общественно-гуманитарному направлению будут изучать один предмет.

В целом результаты исследования практики оценивания при изучении предмета на английском языке выявили следующие проблемы:

1) отсутствие или недостаточное внимание учителей-предметников оцениванию языковых навыков;

2) недостаточность методических ресуров по вопросам оценивания языковых навыков при CLIL;

3) низкий уровень взаимодействия учителей- предметников с учителями английского языка;

4) неразработанность механизма и инструментов оценивания языковых навыков при преподавании естественно-математических предметов на английском языке.

На начальных этапах СLIL учителя могут оценивать учеников на их родном языке, если существует опасение, что они знают предмет, но не могут продемонстрировать свои знания на неродном/иностранном языке.

При организации СLIL необходимо помнить, что нельзя упрощать или менять цели обучения, указанные в учебной программе, из-за того, что ученики недостаточно хорошо владеют целевым языком. Можно упростить язык преподавания, языковые конструкции, формулировку заданий, использовать языковые клише. Однако требования, относящиеся к уровню мыслительных навыков (знание и понимание, применение, навыки высокого порядка) должны соответствовать критериям оценивания. Формативное оценивание при СLIL предполагает оказание ученикам необходимой языковой поддержки (языковой скэффолд): использование синонимов, перефразирование, перевод вопросов на родной язык учеников, опора на наглядности. Уровень владения учащимися целевым языком должен учитываться при планировании дифференцированного обучения.

Таким образом, оценивание при интегрированном обучении предмету и языку отличается следующими особенностями:

1. Учебные достижения по предмету оцениваются при формативном и суммативном оценивании на основе критериев оценивания в соответствии с системой целей обучения предмету.

2. Языковые навыки не оцениваются при суммативном оценивании, но учитель наблюдает за их развитием, помогает, поддерживает, оценивает в процессе формативного оценивания при изучении предмета.

3. Для проведения формативного оценивания языковых навыков на уроках CLIL необходимо разработать инструменты оценивания результатов развития речевой деятельности на неродном или иностранном языке.

Литература

1. Теоретико-методологические аспекты развития школьного и дошкольного образования в условиях ориентации на результат: Коллективная монография: Джадрина М.Ж., Байжасарова Г.З., Лактионова С.Н. и др. / Под общей ред. Джадриной М.Ж., Байжасаровой Г.З. – Алматы: «Зият Пресс», 2006. – 256 с.

2. Zhetpisbajeva M.A. Featuresof Contentand- Language Integrated Learning //Өрлеу. Үздіксіз білім жаршысы – Өрлеу. Вести непрерывного образования. – 2016. – № 1 (12). – с.44-49.

3. Солер Д., Гонзалез-Дэвис М., Инеста А. Что делает руководство CLIL эффективным? Результаты исследований //Журнал ELT. – Т. 71. – Вып. 4. – с. 478-490.

4. Альварез Ф. Дж. Учиться на английском языке»: опыт CLIL на факультете естественных наук университета Эстремадуры // Head – 17: 3-я международная конференция по высшему образованию. Univ Politecnica Valencia, Fac Business Adm & Management, Valencia, SPAIN, 2017. – с. 1396-1401.

5. Rannut, M., Raik, K. Integrated Content and Language Learning and Teacher Training: Introductory material for teacher training students and for the compilers of these curricula. – Narva College of the University of Tartu and authors, 2016. 77 P.

66. Интегрированное обучение английскому языку и учебным предметам естественно-математического цикла (информатика, физика, химия, биология, естествознание). Учебно-методическое пособие. – Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2016. – 300 с. (на казахском, русском и английском языках).

 

 

 
 

Теория и практика





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no