Ресурсное сопровождение одаренности в рамках обновления содержания образования
№ 2 (183) февраль 2019г.
Ж.Е. ЕРМУХАМЕДОВА, ст. преподаватель кафедры «Воспитание и социализация личности» АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПРАО»
Социально-экономическое развитие страны связано, прежде всего, с интеллектуально-творческим потенциалом населения, который в современных условиях рассматривается как стратегический ресурс. Поэтому сегодня государство и общество проявляют повышенный интерес к воспитанию и развитию талантливой молодежи. Особое значение приобретают выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей.
Сохранение и развитие одаренности детей – важнейшая проблема нашего общества, поэтому перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности одаренного ребенка и раскрытию его талантов.
Современная ситуация развития образования диктует необходимость организации работы с одаренными детьми, использования ресурсного сопровождения одаренности в рамках обновления содержания образования.
Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность нашему обществу компенсировать потребность в развитии интеллектуального человеческого ресурса. Поэтому важной задачей современного образования в Казахстане является сохранение и развитие творческого потенциала человека. Формирование национальной инновационной системы образования предполагает выявление условий и средств, способствующих развитию одаренного ребенка.
Детская одаренность – сложное явление, поэтому возникает острая необходимость научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности. Выделяют два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект поведения одаренности выражается следующими признаками:
– быстрое освоение деятельности и высокая успеваемость ее выполнения;
– выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации, появление неожиданных идей и решений;
– сформированность качественного своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
Особый тип организации знаний одаренного ребенка заключается в его высокой структурированности; способности видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; увлеченности общими идеями, склонности отыскивать и формулировать общие закономерности.
Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка характеризуется повышенной избирательной чувствительностью к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, растениям и т.д.) либо определенными формами собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.) и сопровождается, как правило, переживанием чувства удовольствия.
Повышенная познавательная потребность проявляется в любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
Поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание педагогов школы и ориентировать их на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.
Сегодня мы имеем большой опыт организации работы с одаренными детьми. В научной литературе выделяют две группы факторов: личностные (или внутренние) факторы и факторы воспитания окружающей среды (или внешние).
У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основными методами обучения являются методы творческого характера: проблемный, поисковый. Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой дети поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Эвристический и исследовательский методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для использования этого метода подходят уроки познания мира, естествознания, самопознания, занятия в кружках по интересам.
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда ребенок самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый жизненный опыт.
Важным аспектом психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка являются: формирование стрессоустойчивости, успеха ребенка; выстраивание индивидуальной работы с ребенком с учетом его особенностей. Разработка проектов психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и педагогов, работающих с ними (организация данной работы в рамках проблемнотворческих групп и др.); организация разработки авторских программ психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, их родителей и педагогов, работающих с ними; психолого-педагогическое сопровождение конкурсных мероприятий для одаренных детей; создание на базе методического учреждения (и образовательных учреждений) консультационного пункта для родителей, способствующего повышению компетентности родителей в вопросах развития одаренности с раннего возраста.
Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности.
Педагог должен сам стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием. Однако, в достижении результатов в данной работе существует ряд проблем, требующих решения, чтобы выйти на более высокий уровень работы по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей. Это и совершенствование учебно-материальной базы учреждений; создание оптимальной сети дополнительного образования для удовлетворения потребностей одаренных детей; обеспечение участия детей в мероприятиях различного уровня и различных сфер деятельности и стимулирование одаренных детей; повышение профессионального мастерства педагогов-наставников одаренных детей и стимулирование их работы.
Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы ребенка за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы. Поэтому создание системы социально-педагогического сопровождения одаренных детей предполагает поиск и апробацию инновационных форм и технологий работы с одаренными детьми в рамках республиканской системы образования. Одной из таких форм сегодня становится тьюторство, развитие технологии «Портфолио» и др. Система социально-педагогического сопровождения направлена на определение перспективы адаптации одаренного человека в социальной среде, формирование его гражданской позиции.
Если говорить о социально-педагогическом сопровождении, которое включает в себя создание «ситуации успеха», то можно использовать конкурсы и олимпиады, разработку индивидуальных образовательных маршрутов детей, обеспечение и отслеживание непрерывной связи «детский сад – школа – вуз – предприятие», «школа – учреждение дополнительного образования – вуз» и др.
Сегодня происходит интеграция образовательных учреждений разных типов в рамках республиканской системы образования. Внешние интегрированные проекты, программы, процессы в системе образования детей – это также одно из условий развития одаренных детей. При этом интеграцию необходимо рассматривать по горизонтали как обеспечение взаимодействия образовательных учреждений, так и по вертикали как обеспечение преемственности образования на разных этапах взросления ребенка (дошкольном, школьном, профессиональном). Ярким примером интеграции в решении проблем развития одаренных детей являются конкурсы социального творчества. Целью которых является создание условий для формирования активной гражданской позиции молодежи, выявление творческих, социально одаренных детей, способных к преобразованию социума, и поддержка их социально значимых инноваций. Таким образом, преобразование становится общим делом детей и педагогов. Школьники, участвуя в программах такого вида, включаются в социальную практику, социальное творчество.
Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется, кроме всего прочего, со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. В связи с этим позиция педагога: выступать не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
Для повышения результативности инновационной деятельности в работе с одаренными детьми можно использовать:
1. Карту прогнозирования участия одаренных детей в мероприятиях различного уровня (в вы- ставках декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсах хоровых, вокальных, хореографических коллективов, ученических проектов).
2. Карту достижений обучающихся в этих мероприятиях.
3. Карту творческого развития, показывающую уровень развития одаренных детей, изменения, произошедшие в личности ребенка в течение учебного года. Она позволяет фиксировать результаты оценки ЗУН и достижений обучающегося, вы- явленные различными методами педагогической диагностики.
Этапы творческого развития личности одаренных обучающихся целесообразно отслеживать по следующим критериям: наличие природных способностей, восприятие учебного материала, отношение и интерес к занятиям, инициативность и активность ребенка, творческая направленность личности, наличие принципов и убеждений, общая культура и репродуктивные способности детей.
Алгоритм работы с одаренным ребенком позволяет определить уровни интереса к занятиям, ЗУН и качество усвоения программного материала.
Дополнительное образование должно быть гибкой системой, в которой ребенок может свободно передвигаться, а его предназначение – представить возможности выбора различных видов деятельности с учетом интересов и способностей детей.
В учреждения внешкольного (дополнительного) образования приходят разные дети с разными установками на образование в данной системе. Это будущие гении: музыканты, певцы, танцоры, творцы, художники. Опыт доказывает, что кроме системных знаний по освоению дополнительной образовательной программы важно стимулировать одаренного ребенка к непрерывному саморазвитию, создавать условия для самореализации в различных видах социальной и личностно значимой деятельности, что способствует обретению индивидуального жизненного опыта. Бесспорно, нужны особые педагогические технологии, инновационно-педагогические технологии, подходы, благоприятные условия для развития ребенка, особая социальная и педагогическая среда, в которой одаренные дети осваивают опыт организации своей жизни, учатся творчески жить, ответственно работать, реализовать свои интересы.
Многообразие предоставляемых видов деятельности, форм организации работы, личностно ориентированный и личностно-деятельностный подходы позволяют ребенку занять активную позицию в коллективе, придать социально значимую направленность его увлечениям, способностям и потребностям.
Решение задач общего развития обучающихся с использованием нестандартных форм и методов обучения и воспитания стимулирует активность обучающихся, ставит их в субъектную позицию, предоставляет возможность для самовыражения, развивает творческие способности.
Логика выстраивания образовательной модели с одаренными детьми строится на определении зоны возможных действий ребенка, на включении его в реальную практику, в выбор собственных путей и способов достижения целей по изменению жизни на основе рефлексии имеющегося опыта.
Ребенок выступает как субъект деятельности и отношений. Он имеет возможность выбирать различные виды деятельности, определять время и меру собственного участия. В целом создается социальная и педагогическая среда, единое пространство взаимодействия, в которой подрастающее поколение осваивает опыт отношений, организации своей жизни, учится решать свои проблемы.
Важным условием социально-педагогического сопровождения одаренных школьников является формирование образовательной среды, где царит атмосфера взаимопонимания, сотрудничества, искренности. Сплочение коллектива как команды, приобретение навыков работы в группе, формирование ответственности за порученное дело готовит воспитанников стать активными созидательными членами общества. Опыт адаптации, сотрудничества, взаимопомощи в коллективе происходит при организации дел творческого характера: конкурсы, интеллектуальные турниры, огоньки, аукционы, презентации и др. Применение активных методов обучения (деловых, ситуационно-ролевых игр, анализа конкретных ситуаций и т.д.) способствует эмоциональному принятию процесса образовательной деятельности и заинтересованному участию в нем.
Таким образом, включая одаренного ребенка в активную позицию образовательной деятельности, мы создаем условия для его жизненного и профессионального самоопределения.
Используемая литература
1. Астахова Т.А., Карелина Т.А. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей /http: //festival. 1september. ru.
2. Земцова О. Рекомендации по работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования / http: // dopobr. 68. edu. ru.
3. Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования / http: //ielf. ucoz. ru.
4. Педагогический проект «Модель работы с одаренными детьми в дополнительном образова- нии» / http: //www. surwiki. ru.
5. Система работы с одаренными детьми / http: // do. gendocs. ru.
6. Справка о работе по выявлению и развитию одаренных детей / izberbashguo. dagschool. com.
7. Шумова П.М. Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одаренных детей / http: //journal. rtsoko. ru.
|