электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Религиоведение

 

   

Архив статей 2018 г.

Отчуждение –
питательная социальная почва для религиозного фундаментализма и экстремизма

№ 8 (179) октябрь 2018г.

Е.Г. БЕРИКБАЕВ, магистр религиоведения, эксперт городской информационно- разъяснительной группы «Центра мониторинга и анализа» УВП г. Алматы


В случае распространения идеологии религиозного экстремизма отчуждение в межрелигиозных отношениях формируется специально. Оно находит здесь свое выражение в образах «кафиров», когда верующие той или иной религии представляется как неполноценные и т.п. Так, например, эмоциональное стремление действовать в условиях несправедливости подогревается провокационными рассказами о том, что мусульмане «подвергаются атакам» со стороны Запада. Ненавистник, ставящий себя в исключительное положение, приписывает другим все то жестокое и бесчеловечное, к чему он сам расположен.


Единого профиля, который бы помог определить, кто может быть уязвим для идей религиозного экстремизма и терроризма, не существует. Среди них есть и хорошо образованные, и люди ничего, кроме школы, не заканчивавшие. Некоторые действительно бедные, а некоторые – со средним заработком. Большинство из них одиноки, но есть и семейные с детьми. Одни никогда ранее не привлекались, другие с богатым криминальным прошлым. В некоторых случаях в раннем возрасте имеются свидетельства жестокого обращения или других психологических травм, но у других детство проходило вполне благополучно. Люди становятся вовлеченными в религиозные экстремистские движения через процессы социализации, которые происходят с помощью личных, эмоциональных и психологических факторов.

Из всех факторов я бы выделил – отчуждение. Отчуждение – это внутренний конфликт, неприятие чего-либо. Отчуждение может возникнуть из-за постоянной схемы исключения, унижения, предрассудков по отношению к определенным группам или отдельным лицам со стороны общества и государства. Оно также может возникнуть в ответ на грубую неадекватность судебных решений, жестокое обращение во время тюремного заключения, коррупцию. Первоначальная отрешенность от процессов и институтов государства, потеря ими авторитета в данном обществе приводит к поиску другой идентичности, не казахстанской, а, к примеру, исламистской. По мере роста разочарований люди начинают искать противоядие от нерешенных внутренних конфликтов и находят идеологии, которые могут если и не решить, то обвинить во всех бедах внешних участников. В момент кризиса человек наиболее уязвим для религиозного фундаментализма с его высоко структурированными ритуалами и практикой.

Таким образом, радикализация может возникнуть из-за неадекватности более широких систем диалога. Отсутствие терпимости и разобщенность людей, неспособность сдерживать провокаторов и отсутствие жизнеспособных альтернатив для подлинного расширения прав и возможностей как в личных, так и в общественных сферах – это неизбежный путь к радикализации. В группе риска: заключенные и лица, недавно освободившиеся из мест лишения свободы. Радикальные рекрутеры сосредотачивают свое внимание на уязвимых отчужденных группах в обществе, они умело манипулируют их чувствами разочарования и гнева.

Еще одна причина – относительное отсутствие исламских знаний. До сих пор мало говорят имамы, мало объясняют религиоведы.

Исходя из этого, профилактика религиозного экстремизма и терроризма должна начинаться с индивидуального подхода. Основанием должно быть понимание того, что процесс радикализации отличается для каждого человека. Поэтому страна и приняла «интегральный» подход, уделяя особое внимание профилактике, в которой религиоведческая деятельность и непрерывный диалог с общественностью идут рука об руку. Опыт в Алматы показывает нам, что сильное внимание к безопасности должно дополняться широким спектром превентивных методов. Модель информационно-разъяснительной группы работает, потому что она создала доверие между властями и социальной средой, в которой и действуют экстремисты. Благодаря взаимодействию с различными секторами она направлена на оказание практической помощи тем, кто наиболее уязвим для экстремистских идеологий. В составе группы религиоведы, теологи, исламоведы, культурологи, социологи, политологи и видные общественные деятели. Предотвращение сосре- доточено на реагировании на идеологическую проблему, связанную с терроризмом и экстремизмом, на профилактику появления экстремистских убеждений. Но для того, чтобы преодолеть корни отчуждения, нужно демократизировать всю общественную жизнь, гуманизировать человеческие отношения

 

 

Религиоведение



 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no