электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово об учителе

 

   

Архив статей 2015 г.

Пронзительный полет.
Памяти брата, педагога-новатора, артиста

№ 5 (146) май 2015г.

Ш.А. ЕРБУЛАТОВА, Отличник образования РК, г. Алматы


«Нет сказок лучше тех, которые создает жизнь».
Г.Х. Андерсен

Он майский солнечный ребенок! Доброжелательная улыбка. Деликатно-ироничный взгляд. Летящая походка. Балетная сцена. История музыки и наука о хореографии. Компьютерный бизнес. Адвокатско-юридическая практика. Вечная тяга к покорению знаний и освоению умений. Восхождение в любимые горы. Безмерная любовь к матери, детям, к своей судьбе. Не ведомый – всегда ведущий!

И это все о нем! О Булате Джантаеве. Это вехи жизни и творчества профессионала по образу мышления и внутренней организации. Все настоящее. Как будто не было прошлого и не будет будущего.

В благодарность за все это дарование мой брат Булат прожил шестьдесят лет. И ушел из жизни менее, чем через месяц после своего юбилея. Словно поцелованный богом, до последнего не верил, что покидает свой сказочный мир. Чувствуя боль, грезил. Магическое и отчаянное желание побывать в Японии – тонкой и экзотичной. Только железное обещание детям – своим ученикам – дать возможность показать их высокое хореографическое мастерство и несравненный интеллект в необычной далекой стране. Эти картины и мысли витали в мечтах. Несбывшихся? Сознание твердило: «Я не сдержал свое слово?» – и болезненно мучило.

В последние часы жизни в больничной палате я ощущала его глубокое внутреннее одиночество, неутешную печаль. Медленно, размеренно-четко дважды повторил: «Выше закона – только любовь. Выше закона может быть только милость. Выше справедливости – только прощение. Я – не святой. Так говорили святые».

Его вера в святость помогла. Его обещание ученикам было исполнено. Я-то знала, что для поездки в Японию все было завязано, подготовлено им лично. 2007 год. Учащиеся родного училища на предстоящие первые гастрольные выступления на Международном конкурсе хореографического искусства в Японии были готовы. Упорные репетиции, костюмы, билеты на самолет в оба конца, деньги на питание, экскурсии все было зарезервировано… И поездка состоялась, без его участия. А неугасимая вера в талант детей, их высокий исполнительский уровень была превыше всего. Гастрольные выступления состоялись с триумфом! Булат Умалатович (Михайлович) Джантаев – директор, педагог Казахского государственного хореографического училища имени А. В. Селезнева – дождался этой вести. Счастье было безмерным.

Из шестидесяти лет своей жизни – пятьдесят посвятил великому искусству и приобщению молодежи к культуре и наследию классических и народных танцев народов мира. Все годы стремился везде и во всем брать высоту. Недаром его самого величали – «танцор воздуха». Десятилетним мальчишкой уехал из Алма-Аты в Красную столицу СССР – Москву. Большой театр и первые его подмостки – хореографическое училище. Ныне – Академия хореографии России. Мама Куляш Джантаева – моя родная тетя, татешка, благословила его. Всего месяц выдержала разлуку с единственным сыночком. Не смогла лишить себя радости: чаще видеть своего Болатика. Оставила престижную и прибыльную должность мастера и начальника шоколадного цеха на Алматинской кондитерской фабрике. Сдала полномочия депутата городского Совета народных депутатов. Трудоустроилась простым проводником на железную дорогу. Скорый пассажирский поезд «Алма-Ата – Москва». Туда и обратно. И так двадцать четыре дня в дороге каждый месяц на протяжении всех восьми лет его обучения в училище. Нагруженная сумками с подарками, чемоданами с ароматным и вкусным алматинским апортом прямиком с вокзала в общежитие Московского хореографического училища. Подарков, еды, вкуснейших фруктов – запахов родины – хватало на всех его друзей, однокашников-земляков.

Учился. Осваивал азы танцевального искусства, зубрил и химию, и физику, и математику. Историю музыкальной культуры, гаммы на фортепиано. При своем неклассическом росте для танцовщика балета особенно любил высокие прыжки. В дни каникул мы, его старшие двоюродные сестры, с завистью восторгались им. Он открывал нам восхитительный мир балета, наполненный крепкими мускулами, железной волей, чарующими движениями рук, гармонией всего тела.

Даже я, выросшая в среде артистической богемы (родители – драматические Народные артисты РК), в среде особых запахов закулисья, грима, костюмов, сценической мебели и бархатных занавесей, тайно грезила, мечтала встать на пуанты, летать на не- обозримой высоте.

Так я унаследовала от младшего брата ошеломляющий восторг от балетной сцены, где артисты не произносят ни слова, а мне все понятно! Веселье и грусть, игра и даже сказка! Мужчины и женщины – эти божественные создания – вершат житие-бытие, трагедию и фарс, историю и легенды, и смех, и слезы, любовь в невероятных изгибах тела, прыжках и пируэтах… Булат прошел эту великую школу в первом (1965г.) Московском выпуске посланников – детей из Казахстана. Сегодня их имена – история культуры и национальная гордость Казахстана. Рамазан Бапов – народный артист СССР, профессор, лауреат Государственной премии, лауреат международных конкурсов артистов балета, преподаватель балетной школы в Турции (г. Стамбул), Америке (г. Атланта); Сара Кушербаева – народная артистка КазССР, педагог и директор АХУ имени А.В. Селезнева; Дюсенбек Накипов – педагог-хореограф, Председатель Союза хореографов Казахстана, поэт, журналист; Наталья Аринбасарова, Раушан Байсеитова и другие. Они воспитали первых дипломантов и лауреатов международных конкурсов, которые подняли авторитет казахстанской школы как высокопрофессионального учебного заведения Советского Союза. На сегодня их – 40 человек! И Булат стал заслуженным артистом Казахской ССР.

Но что удивительно! Любя преданно и пронзительно свою будущую профессию, Булат утверждал, что для него хореографическое училище – храм искусства, что театр оперы и балета имени Абая в родной Алма-Ате – не только благословенные места трудовой деятельности. Он естественным об- разом и способом жил в мире с собой. С трепетом и нежностью изучая балетную «речь», с нетерпением ожидал уроки школьных наук. это сочетание и непоколебимая вера в величие хореографического искусства, закономерность его развития в последние годы учебы пробуждали в нем огромное желание преподавательской деятельности. Он верил, что на родине живет одаренная детвора. Видел их на том отборочном конкурсе при поступлении в Московское хореографическое училище. Потребность управлять процессом их обучения профессиональному исполнению, начиная с народных танцев до классических, стала залогом его творческого существа.

Как мужчина, он выплескивал свое фантастическое честолюбие, тщеславие, неимоверные амбиции в освоение глубоких знаний истории искусств и педагогики, юриспруденции и экономики. Он прошел и изучил эти высшие науки в двух университетах. Спешил жить, говорить, внедрять. Перейдя рубеж двадцатилетия, стал педагогом, профессиональным руководителем в образовательной системе. Преподаватель основ государства и права, экономики капитализма в Нархозе (ныне Казахский Университет экономики имени Турара Рыскулова) параллельно с балетом. Из сорока лет преподавательской деятельности Булат Джантаев, который с гордостью и честью носил имя деда Жантая – революционера и борца с басмачами, двенадцать лет руководил единственным в республике Алматинским хореографическим училище (АХУ). На базе АХУ основал Высшую школу хореографии, которая впоследствии стала факультетом «Хореографии» в Казахской Национальной Академии искусств (театра и кино) имени Т. Жургенева. Первыми преподавателями стали бывшие однокашники, ведущие артисты ГАТОБ имени Абая, танцоры народных творческих коллективов. В те годы, 50-70-е, их отправляли на пенсию в 35 лет. Сегодня они ведущие профессиональные преподаватели, профессора и специалисты дома и в разных странах мира. Булат Аюханов (профессор искусствоведения, народный артист РК, лауреат Государственной премии КазССР, лауреат международной Сократовской премии в области культуры и искусства (International Socrates Prize, 2010), обладатель Золотой премии международного фестиваля танца «Фомгед» (Турция, 2008), создатель и бессменный художественный руководитель Государственного академического театра танца РК) и Дмитрий Сушков, Вячеслав Гончаров и Алила Алишева, Мурат Тукеев и Ганикамал Бейсенова и многие-многие другие.

В 1998 году Булат Умалатович – автор и создатель, первый председатель Союза хореографов Казахстана. Как главная организационная сила, взял на себя заботы о проведении в Казахстане Между- народных фестивалей классического танца. В этом году был десятилетний юбилей. Успех фестивалей, безусловно, трудно представить без легендарных имен: Галины Улановой, Юрия Григоровича и На- тальи Бессмертновой, Владимира Васильева и Екатериной Максимовой, Майи Плисецкой и Махмуда Эсамбаева. Безусловно, столь неоценимый вклад в развитие хореографического искусства Казахстана артистическая плеяда помнит.

Мы же, родные, гордились. Конечно, у каждого из нас свои заботы, семья, определенные обстоятельства и проблемы. Но горжусь тем, что два близких, родных мне человека, двое мужчин, двое джигитов общались с интересом, уважением, и разница в десять лет им не мешала. Мой муж Тимурбек Ербулатович – человек, далекий от мира хореографии, с Булатом находил общие интересы, общие темы. Два руководителя – экономист и юрист – размышляли об управлении столь разными хозяйствами – рыбной промышленностью и педагогико-хореографической наукой. Бытовые проблемы, социально-экономические и политические события не оставляли их равнодушными.

Было у них единое хобби. Мир спорта. Бокс, футбол, хоккей, общение с природой и альпинизм. Булат – мастер спорта в этом виде. Как он успевал? Тимурбек провожал его в «альпийские» командировки, порой, опасные. Инструктор-проводник. Не раз участвовал в переходах наших «афганцев» через горные перевалы и границы. Крепкий духом, выносливостью и главное – не леностью поражал воображение мужа. «Старший брат» – зачастую Булат так обращался к нему. Им было интересно. Они словно кружились в мире победителей. Оба горели! Оба рано ушли. Тимурбек в – 55 лет, Булат – в 60.

Мой брат Булат жил в бешеном ритме жизни. На износ! Единственное – ему не хватило терпения и времени выучить основательно казахский язык. Он страдал из-за этого, что иногда мешало в служебной карьере. Но я преклоняюсь перед его мудростью и дальновидностью. Двух своих сыновей – Якова и Умалата определил в школу-гимназию № 159, что в центре Алматы, с казахским языком обучения. А жили в Баганашыле. Яков в совершенстве владеет литературным казахским языком, окончив факультет международной журналистики Университета иностранных языков, казахско-английское отделение. Это была победа семьи и Булата. Яков трудовую деятельность начинал помощником Акима города Щучинска, ныне возглавляет управление по социальным вопросам.

Признание Джантаев безоговорочно получил. Заслуженный артист Казахской ССР стал Заслуженным деятелем культуры РК. Он всегда заботился о молодых артистах, их профессиональном росте, помогая проходить стажировки в лучших и ведущих театрах России, Бельгии, Болгарии, Германии, Испании, участвовать в международных конкурсах СНГ и дальнего зарубежья. Был одержим, несмотря на непонимание чиновников от образования и культуры, неприятие некоторых педагогов общеобразовательных дисциплин. Изгнание из училища. Несмотря на все это в роли рядового преподавателя Джантаев жил и трудился с чувством долга перед потомками. Полностью отрешился от глупых потерь времени, пустой болтовни во имя чистоты и имиджа балета, своего училища – храма и фундамента духовных ценностей.

Отдавал себя созидательной идее. В нем жила трогательная вера в силу искусства и его воспитывающего потенциала. Даже сумасшедшая любовь жены Нелли, ревность к училищу и ученикам, не могли сломить его незыблемое преклонение перед этим идолом – Балетом!

С триумфом вернулся в родные пенаты, собрав все силы и волю для творчества и создания удобств и красоты детям. Они его любили. Кабинет директора АХУ был для них всегда доступен. Слушая и слыша их, взбадривал умы и души, вытирал им слезы и вселял надежду на восхождение и звездный час.

В последний путь педагога и директора Джантаева, просто человека, провожали бывшие и настоящие ученики, их родители, артисты тетра имени Абая, ансамблей и представители общественности. Друзья. Родные. Плата за любовь и преданность искусству классического танца на основе познания мировых ценностей, не боюсь сказать, в родном отечестве оказалась чрезвычайно сверхвысокой и дорогой.

На излете жизни, в свои последние часы, Булат тихо твердил: «Я должен был, я обязан был показать Японию, большой мир. Спасибо им. Они победили! Я счастлив!». Его ученики, его орлята увидели мир, благодаря тебе и себе. Это был совместный пронзительный полет! Ведь души триумфаторов взлетают в синее небесное пространство, несмотря на прерванный полет. Это не звездный налет. Это истина, не подлежащая сомнению. В этом прерванном пронзительном полете – безупречный итог труда и педагогический дар, доблестное служение гармонии, жизнь без передышки, с мучительной и благодатной энергией, умением светить как майское весеннее солнце-солнышко. Это непреложный сюжет жизни талантливого и счастливого человека.

 

 

Слово об учителе






 
 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 

 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10