электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово об учителе

 

   

Архив статей 2015 г.

Благородный путь учителя с призванием

№ 6 (147) август 2015г.

А.К. МАХАНОВА, доцент КазНПУ им. Абая


Куляш Абсалыковна Сарманова – уроженка Денисовского района Костанайской области. Ее отец погиб в Великой Отечественной войне в феврале 1945 г под г. Кенигсбергом (Калининградом), а мать умерла от болезней. В 1957 году Куляш окончила Денисовскую среднюю школу, а в 1962 году – с отличием Карагандинский педагогический институт по специальности «учитель химии, биологии и основ сельского хозяйства». Прошли годы, и девочка-сирота стала известным в республике крупным ученым-методистом, первой женщиной-казашкой, защитившей в г. Москве на докторском совете диссертацию по методике преподавания химии.

Ее трудовая деятельность началась в НИИ химии в лаборатории академика Е.А. Букетова, куда она была направлена на исследовательскую работу. С 1963 года Куляш Абсалыковна – на педагогической работе. Преподавала химию в школах Атбасара и Есиля, в Целиноградском строительном институте. С 1971 по 1991 годы работала в Казахском филиале научно-исследовательского института содержания и методов обучения АПН СССР. В 1982 году в г. Москве под руководством члена-корреспондента АПН СССР Л.А. Цветкова и д.п.н. Е.Е. Минченкова защитила кандидатскую диссертацию по методике преподавания химии. С 1992-1999 годы возглавляла лабораторию обучения химии, био- логии и географии в институте педагогических наук им. И. Алтынсарина. Под ее руководством были защищены 9 кандидатских (К. Тлеубергенова, Р. Избасарова, К. Мамирова, К. Жумагулова, Г. Алимбекова, К. Жанабердиева, Р. Толегенова, [К. Еримбето- ва], Г. Тусупбекова) и 2 докторские диссертации (Г.К. Нуртаева, К.Ш. Шайхисламова). Ученый-методист Куляш Абсалыковна перед своими соискателями всегда ставила сложные задачи, к каждому из них подходила индивидуально, справедливо оценивая результаты работы. Все они – ученые-методисты, последователи своего руководителя, оказывают большую методическую помощь учителям республики.

С 1999 года до ухода на пенсию работала доцентом кафедры содержания и методов обучения РИПКСО, является профессором данного учреждения. Начиная с 1979 года, К.А. Сарманова оказывала неоценимую методическую помощь учителям химии Республики. Все ее опубликованные работы, их более 135, содержат цель оказания помощи работникам образования в совершенствовании и повышении качества обучения школьников. В благо- дарственных письмах Министерства образования РК, методистов областных институтов обучения и передовых учителей отмечена многолетняя и плодотворная научно-исследовательская деятельность Куляш Абсалыковны. Ею разработана и реализована в программах и учебниках нового поколения по химии «Концепция химического образования общеобразовательной школы РК».

Большое внимание Куляш Абсалыковна уделяла экологическому образованию и воспитанию. Она была участником двух Международных конгрессов «Экологическая методология возрождения человека и планеты Земля» (1997 г.) и «Непрерывное экологическое образование и воспитание для устойчивого будущего» (1999 г), где выступала с докладами на темы: «Концептуальные подходы к экологическому образованию и воспитанию школьников» и «Первоочередные задачи экологического образования и воспитания». Разработала программу «Химия с основами экологии». По заданию Министерства образования РК принимала активное участие в разработке «Национальной программы непрерывного экологического образования». Разработала «Концепцию дистанционного экологического образования и воспитания» с указанием тематики 15 экологических роликов. Для школ эколого-гуманитарного профиля X-XI классов разработала программы элективных курсов «Практическая химия» и «Химия с основами экологии».

С началом работы по подготовке казахстанских учебников нового поколения, для оказания методической помощи начинающим авторам по научно-дидактическим основам и принципам от- бора содержания учебников в 1997 году, Куляш Абсалыковна составила «Рекомендации по подготовке учебников и учебно-методических пособий для общеобразовательных школ» (Алматы, РИК). В них для начинающих авторов раскрыты роль и функции учебника, обязательные структурные компоненты, принципы отбора содержания и главные требования к учебнику (научность, доступность), к учебно-методическому аппарату).

В 1999 году К.А. Сарманова разработала «Концепцию химического образования для школ РК», где, кроме определения целей, задач, структуры содержания, акцентировано внимание на учебно- методическое обеспечение курса химии в средней школе. При ее активном участии подготовлены программы по химии 8-9 классов, 10-11 классов, а также Стандарт учебного предмета «Химия», учебников Химия-8, Химия-9 и учебно-методического комплекса к ним (методическое руководство для учителя, тестовые задания).

Куляш Абсалыковна Сарманова, к.п.н., профессор, крупный ученый-методист, всю свою жизнь трудилась с полной отдачей сил, не боясь трудностей. И сейчас, находясь на заслужен- ном отдыхе, она консультирует соискателей, магистрантов, аспирантов. Куляш Абсалыковна внесла огромный вклад в развитие школьного химического образования РК. Стойкая и обаятельная женщина вместе с замечательным супругом, почетным железнодорожником Казахстана Сериком Таурбаевым родила и воспитала прекрасных детей – двух сыновей и дочь. Имеет четырех внуков, старшие из которых обучаются в престижных вузах Европы, а младшие подают большие надежды.

За успехи в научно-педагогической деятельности она награждена медалью И. Алтынсарина, является Отличником Просвещения КазССР (1988 г.), Почетным работником образования РК (2002 г.).

Дорогая Куляш Абсалыковна, поздравляем Вас с юбилеем! Крепкого Вам здоровья! Благополучия! Душевного комфорта! И долгих лет жизни в кругу любящих вас родных и близких!

Список некоторых трудов к.п.н., профессора РИПКСО К.А. Сармановой

1. Методика использования пропедевтических знаний и умений в курсе химии. – Алматы: Мектеп, 1987.
2. Химиядан бақылау жұмыстары. – Алматы: Рауан, 1994.
3. Использование регионального материала на уроках химии. (каз. рус.). – Алматы, 2002.
4. Орта мектепте практикалық жұмыстарды өткізу. (Методикалық нұсқау). – Алматы.
5. Рекомендации по подготовке учебников и учебно-методических пособий. – Алматы, РИК, 1997.
6. Программа экологического образования. МЭ и ПР. –Алматы, 1999.
7. Концептуальные подходы организации и профильного обучения / Альмухамбетов Б.А., Сарманова К.А. Открытая школа. – 2006., Менеджмент в образовании. – 2004.
8. Роль элективных курсов в профильном обучении\\ Открытая школа, 2006.
9. Школьный учебник и научно-методические принципы отбора уго содержания\\ Білім, 2003., № 1
10. Экологическое образование школьников. \\ Менеджмент в образовании, 2004.
11. Значение контроля знаний в условиях образования, ориентированного на результат / Мате- риалы международной конференции в системе повышения квалификации.
12. Концепция химического образования в школе\\ Менеджмент в образовании, 1999., № 4.
13. Программа по химии с основами экологии. – Алматы: РИК, 1994.
14. Программа по химии 8-11 классы. – Алматы: РИК, 2001.
15. Программа по химии 8-9 классы. – Алматы, 2004.
16. Программа по химии 10-11 классы. – Алматы, 2006 г.
17. Госстандарт среднего образования РК. – Алматы, 2002.
18. Практическая химия (Элективный курс для профильных школ). – Алматы: РИПКСО, 2007.
19. Проверка результатов обучения по химии. – Алматы, 2007.
20. Учебник. Химия. 8 класс. – Алматы: Рауан, 2001.
21. Учебник. Химия. 8 класс. – Алматы: Мектеп, 2000, 2004, 2009 гг.
22. Учебник. Химия. 8 класс. – Алматы: Мектеп, 2005, 2009 гг.
23. Статьи в журналах «Химия в школе», «Қазақстан мектебі», «Химия мектепте», «Білім», «Білім жаңалықтары», «Образование», «Открытая школа» и др.

 

 

 

Слово об учителе






 
 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 

 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10