электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово об учителе

 

   

Архив статей 2017 г.

Личное время Владимира Ронкина

№ 7 (168) сентябрь 2017г.

ПОДБОРКА Л.А. ПОПОВОЙ, редактора журнала «Открытая школа»


От редакции. 6 сентября 2017 года Владимир Григорьевич Ронкин отметил 80-летний юбилей. Это имя хорошо знакомо старшему поколению алматинских педагогов. А молодые читатели «Открытой школы» могли познакомиться с ним по публикациям в нашем журнале (см № 9(150), 2015, № 7(158), 2016, № 5(166), 2017).

В предисловии к книге «Уроки самому себе» Владимир Григорьевич написал: «… каждый из нас несет в себе свое личное время. В совокупности мы конструируем общественное время, в котором находимся до своей смерти. После нас оно уже принадлежит не нам, так как мы утрачиваем права на него. Оно уже становится историческим временем. Наша личная драма в том, что мы еще при жизни не можем распорядиться этим своим богатством и беспечно теряем его». Владимир Григорьевич сумел не потерять ни минуты. Об этом свидетельствует его биографическая справка, которая хранится в музее ГорИПК г. Алматы. Мало кому удается сделать столько, сколько сделал он.

Биография отражает вехи пути, результат деятельности. Какие за ними стоят раздумья, какой труд? Об этом Владимир Григорьевич рассказал в своих «Уроках самому себе». В этой публикации мы соединили биографические данные с его размышлениями и воспоминаниями (отрывки из книги «Уроки самому себе» в тексте выделены курсивом) и дополнили поздравлениями коллег и соратников.


Родился 6 сентября 1937 года в городе Велиже Смоленской области. С 1941 по 1945 годы находился в эвакуации в городе Оренбурге. После войны семья переехала в город Можайск Московской области.

В 1960 году окончил МГУ по специальности историк, учитель истории средней школы. В июле 1960 года ЦК ВЛКСМ направил его на работу на Всесоюзные ударные комсомольские стройки в Карагандинскую область.

В конце мая 1962 года по семейным обстоятельствам переехал в Алма-Ату. С первого сентября 1961 года в трех школах Алма-Аты ввели экспериментальную должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы на правах заместителя директора. В.Г. Ронкин был направлен на эту должность в СШ № 23.

В 1963 году создал в этой школе первый в республике «Клуб старшеклассников » (КС) и кафе «Оазис». Этот опыт был обобщен на Республиканском совещании в Экибастузе (1964г.)

Еще очень молодым учителем я понял одну истину: в школе не должно быть скуки. Именно поэтому еще в 1962 г. предложил Гусеву (директору СШ № 23) создать совместно с ребятами вечерний клуб старшеклассников.

…Клуб имел четыре секции: «Наука и техника», «Литература и искусство», «Вокруг света», «Спорт»… На клубных вечерах 350-400 старшеклассников заполняли все пространство первого этажа школы… За два года работы клуба не произошло ни одной драки, не было разбитых стекол, и мы не находили пустых бутылок из-под вина и водки… Я убежден, что интерес, доверие и ответственность дают такой результат.

По инициативе В.Г. Ронкина в июле-августе 1964 года был создан лагерь труда и отдыха старшеклассников в Крыму на базе винсовхоза «Алушта». 150 учащихся СШ№ 23 трудились на виноградниках и отдыхали на черноморском берегу. По субботам и воскресеньям совершали увлекательные поездки в Севастополь, Ялту, Артек и т.д.

Когда я впервые огласил эту идею в школе, то вначале учителя и ребята испытали состояние легкого шока. Затем поднялась буря восторга.

… Сказали ребятам, что стоимость поездки и содержание каждого ученика обойдется в 140 рублей: из них 40 рублей каждый должен в течение учебного года заработать сам, 30 – взять у родителей, а остальные дотирует государство. Разумеется, мы постарались помочь нашим питомцам найти работу. Ученики трудились на селевой дамбе, в овощехранилищах, рыли траншеи для телефонного кабеля, сажали деревья по заданию треста «Зеленстрой». В Москве нам удалось получить разрешение Министерства путей сообщения СССР на два прямых вагона Алма-Ата – Симферополь.

В начале июля я с преподавателем труда А.А. Кобелевым и десятью крепкими рукастыми парнями вылетел в Крым. В нашем багаже имелись палатки, инструмент, радиоаппаратура, и мы имели конкретную задачу – за десять дней оборудовать лагерь…

С сентября 1966 по март 1991 года работал зав. кабинетом воспитательной работы Алма-Атинского городского института усовершенствования учителей (ГорИУУ). С 1991 по апрель 1992 года стал зав. лабораторией внеурочного воспитательного процесса Алма-Атинского ГорИУУ.

Я не сделал карьеры. С 1966 по 1992 год я проработал заведующим кабинетом воспитательной работы Алма-Атинского городского института усовершенствования учителей. Это чисто методическая работа и не Бог весть какой должностной Олимп.

За 26 лет В.Г. Ронкину удалось создать эффективную учебно-методическую систему переподготовки и повышения квалификации всех категорий педагогических кадров, ответственных за внеклассный и внешкольный воспитательный процесс. Эта система была основана на принципах непрерывности, научности, практической целесообразности и ориентирована на конкретные запросы школы.

В учебно-методической работе кабинет использовал проверенные формы: курсы, инструктивно-методические лагерные сборы, постоянно действующие семинары, групповые консультации и т.д. В то же время кабинет искал нетрадиционные формы повышения квалификации педагогов. В 1968 году был создан клуб «Молодая картошка». Его постоянными членами стали организаторы внеклассной, внешкольной воспитательной работы, старшие воспитатели школ-интернатов, методисты по воспитательной работе РМК, директора районных Домов пионеров. Почетными членами клуба были руководители ГорИУУ и органов народного образования города Алма-Аты. Это была игровая форма развития и укрепления межшкольных связей на уровне районов и города, которая помогала решать задачу создания союза единомышленников. Клуб выработал определенные традиции и ритуалы посвящения новичков в члены и оказывал им помощь в адаптации в новой должности. Клуб решал важную культурологическую задачу – максимального вовлечения во внеклассный и внешкольный воспитательный процесс различных учреждений культуры: театров, кинотеатров, домов культуры, а также известных поэтов, писателей, режиссеров, артистов, кинодеятелей, знаменитых спортсменов. Часто встречи проходили в неформальной обстановке – в горах, у костра. Результатом этой деятельности стали массовые походы учащихся в театры и кинотеатры; проводились обсуждения спектаклей и кинофильмов. В школах чаще стали проводить вечера поэзии, музыки. Клуб функционировал до 1992 года.

Я играл в этот клуб, чтобы укрепить неформальные связи между школами и поддержать в педагогах дух творчества, который бы они привносили в воспитательный процесс в школах…

В.Г. Ронкин придавал огромное значение использованию СМИ и особенно телевидения во внеурочном воспитательном процессе. По его инициативе кабинет воспитательной работы стал тесно сотрудничать с молодежной редакцией «Ровесники» Казахского ТВ.

В 70-е годы родилась многолетняя телевизионная программа «До 17-и». Она была адресована старшеклассникам и их наставникам – классным руководителям и родителям. Эти передачи проходили в форме телевизионных классных часов, на которых рассматривались разные аспекты нравственного поведения. Постоянным ведущим этих классных часов стал В.Г. Ронкин. Он добивался, чтобы старшеклассники учились высказывать свое мнение и отстаивать его. В 70-е годы было проведено 140 передач. Передачи транслировались на всю республику. Редакция получала от телезрителей сотни писем. Пришлось даже ввести дополнительную рубрику «Почта До 17-ти». В 1976 году одна из этих передач была представлена на Всесоюзном фестивале телевизионных молодежных программ в Вильнюсе. Для классных руководителей это была реальная учеба, как вести диалоги с учащимися на морально-этические темы. Этот опыт был представлен на ВДНХ СССР.

В 80-е годы по инициативе В.Г. Ронкина была создана еще одна телевизионная программа, которая называлась «Педсовет предлагает». Она была адресована руководителям школ, классным руководителям, руководителям кружков и спортивных секций. Особенность этой программы заключалась в том, что кабинет стремился показать систему внеурочного воспитательного процесса школы в целом.

Уже позже, в 1996-97 годах, В.Г. Ронкиным совместно с телекомпанией КТК подготовлен цикл передач «Наша память». Они были посвящены казахстанцам – жертвам сталинских репрессий.

Кабинет воспитательной работы стремился помочь классному руководителю в улучшении работы по эстетическому воспитанию учащихся. В 70-80-е годы приняли крупномасштабный проект по повышению культурного уровня классных руководителей и воспитателей. Эта программа, осуществляемая ГорИУУ, получила название «Эстетический всеобуч». Реализация этой программы стала возможной благодаря взаимодействию с филармонией им. Джамбула, Республиканским художественным музеем им. Кастеева, Казахстанским отделением Бюро пропаганды киноискусства и Республиканским Домом кино. Учителям предложили три направления получения знаний: по основам музыкального искусства, истории изобразительного искусства и основам киноискусства. Каждое из направлений включало три обязательных компонента: знакомство с казахской национальной культурой, русской и мировой культурами. Важно было переключить классного руководителя, воспитателя от рутины школьных будней, поэтому занятия проводились во внеучебное время на зимних и весенних каникулах. Учебный план был рассчитан на 108 часов. Каждый должен был посетить все три цикла, и ежегодно 600-700 педагогов приобщались к миру искусства. Для того, чтобы стимулировать интерес к этим занятиям, наиболее любознательных слушателей курсов направляли на семинары, которые проводились для алма-атинских педагогов в Москве на базе Третьяковской галереи и в Ленинграде на базе музея Эрмитаж. За четыре года на этих семинарах занимались 180 педагогов.

Очень прочные многолетние контакты сложились у нас с театрами Алма-Аты. Обычно мы устраивали перед очередной премьерой общественные просмотры новых спектаклей исключительно для педагогов города, равно как и новых фильмов с последующим обсуждением. Нередко мы защищали «крамольные» с точки зрения чиновников от культуры спектакли и вынуждали их давать «добро»…

Конечно, важно отметить и то, что я мог свободно действовать, так как находил поддержку и понимание со стороны руководителей образования города в 70-80-е годы – Амира Мустафьевича Бимендина, Айташа Закирьяновича Жакупова, а также директора института усовершенствования учителей Якова Соломоновича Бенциона. Все трое были люди умные и понимали объективную ценность проектов и идей, предлагаемых мною для школы, для развития образования города.

Практическим результатом всей этой масштабной работы стало создание в школах города более 100 факультативов по различным видам и жанрам искусства. Этот опыт был обобщен на Республиканском и Всесоюзном совещаниях по эстетическому воспитанию учащихся (Ереван, 1976 год). Институт искусствознания АПН СССР весной 1978 года провел Всесоюзный семинар по эстетическому воспитанию на базе алма-атинских школ. Также этот опыт работы ГорИУУ был представлен на ВДНХ СССР.

С 1982 года по инициативе кабинета воспитательной работы стала проводиться системная работа с руководителями школ, классными руководителями по повышению их правовой культуры в отношениях с учащимися и родителями. В целях повышения эффективности профилактики правонарушений среди учащихся была введена в школах специальная ставка консультанта по правовому воспитанию. В структуре кабинета воспитательной работы появился методист, который специально занимался правовым просвещением в школах.

В 1987 году в Алма-Ату прибыла авторитетная комиссия Минпроса СССР для изучения состояния воспитательной работы в школах города. На заключительном совещании по итогам проверки зам. министра просвещения СССР Шадриков положительно оценил деятельность кабинета воспитательной работы ГорИУУ.

Авторитет В.Г. Ронкина в педагогической среде был высок. Доказательством этого может служить факт, что в январе 1990 года 13 педколлективов Алма-Аты выдвинули его кандидатом в депутаты в Верховный Совет КазССР по Заводскому избирательному округу. В ходе избирательной компании он победил пятерых авторитетных соперников и прошел во второй тур.

В 1990-92 годах ГорИУУ начал активно заниматься изучением Вальдорфской педагогики. Методологической, теоретической основой вальдорфских детских учреждений стала антропософская теория Рудольфа Штайнера. В.Г. Ронкин активно включился в этот процесс, так как его заинтересовали идеи духовно-душевного и физического развития детей, подростков, юношей в соответствии с их возрастными особенностями. Образное восприятие окружающего мира учащимися в соединении с их логическим мышлением является доминантой вальдорфской педагогики. Вальдорфские школы получили широкое распространение в Германии, в Финляндии, в Швеции, в США, в Канаде и др. странах. В.Г. Ронкин занимался на курсах и семинарах, которые проходили регулярно под руководством финских педагогов в Москве, Алма-Ате, Тампере (Финляндия). Его активность получила положительную оценку, и финские педагоги дали ему рекомендацию для вступления в члены Всемирного антропософского общества, центр которого находится в Дорнахе (Швейцария). В 1992 году В.Г. Ронкин получил сертификат.

В 1993 году он создал Региональную ассоциацию «Человек», которая объединила педагогов Алма-Аты, Караганды и Усть-Каменогорска. Министерство юстиции Республики Казахстан зарегистрировало ее как юридическое лицо. В.Г. Ронкина избрали сопредседателем Ассоциации. За четыре года Ассоциация провела несколько семинаров и курсов в Алматы с участием профессора Кеслера из Канады. В 1993 году в вальдорфском журнале в Штутгарте (Германия) была опубликована статья В.Г. Ронкина о развитии вальдорфской педагогики в Казахстане. Ее автор считал, что Казахстан еще не готов к созданию вальдорфских дошкольных и школьных учреждений. Однако, активное использование ее элементов обогатит методическую палитру учителя и воспитателя.

В конце августа 1991 года В. Г. Ронкин публично объявил о своем выходе из рядов КПСС. Это решение ему далось нелегко, так как он 31 год состоял в ее рядах и искренне верил в марксистскую идею, которую с годами опошлили и исказили. Его решение было актом протеста против попытки антиконституционного государственного переворота в Москве в августе 1991 года. В то же время он поддержал решение о создании независимой Республики Казахстан.

В Алма-Ате В.Г. Ронкин работал учителем истории и обществоведения в СШ 23, 120, 51 и колледже Жании Аубакировой. Главным принципом его преподавания являлось стремление разбудить мысль ученика, которого В.Г. Ронкин воспринимал как личность. Он учил их диалектическому мышлению, т.е. подвергать критическому анализу любую информацию. Как учитель он давал открытые уроки своим коллегам. На его уроках иногда присутствовали и иностранные коллеги-учителя из США, Норвегии т.д. В.Г. Ронкин имел квалификацию учителя-методиста, и много лет у него проходили практику студенты исторических факультетов из Казахского педагогического института имени Абая и Казахского государственного университета имени Кирова.

Разумеется, интерес к далекому прошлому развивается через апелляцию к чувствам ребят, пробуждая в них эмоциональное отношение к дням минувшим. Ну, скажем, какой интерес у современного школьника может быть к такой далекой и скучной для него теме «Германская социал-демократия в начале XX века»? Ребята будут спать на уроке, если им сказать: «Откройте тетради и запишите…» Но если начать урок с писем женщины любимому человеку, в которых есть и кокетство, и описание своих нарядов, и ревность, и представлена широта ее интересов (музыка, книги), а предварить чтение писем заданием дать характеристику этой женщины, то видишь, как охотно включаются ученики в эту работу. Они начинают думать и говорить. Ну, а затем прочитать им отрывок из книги «Социальная реформа или революция» и тоже попросить дать характеристику автору. А после показать портрет и сказать, что автор писем и книги один и тот же – вот эта женщина, Роза Люксембург, лидер германской социал-демократии, ее левого крыла. И урок пошел, не захромал. Нет уже скучных лиц и дремлющих ребят, так как они эмоционально уже возбуждены.

В сентябре 1997 года он вышел по возрасту на пенсию. В связи с отъездом в США по семейным обстоятельствам 8 декабря 1997 года дал свой прощальный урок. Тема этого открытого урока называлась «И все-таки красота спасет мир». Открытый урок проходил в русском драматическом театре им. М.Ю. Лермонтова. На уроке присутствовало около 500 человек. Это были его выпускники разных лет, коллеги, друзья и представители общественности города. На этом уроке прошла презентация его книги «Уроки самому себе», которую он подарил всем присутствующим. Атмосфера урока была очень сердечной. Блистательно играла выдающаяся пианистка Жания Аубакирова. Выпускница 1997 года Алида сыграла музыкальный дивертисмент – музыкальный образ учителя Ронкина. Очень тепло выступали бывший директор СШ № 120 Г.М. Бровар, главный режиссер театра М.Ю. Лермонтова Р.С. Андриасян и, конечно, бывшие выпускники: контр-адмирал Владимир Карев, юрист Константин Когай, профессор психологии Наталья Логинова и другие. Редактор его книги Асель Омар прочитала свои стихи, посвященные автору. Президент клуба «Молодая картошка» А.В. Коробкова трогательно исполнила под гитару песню «Я отдаю тебе Америка-разлучница». Журналист Светлана Синицкая опубликовала в «Казахстанской правде» статью – репортаж с этого урока, который озаглавила так же.

Последние 20 лет В.Г. Ронкин проживает в Нью- Йорке и продолжает активную трудовую деятельность. 17 лет он работает гидом и методистом в крупнейшей туристической русскоязычной компании New Tours. Он провел 2300 экскурсий, на которых побывали более 50000 туристов из 64 стран мира, в том числе 1500 из Республики Казахстан. В.Г. Ронкин работал и с профессиональными делегациями из Казахстана (юристы, педагоги, журналисты, политики), которые посещали Америку по приглашению Государственного Департамента США. Кроме того, он показал Нью-Йорк нескольким целевым группам детей из Казахстана. Особенно ему приятно было принимать в своем доме бывших учеников, друзей и добрых знакомых из Алма-Аты.

11 сентября 2001 года террористы разрушили комплекс зданий Всемирного торгового центра (ВТЦ). Ронкин с туристами за 16 часов до этой трагедии поднимался на Южную башню ВТЦ. Они любовались грандиозной панорамой Нью-Йорка. Эмоционально пережив эту трагедию, он написал шесть писем в октябре-ноябре 2001 года, которые были опубликованы в газете «Время» в Алматы. Эти письма стали материалом его книги «Последний день «Близнецов». Весной 2002 года эту книгу издал известный казахский поэт Бахытжан Канапьянов в Алматы. Ее тираж составил 5500 экземпляров. В мае 2002 года в СШ № 120 состоялась презeнтация этой книги, на которой присутствовали представители посольства США в Казахстане, ООН и общественность города. Спонсорами книги стали родственники, друзья, знакомые из четырех стран – Казахстана, Канады, России и США. В.Г. Ронкин предложил (и спонсоры его поддержали) весь сбор от продажи этой книги передать в фонд вдов и сирот нью-йоркских пожарных, погибших 11 сентября 2001 года. Эта гуманитарная акция прошла в 2002-2005 годах. 4000 долларов были переданы в вышеназванный фонд. Еще 500 долларов передали детям-жертвам террора в Беслане (2004 год). Эти деньги были переданы через Генеральное консульство России в Нью-Йорке.

В.Г. Ронкин по-прежнему поддерживает самые тесные отношения с друзьями из Алматы и публикуется там в газетах и журналах.

Он автор четырех книг: «Клуб старшеклассников», 1964 год (в соавторстве с Л.И. Гусевым), «Воспитание гражданственности», 1969 год; «Уроки самому себе», 1997 год; «Последний день «Близнецов», 2002 год. Последние две книги представлены в библиотеках Алматы, Москвы, во многих библиотеках СНГ, Нью- Йорке и в Вашингтоне, в библиотеке Конгресса США.

Общий трудовой стаж В.Г. Ронкина составляет 57 лет. За это время им опубликовано в сборниках, журналах, периодической печати Казахстана, Москвы, Нью-Йорка, Штутгарта более 150 статей. Совместно с Казахским телевидением он подготовил и провел около 170 передач.

За период трудовой деятельности он получил следующие награды: медали – «За освоение целинных земель» (1957г.), «Ветеран труда» (1989г.); грамоты ЦК ВЛКСМ и ЦК ВЛКСМ Казахстана, Почетные грамоты Минпросов КазCCР и СССР, две бронзовые медали ВДНХ СССР, значки – «Отличник просвещения КазССР» (1964 г), и «Отличник просвещения СССР» (1980 г.). В апреле 1990 года Президиум Верховного Совета КазССР присвоил ему почетное звание заслуженного работника народного образования КазССР.

Я по жизни и по профессии – учитель-просветитель. Если бы я не был учителем, то, возможно, стал священником. Но сила моя не в том, что я учил, а в том, что всю жизнь учился, не разделяя своих учителей на больших и маленьких людей. Для меня каждый человек без исключения представлял и представляет интерес как неизвестная, непознанная мною планета. И я всю жизнь стремился познать эти человекопланеты – частицы мироздания, когда они вступали в контакт со мной. И в этом смысле я был, есть и буду вечный студент, вечный ученик, ежедневно открывающий для себя новые миры, новые законы нашего бытия и оберегающий свое время. Мое время синхронно с общественным временем, из которого я не выпадал никогда.

***

Рубен Суренович АНДРИАСЯН, художественный руководитель Государственного академического русского театра драмы имени М.Ю. Лермонтова

Начнем с того, что в 1974 году я нежданно-негаданно получил назначение в Театр юного зрителя, и, естественно, растерялся. В то время у ТЮЗа, как ни странно, была не очень хорошая репутация. Странно, потому что возглавлял театр Евгений Александрович Прасолов – очень талантливый режиссер. По-моему, причина была в том, что на него давил груз ответственности. После того как он сдал бразды правления, он поставил много хороших спектаклей. Я по этому поводу как-то сказал: «Прасолов отрекся от престола в свою пользу».

Я, конечно, знаком был с высказыванием Станиславского: «Для детей нужно играть также, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее». Но не более того, и как это воплотить на практике, совершенно не представлял.

Помогли мне Галина Юрьевна Рутковская – зав. педагогической частью ТЮЗа, ученица Н.И. Сац, и ее преемница в этой должности, Ната Феликсовна Бычук. Они сказали: сейчас зрители в театр ходят плохо, но если вы завоюете симпатии Владимира Григорьевича Ронкина, будут ходить хорошо. Я попросил меня с ним познакомить.

Пришел молодой, кудлатый человек. А у меня в кабинете стоял макет к спектаклю «Молодая гвардия» по пьесе Анатолия Алексина. Он стал его разглядывать. Я ожидал от него каких-то «учительских» трафаретных слов, а он вдруг очень толково объяснил, что я хочу сказать в этом спектакле. Это была наша первая ошеломляющая встреча. С тех пор мы дружим, несмотря на время и расстояние.

Владимир Григорьевич загорелся нашими планами, стал активно участвовать в их осуществлении, а мы участвовали в его делах, вместе работали с «оргвнекрабами» (организаторами внеклассной работы). Однажды на одной встрече с педагогами сижу за столом и жду, когда Владимир Григорьевич закончит свой спич, а на столе разложены тома А.С. Макаренко. Моментально родился экспромт – МакаРонкин. Так с тех пор мы его и прозвали Макаронкиным.

Ронкин очень много сделал для театра. Если бы не Владимир Григорьевич, многие спектакли просто не увидели бы свет. В те времена была жесткая цензура, во время сдачи спектакля комиссия придиралась к каждому слову и жесту. Но члены комиссии не знали, что этот спектакль уже посмотрел Ронкин, и мы были готовы к разного рода нападкам. И потом, на сдачу спектакля он всегда приглашал авторитетных людей, чье слово имело большой вес в обществе. Это мог быть директор школы, носящий звание Героя Социалистического Труда, или заведующий районным отделом образования, или полковник милиции, заместитель начальника уголовного розыска города. Во время обсуждения эти люди говорили, что именно такого спектакля ждала школа, это очень своевременная и актуальная постановка. Так были утверждены «Остановите Малахова», «Ночь после выпуска», «Квадратура круга» и другие.

«Ночь после выпуска» – знаковый для меня и для художника Гейдебрехта спектакль. Когда шла над ним работа, я водил дочь в гимнастический зал и ждал ее до конца занятий. Я заметил, что в этом зале мне хорошо думается о будущем спектакле. Я привел в зал Гейдебрехта. Он походил, посмотрел, и в результате мы сделали из сцены гимнастический зал с его обстановкой и звуками. Мы даем детям все, развиваем их интеллектуально и физически, но не готовим к самостоятельной жизни.

Перед сдачей спектакля я позвонил автору пьесы Владимиру Федоровичу Тендрякову и попросил его посодействовать, так как накануне комиссия «зарубила» четыре спектакля в разных театрах. Но Владимир Федорович сказал, что его имя для любой комиссии как красная тряпка для быка, будет только хуже: «Вы уж там сами как-нибудь…»

Ронкин готовил обсуждение, как всегда пригласил людей с непоколебимой репутацией. В результате комиссия сказала: «Поздравляем вас с хорошим спектаклем».

Ронкин «подпирал» нас, а Яков Соломонович Бенцион, который в эти годы возглавлял городской институт усовершенствования учителей, поддерживал Ронкина. Вот такая сложилась «круговая порука».

Удивительными были обсуждения спектаклей зрителями. На них приглашали детей вместе с родителями. Совместный просмотр и обсуждение давали поразительный эффект. Одна девочка уговорила маму и папу, которые собирались разводиться, посмотреть спектакль «Остановите Малахова». Маме сказала, что это спектакль про плохого папу, а папе – про плохую маму, в итоге семья сохранилась. Спектакль заставлял задуматься о том, что мы делаем с нашими детьми.

Когда я был в Нью-Йорке, Ронкин брал меня с собой на экскурсии (он там работает экскурсоводом для русскоязычных туристов). Гид в Нью-Йорке с обязательностью и подготовленностью советского педагога – это редкость, он один такой. Понятно, какую кипу материала он освоил, раскопал малоизвестные факты. Его очень интересно слушать. Он продолжает быть преподавателем истории и там.

Мы с Владимиром Григорьевичем ровесники. Поэтому я знаю, что нужно желать в нашем возрасте. Я не желаю энергии, последовательности, которых у него в избытке. А желаю, чтобы он вспоминал, сколько ему лет (не глубоко, а так, для проверки), потому что с его энергией опасно переоценить свои возможности.

Всей семье Владимира Григорьевича передаю огромный привет и наилучшие пожелания.

***

Светлана Николаевна ОСТРОВСКАЯ, учитель русского языка и литературы

Многоуважаемый Владимир Григорьевич! Верно, что «большое видится на расстоянии»: сейчас, в наше такое очень трудное для образования время, особенно явно понимаем, какое огромное значение имел ваш поистине подвижнический и творческий труд в организации воспитательной работы в городе Алма-Ате.

Особенно признательны вам учителя-гуманитарии за эстетический всеобуч, который стал прекрасным подспорьем в их работе по эстетическому и нравственному воспитанию детей, по формированию духовной культурной личности. Как фатально этого сейчас не хватает в обществе, а значит и в школе.

В день вашего юбилея нам хотелось бы заверить вас, что ваше дело будет продолжаться, как бы то ни было, пока есть то поколение учителей, которое работало с вами и при вас.

Многия вам лета!

***

Людмила Сергеевна ПОЛЕЖАЕВА, организатор внеклассной работы ОШ № 100, отличник народного просвещения Республики Казахстан и СССР

Мы гордимся тем, что на протяжении 10 лет (с 1981-1991 гг.) на базе нашей школы кабинет воспитательной работы ГорИУУ под руководством Владимира Григорьевича успешно проводил стажировку молодых и малоопытных организаторов внеклассной работы г. Алматы (в год 35 чел., всего 350 чел.). План стажировка включал планирование воспитательной работы по изучению правил поведения, познавательных интересов и умственных способностей через учебные предметы (конкурсы, викторины, КВН, вечера, декады, праздники), школьное самоуправление, государственные и традиционные школьные праздники, работу Совета общественности, работу по месту жительства с ветеранами Великой Отечественной войны, работу отрядов ЮИД и ДЮП.

Мы работали с вдохновением, с утра до позднего вечера, с полной отдачей сил, и совершенно не жалеем об этом. Нам удалось организовать учителей, учащихся и их родителей, создать на высоком уровне внеклассную воспитательную работу в школе и успешно выполнять задачи воспитания детей, поставленные перед школой государством.

Уважаемый Владимир Григорьевич! Вы умеете жить и творить в масштабах исторического времени, соотнося свои проекты и дела с эпохой и вечностью, каждый раз решая новые задачи, которые выдвигает жизнь. Благодаря этому вы избежали участи стать пережитком ушедшей эпохи и до сих пор интересны не только сверстникам, но и молодежи, вашим бывшим ученикам, среди которых у вас много друзей.

Педагогический коллектив ОШ № 100 во главе с директором Алией Бердияровной Аблашовой поздравляет Вас с юбилеем, желает крепкого здоровья, долгих лет жизни, семейного счастья, светлого будущего детям и внукам, пусть на долгие годы сохранится ваш патриотизм, работоспособность, творческая индивидуальность.

***

Коллектив лицея № 71, г. Алматы

Пионерские горны трубили, красные флаги несли.
И комсомольские песни – работу Вашу воспели!
Все это было уже давно, но все это было на самом деле.
Здесь в Казахстане, в Алма-Ате помнят Вас, не забыли…
Ронкин Владимир Григорьевич, отличный руководитель!
Словно в космос летим, так быстротечно время. Мы Вас поздравить хотим с доблестным Юбилеем!
Труд оставляет след, Вы воспитали многих.
Ваши ученики – идут по Вашей дороге…
Наш юбиляр дорогой, в здравии долго живите.
Из нашей Алма-Аты сердечный привет примите!

***

Бахытжан Мусаханович КАНАПЬЯНОВ

Владимир Григорьевич – Человек мира – и в Казахстане, и в США. Учитель с большой буквы. Доброго вам здоровья и дальнейшего дерзания во имя человека 21 столетия.

 

 

Слово об учителе






 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 

 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10