электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово об учителе

 

   

Архив статей 2017 г.

Одно из лучших воспоминаний моей жизни

№ 8 (169) октябрь 2017г.

Т.В. ХОМЕНКО, учитель русского языка и литературы гимназии «Лика», г. Алматы


Хочу рассказать об учителе, который сыграл огромную роль в моей судьбе.

Под Новосибирском есть Академгородок, а там – физико-математическая школа (ФМШ, и ее ученики – фэмэшата). Это я про прошлое говорю, сегодня все, может быть, и изменилось десять раз. А может, и нет.

Так вот. Отбор в эту школу шел по всему Советскому Союзу: конкурсы, олимпиады, потом Летняя школа, а в итоге – 2 (1) год обучения в блестящем учебном заведении. Студенческий городок при НГУ – это сам университет и несколько общежитий: физиков, математиков, экономистов, геологов, гуманитариев, биологов, – зданий 10, кажется, и среди них – школа-интернат. Вот эта самая ФМШ.

То есть после своего 9-10 класса (или 8-9-го, смотря какой год на дворе – 11-летнее обучение или 10-летнее) ты вдруг становишься настоящим студентом, живешь в общежитии, рядом с тобой одаренные, интересные, творческие ребята, и жизнь у вас просто замечательная! Какие только идеи не приходят в голову юным физикам-химикам! Но я не об этом. Душе не хватает одной только математики, а умные дети, как правило, дети читающие. И вот при ФМШ появляется… Литературный клуб!

Появляется – это сказать легко, а начало было, конечно, трудным, как все новое. Но дело в том, что в школе интересными, нестандартными были учителя не только математики и прочих точных наук, но и, к примеру, истории и литературы. Вот о литературе и ее учителе пойдет речь. Звали этого необыкновенного человека (светлая ей память) Валерия Алексеевна Лазарева. Знаю, что много по всему свету есть людей, которым дорого это имя, и писать мне немного страшно, но пусть те, кто захочет добавить, напишут сами. Так вот. Валерия Алексеевна решила создать при физико-математической школе Литературный клуб (ЛК). Можно представить нечто упрощенное – а, вы стихи читали? Спектакли ставили? Да, читали, и не только стихи. Да, ставили. Но только не просто ставили, а сначала писали сценарии. По Шукшину, Стругацким, Анчарову, Шварцу, Васильеву, произведениям времени революции или войны, поэзии Серебряного века. И это совсем не обязательно переработка существующего драматического текста (чаще всего как раз такового не было!), а именно написание своего сценария. Погружение в эпоху, идеи, авторский мир, обсуждение: как твое вид́ ение соотносится с восприятием других людей. И воплощение на сцене.

Интересны были формы работы: кроме создания сценария и последующей постановки спектакля (с собственноручно нарисованным огромным задником, костюмами, исполнением песен), были внутриклубные тематические вечера («литучки»), когда все готовили и произведения, и элементы костюма определенной эпохи, страны; выезды в детские дома; агитбригады… Но я не об этом. Все это может получиться, а может не получиться. Может стать восхитительным, а может обыкновенным. Все дело в атмосфере, а значит, личности того, кто сумел создать и поддержать эту атмосферу. Мне хочется хоть что-то суметь рассказать о В.А. – Валерии Алексеевне.

Проще всего сказать, что она всех любила. Искренне, горячо и «нелимитированно». Ну, «стариков», давних литклубовцев – да, понятно, это «свои», с ними столько пережито! Но вот приходит новенький, он еще никто, но его «авансом» любят, верят в него, видят в нем столько хорошего! В первую очередь В.А., радостно встречающая всех, как долгожданных гостей, а вслед за ней и остальные. У ЛК была своя комнатка, бытовочка небольшая, там стоял диван, была полка с прекрасными книгами (это 80-е, книга – ценность!), а еще чайник, и сначала В.А. начала приносить что-нибудь вкусненькое из дома (семья у нее была, не подумайте, две дочери и муж, работающий в той же ФМШ историком), а потом и девчонки стали учиться печь (в общежитиях на этаже есть духовка, а еще чудо-печки тогда в ходу были электрические). Тем самым появилось что-то теплое, домашнее в этих «посиделках». Но главное, там всегда кипела жизнь. Что-то читали и обсуждали, о чем-то спорили, что-то рисовали и пели, пели… Сама В.А. замечательно пела, и очень скоро оказалось, что многие парни тоже поют, и прекрасно (школа математическая, девочек значительно меньше, и пение было по преимуществу мужским). Пели Окуджаву, Визбора, Городницкого и других бардов, а еще народные песни. Скоро, конечно, гитара появилась, гитаристы, всегда кто-то тихонько в уголочке перебирал струны. А еще любили революционные песни. Ох, больная тема. Но без нее не обойтись. Такая-сякая революция… Для нас это было утверждением братства. Коммуны. Всеобщей справедливости. Стремления жить честно и – для людей. То есть не зря, приносить пользу. Я понимаю, что сегодня можно привести много аргументов, порицающих революционную идею. Но мы ни с кем не боролись, никого не переделывали, составляющая «Кто не сдается, того уничтожают» нас не коснулась, спрашивали мы с самих себя. А вот вера в светлое будущее, в то, что человек хорош, что люди – братья, – эту веру вселяла в нас и сама В.А., и книги, которые мы с ней читали, весь стиль жизни, который она сумела создать. То, что мы делали, было не для самообразования, не для того, чтобы нам было хорошо и приятно. Во главе стояло ДЕЛО, каким она и мы его видели. Созданные спектакли, несущие этот оптимизм и веру в людей, в добро, правду, для многих зрителей становились открытием, потрясением (воспоминания об этом приведены в книге В.А., не буду дублировать). Валерия Алексеевна горела сама (радостно, увлеченно) – зажигала окружающих – этот свет лился дальше, передавался тем, кто к нему прикасался. Отсюда поездки в детские дома, школы, институты с выступлениями, и везде мы не просто показывали спектакли (которые были очень сильными! «Дракон» Шварца, «Теория невероятностей» и «Самшитовый лес» Анчарова, «До третьих петухов» Шукшина, «Завтра была война» Васильева, «Трудно быть богом» Стругацких, «Прощание в июне» Вампилова, а еще множество композиций: за 10 лет существования ЛК – около 30 спектаклей), но и находили друзей, потому что были открыты для общения, звали их петь с нами, обсуждать, делиться впечатлениями. Ведь сколько угодно примеров того, как высокомерны люди, которых ты, может быть, с удовольствием послушал, но у них своя жизнь, и ты тут ни при чем. А В.А. (и литклубовцам «заодно») все были интересны, важны, дороги.

Валерия Алексеевна – не только преподаватель литературы, но и методист. В какой-то момент она начала параллельно работать в Новосибирском педагогическом институте, преподавать методику. Защитила, кстати говоря, кандидатскую диссертацию. Автор нескольких книг. Но это второе. Главное – это был удивительный человек. Спасибо ей за то, что она согревала стольких людей. Общение с ней – одно из самых лучших воспоминаний в моей жизни.

PS. На своей странице в социальной сети Facebook дочь Валерии Алексеевны, актриса и телеведущая Татьяна Лазарева написала: «Мы знаем, что для многих своих учеников она была не просто учительницей литературы. И что многим людям будет так же тяжело от ее неожиданного ухода, как и нам. Кто сможет – приходите проститься с ней… Кто не сможет – ничего страшного. Она будет всегда с нами».

 

 

 

Слово об учителе






 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no