электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2019г.

 

Уроки одного журавля
Исследовательский этюд

№ 7 (188) сентябрь  2019г.


В.Т. ТИХОМИРОВА, к. пед. н., доцент, коуч личной эффективности, независимый консультант по повышению экспертности, г. Алматы

 

Систему образования во всем мире штормит. Бурлят инновации, вводятся новые модели деятельности и учителей, и учащихся. Задуваются ветрами перемен новые термины. Непросто в эпоху модернизаций учителям учить детей и учиться самим. Все труднее и учить учителей на курсах. Я хочу рассказать о капельке личного опыта практического обучения теории на курсах учителей.

Сначала я придумала урок, чтобы практически объяснить теорию: дать возможность учителям опытным путем получить представление о понятиях «компетентность» и «компетенция».

Потом я начала совмещать эту задачу с другой: дать возможность учителям на своем опыте учения понять роль визуального и кинестетически-деятельностного компонентов образования.

Постепенно стала реализовываться еще и третья задача: практически объяснить учителям, как важно и как не просто соблюдать принцип предоставления равных возможностей всем детям.

Это занятие помогало выйти на обсуждение проблем, которые волнуют и меня, и учителей современной школы. За один час работы учителя начали обсуждать, что они могут своим ученикам дать знания, навыки, опыт общения и преодоления трудностей. Но могут и нанести обиду, оскорбление, задать искаженный жизненный сценарий личности, испортить жизненную карьеру человека просто по своему незнанию некоторых «педагогических истин», по простой уверенности в том, что есть неважные мелочи в педагогической работе. Они приходили к выводу, что нужно 1) очень много думать, анализировать, 2) быть способными глубоко чувствовать, 3) много читать и знать (гораздо больше, чем читают и знают сейчас!), чтобы ответственно и аргументированно решать педагогические вопросы. Они делали себе пометку: «незнание не освобождает от ответственности никого».

У меня был план эксперимента в системе обучения учителей.

1. Сообщается, что будет проводиться эксперимент для уточнения тезиса о необходимости подключения к учению всех сенсорных каналов учеников. Для учения будет выдан 1 лист бумаги. Результаты будут определяться количеством участников семинара-тренинга, сумевших сложить самостоятельно журавлика из второго листа бумаги, который будет выдан после окончания обучения складыванию журавлика.

2. Группа делится на 4 микрогруппы: 1 – обучение через слуховой канал: 2 – обучение через зрительный канал; 3 – обучение через делание (кинестетику); 4 – обучение с использованием всех каналов.

3. Всем показывается и выдается журавлик (ожидаемый результат, ожидаемый продукт деятельности), которого они должны научиться складывать. Двум группам (№ 3 и № 4) выдаются листы бумаги (10 см*10 см).

4. Микрогруппы расходятся по отдельным аудиториям.

5. Во всех четырех аудиториях учат с помощью аудио-визуального средства (основа – видеоурок с мотивацией и объяснением последовательности складывания фигурки журавля). Но:
– для первой группы транслируется лишь аудиальная часть (слышно объяснение, но на экран фильм не выводится) – члены группы «учатся ушами»;
– для второй группы фильм показывается с выключенным звуком – члены группы «учатся глазами»;
– для третьей группы фильм не показывается, им только разрешается работать с полученными листами и, ориентируясь на ожидаемый результат,
– члены группы «учатся руками»;
– четвертой группе видеоурок демонстрируется в полном формате и разрешается повторять за инструктором все действия по складыванию журавлика из бумаги размером 10 см*10 см – члены группы «учатся глазами, ушами, руками».

6. Возвращаются в общий зал, садятся по микрогруппам и по сигналу приступают к изготовлению журавлика.

7. Группа экспертов подсчитывает количество «учеников», сумевших сложить фигурку журавлика.

8. Результаты сообщаются группе.

9. Предоставляется возможность высказаться представителям всех четырех команд (как работали, что чувствуют, что думают люди в группах).

10. Дается задание: отрефлексировать экспериментальный урок – написать эссе «Уроки одного журавля»

11. Заслушаются все эссе.

12. Предоставляется возможность каждому учителю принять личное решение (решения), сформулировать и записать эти решения. Всем желающим предоставляется возможность презентовать свои решения.

Такой эксперимент дал бы важную информацию о роли каналов восприятия для развития умения что-либо делать. Но его некогда проводить: учителя загружены срочными и важными работами. Поэтому я остановилась на быстром и «приблизительном» эксперименте. В одной аудитории в одно и то же время обучали 3 учебные группы.

Первая группа располагается близко к тренеру. Она имеет возможность слушать объяснение и видеть действия, которые показывает тренер. Но членам этой группы бумага не дается. Поэтому они не могут делать руками то, что должны освоить.

Вторая группа располагается спиной к тренеру. Члены группы слышат объяснение тренера. Они также имеют бумагу и могут пробовать складывать журавлика по инструкции тренера. Единственное, чего они лишены, – это видеть процесс изготовления журавля.

Третья группа имеет бумагу, слышит объяснение тренера и видит все, что показывает тренер. Успешность учения оценивается по тому, как быстро и хорошо после прохождения обучения сложат «ученики» журавлика самостоятельно.

Такой «приблизительный» эксперимент я провела в казахстанском городе Атырау в апреле 2010 года на курсах учителей начальных классов. И он дал возможность учителям получить много ценных профессиональных знаний и помог осознать важные проблемы, о чем свидетельствую приведенные ниже рефлексивные эссе.

***

Сегодня на занятии нам предложили сделать журавлика.

Первая группа слышала поэтапное объяснение, видела, как складывает из бумаги размером 10 см на 10 см журавлика учитель. Члены этой группы имели бумагу и могли вслед за преподавателем- тренером конструировать журавлика. Они получали даже индивидуальную помощь преподавателя. И все члены этой группы справились с работой.

Вторая группа слышала объяснение, видела поэтапную работу. Но этой группе не дали бумагу. Члены этой группы были лишены возможности «учиться руками».

Третья группа слышала, как делать. Но из-за того, что их посадили спиной к тренеру, многие члены этой группы не справились с работой.

Я была в третьей группе. Я не справилась с работой.

Вывод: учитель должен работать со всеми, со всем классом, желательно наглядно, доступно, спокойно, доходчиво. Очень трудно без зрительного восприятия что-либо сделать.

***

Я оказалась в группе «аудио-визуалов»: мы все видели, все слышали, но учиться своими руками мы не могли. Аудиально хорошо воспринимались задания типа: «Загибаем лист по диагонали», «Наметим диагональ между двумя другими противоположными углами», «Сложим лист пополам» и т.д. Но когда дело дошло до практической работы, в памяти всплывали лишь отдельные фразы. И в итоге журавлик не получился. Помогли коллеги из других групп.

***

Задание изготовить журавля было интересным. Но чтобы его выполнить, надо и слышать, и видеть, и пробовать руками.

Сидя в группе, где только слышишь, выполнить задание оказалось невозможным.

Я как учитель, участвуя в этом эксперименте, решила, что объяснение должно быть доступным, понятным, интересным. Только тогда успех ждет каждого ученика.

***

Сегодня на экспериментальном уроке я была в группе «учеников», которые и видели, и слышали, и делали. Но я обнаружила, что у меня не все получается. Пришлось обратиться за помощью к товарищам. Вот где нужно надежное плечо друга!

Общими усилиями журавлик получился, но не взлетел. Почему? Что-то сделала не так? Или я была невнимательна?

Вспомнила своих учеников и уроки труда. Иногда, объясняя им, я хочу получить положительный результат и нервничаю, если у кого-то что-то не получается. А сегодня сама предстала в роли неудачного ученика. Я поняла, что в такой ситуации человеку помогает работа в группе.

Урок оригами очень понравился. Наверное, теперь сама буду терпимее к своим детям, более внимательной, буду тщательнее готовиться к урокам, чтобы быть компетентной.

Оказывается, это очень трудно!

***

Чтобы сложить журавля из бумаги, нужно иметь математическую зоркость, внимательность, точность в сгибании линий. При неправильном сгибании бумаги не добиться результата. По тому, как выполняет человек эту работу, можно определить его способности и его целеустремленность.

Я люблю оригами. Но у меня нет нужного терпения.

***

Оригами – занятие интересное, увлекательное, но требует большого терпения и внимательности, чего многим не хватает. Особенно детям.

Я в начале урока была внимательна, повторяла все движения учителя, быстро и правильно складывала листок.

Но когда дошли до этапа «тюльпан», я что-то прослушала и отстала. Но упорно хотела достичь цели. После нескольких попыток долгожданный «тюльпан» получился. Это была первая моя победа.

Видимо, я потратила много времени на этот этап работы и отстала от других. Пришлось обратиться за помощью к соседкам. Они мне помогли. И я радостно завершила своего журавля.

Складывая «зачетного журавля», я легко выполнила начальную часть (она запомнилась мне хорошо). Но тот момент, который в первый раз был трудным, опять повторился. Я снова не смогла сложить «тюльпан»! Пришлось опять советоваться с другими.

В результате у моего журавлика не двигаются крылья…

***

Этот эксперимент с журавликом заставил меня испытать, ощутить то, что испытывают мои ученики, когда я заставляю их сначала только слушать, а потом выполнять работу. Оказывается, это довольно сложно запомнить всю последовательность работы, хотя я слушала внимательно. Когда же я стала складывать журавлика, я обнаружила, что запомнила только самые первые действия. Дальше без помощи учителя дело не пошло.

Делаю для себя вывод: буду теперь одновременно объяснять, показывать, давать возможность практически выполнять работу. Дети, как и я, учатся и глазами, и ушами, и руками одновременно.

***

Однажды на курсы собрались мы снова.
Нам дали задание вида иного:
Путем оригами сложить журавленка.
Но главное нам не давали смотреть,
Как надо его нам сложить.
Сначала его я сложила, как помню.
Но это не то оказалось совсем.
Тогда я решила, что буду я делать,
Как учат нас тут.

***

Когда мне предложили пойти на курсы, я ожидала, что буду слушать лекции, записывать новые научные термины, буду пытаться все собрать воедино…

Меня ожидало приятное удивление. Выступление лектора было простым и в то же время интригующим. С самого начала меня захватил процесс, и было очень интересно.

Предложили сделать из бумаги журавлика. Но по-разному разным группам.

Когда нужно было уже самостоятельно сконструировать журавлика, мне было трудно. И было неловко перед инструктором за то, что я плохо слушала.

А еще мне очень хотелось сделать журавлика, чтобы подарить его вечером маленькой моей дочурочке. Но, к сожалению, сегодня ее мама не обрадует.

В итоге я стала понимать, что и как нужно делать на уроках, как объяснять и показывать.

***

… Сколько помнят себя люди, среди них всегда был, есть и будет учитель. Ведь судьба каждого человека связана с Учителем. И пока светит солнце, профессия учителя всегда будет бесценной.

Даже сейчас на уроке при выполнении заданной работы – а именно изготовлении журавля – я почувствовала себя ученицей, которая нуждается в помощи учителя. Изначально я только видела и слышала, как выполняется работа, а после мне необходимо было самостоятельно сконструировать данную фигуру. И вот тут я поняла, каково детям, которые по-разному воспринимают информацию.

Я думаю, что пребывание на данных курсах не случайно. В жизни нет случайностей. И поэтому хотелось бы отметить, что каждый учитель должен, прежде всего, ориентироваться на личность ученика. Ученик не должен быть «объектом», он должен быть «субъектом».

Таким образом, даже при выполнении простой работы, т.е. при изготовлении журавлика, можно понять и извлечь много полезного. Просто надо смотреть на ситуацию со всех сторон.

Я – учитель! Знаю, надо много любви и огня, чтобы каждый человек Человеком стал!

 

 

 

Учитель - исследователь





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no