Аннотация: Работа посвящена неисследованной стороне эссеистики Г. Бельгера. Авторы рассматривают приемы привлечения внимания читателя, основываясь на исследованиях, проведенных среди учащихся. Данные исследования могут быть использованы учащимися и преподавателями при изучении предметов «Русский язык» и «Русская литература» по новым стандартам обучения.
Ключевые слова: Г. Бельгер, эссеистика, способы воздействия, восприятие читателя
Введение
Г. Бельгер в очерке-эссе о трех великих поэтах (Пушкине, Абае и Гете) писал, что «тайна гения объясняется не только востребованностью обстоятельств и всевластностью времени, не только воспитанием и средой, но и причудливым сплетением генов, взрывом родовой или многородовой энергии в одной конкретной личности». Возможно, это и является одним из объяснений необычности его творений. [1, 3]
О творчестве Г. Бельгера, особенностях его прозы, журналистики и эссеистики написано не очень много статей. Исключение составляет очерк-эссе «Гете и Абай», которое издавалось в разные годы и в разных изданиях.
Изучив статьи в интернете о творчестве писателя и прочитав несколько работ автора, мы заметили необычность, привлекательность и разнообразие использования средств привлечения внимания читателя и выдвинули гипотезу о том, что в эссеистике Г. Бельгера существуют особенные, индивидуально-авторские приемы воздействия на читателя.
Цель нашей работы – изучить и описать приемы воздействия на читателя в эссеистике Г. Бельгера.
Задачи исследования:
1) выявить, какие приемы в эссеистике Г. Бельгера привлекают внимание читателя;
2) описать самые привлекательные приемы воздействия на читателя в эссе писателя;
3) познакомить наших современников с несколькими эссе писателя и их особенностями.
Объектом исследования являются 4 эссе Г. Бельгера, жанр которых определен автором как эссе или очерк-эссе.
Данная тема исследования актуальна, так как, во-первых, с творчеством писателя, в частности с его эссе, знакомо достаточно ограниченное количество школьников. Во-вторых, способы воздействия на читателя стали предметом изучения на уроках языкового цикла и на уроках литературы с введением новой Образовательной программы в общеобразовательных школах Республики Казахстан и в Назарбаев интеллектуальных школах, а публикаций на эту тему практически нет.
Используя метод анкетирования (опрошено 60 человек), обработки качественных и количественных данных (учащиеся выделяли в тексте и комментировали отрывки текста, которые привлекли внимание), исследовательский метод (при анализе текстов эссе), а также описательный метод, мы убедились в актуальности нашего исследования. Так как в школьной программе не изучается ни одно из его произведений, а на примерах эссе можно учиться форме, структуре, использованию изобразительных средств и способам привлечения внимания, что требуется в работах для написания работ различного вида для суммативного оценивания, считаем, что результаты исследования можно использовать на уроках русского языка и литературы.
Исследовательская часть
Завоевать внимание читателя намного сложнее, чем внимание слушателя, так как при чтении отсутствует тактильное и зрительное взаимодействие. Поэтому писатели и журналисты используют свои приемы для того, чтобы их тексты привлекали внимание и прочитывались до конца.
Существуют различные классификации способов привлечения внимания аудитории. В основном описываются приемы воздействия на слушателя, но они близки и схожи с приемами привлечения внимания читателя. Рассмотрим средства и приемы, свойственные стилю Г. Бельгера.
Название
Своеобразным магнитом для читателя является название. О том, как сделать привлекательным заголовок в СМИ, написано немало статей. [5, 1] Некоторые писатели также используют интригующие или двойные названия, обозначая таким образом тему или идею произведения. Например, Н.Г. Чернышевский назвал свой роман «Что делать?», обозначив таким образом проблемы общества того времени.
Мы провели небольшой эксперимент, попросив выбрать из заголовков эссе самый привлекательный, чтобы затем прочитать это эссе.
Были предложены 4 названия:
- «Исполины духа. Гете – Пушкин – Абай»
- «Беседы на шумных перекрестках. У гения нет выбора»
- «Дервиш, какова вера твоя?»
- «Чары Востока».
Учащиеся выбрали все из предложенных заголовков, что доказывает, что каждый из них является привлекательным. В процентном соотношении самым привлекательным оказался заголовок «Беседы на шумных перекрестках. У гения нет выбора». Его выбрало 40 % респондентов, большинство из которых было заинтриговано тем, кто же такой гений и почему у него нет выбора, несмотря на то, что он гений. Другие заголовки в процентном соотношении вызвали примерно одинаковый интерес:
Приведем наиболее значимые ответы из анкет учащихся на вопрос «Почему вы выбрали этот заголовок?»:
1) «Исполины духа. Гете – Пушкин – Абай»
- Указаны имена трех поэтов, у которых можно поучиться мудрости.
- Привлекающее название и интересная тема для изучения, а также интересно узнать связь этих личностей.
- Красивое слово «исполины» сразу привлекает внимание своей величественностью.
- Вижу знакомые имена, и мне интересно, что их связывает.
- Мне нравится поэзия Абая, захотелось узнать, как это связано с Пушкиным.
Из этих ответов можно сделать вывод о том, что это название вызвало интерес у тех школьников, которые интересуются поэзией и творчеством отдельных поэтов, чьи имена упоминаются в названии. Кроме того, привлекло слово «исполины».
2) «Беседы на шумных перекрестках. У гения нет выбора»
- Вызывает интерес вторая часть, потому что возникает сразу много вопросов: Кто этот гений? Почему у него нет выбора? В какие проблемы он попал? И вообще почему он гений?
- Название создает интригу. Интересно, как первое предложение связано со вторым.
- Цепляет каждое слово и все название целиком.
- Поскольку сразу не раскрывается содержание, как в первом, например, интересно узнать, почему у гения нет выбора и как это связано с шумными перекрестками.
- Первая часть звучит как что-то повседневное, но вторая заставляет задуматься, почему нет выбора. Хочется прочитать.
В этом названии привлекло то, что оно состоит из двух частей, интригует, так как у читателя появляется несколько вопросов, особенно по второй части названия.
3) «Дервиш, какова вера твоя?»
- Интересно, почему именно у дервиша автор спрашивает о вере.
- Вопрос как-то не раскрыт до конца. Хочется узнать, какая вера.
- Сформулирован в виде вопроса, что выделяет ее среди других тем.
- Хочется узнать, зачем знать, какая именно вера у дервиша. Я так понимаю, что он же монах.
- Автор задает вопрос не только дервишу, но и читателю.
Учащихся привлекла формулировка названия в виде вопроса и то, что вопрос адресован дервишу, кроме того, складывается ощущение, что этот вопрос адресован и читателю тоже.
4) «Чары Востока»
- Интересное название. После названия задумываешься, про что это может быть.
- Понятно, что речь пойдет о конкретной части света, которая меня тоже интересует.
- Вызывает большую заинтересованность, так как речь о Востоке, значит, о нас. Плюс самое короткое. Для современных читателей это важно.
- Интересно, потому что не уточняет, о чем именно пойдет речь.
Таким образом, можно понять, что в этом названии одних привлекает краткость названия и указание на часть света, других – загадочность названия, так как непонятно, о каких именно чарах пойдет речь.
Это позволяет сделать вывод о том, что названия привлекают либо потому, что каким-то образом связаны с интересами читателей, либо содержат загадку или вопрос.
2. Несколько художественных средств для создания картины/образа/впечатления/выражения авторского отношения:
а) «Гете – Пушкин – Абай – вечная категория, бессмертная сущность человека. Как Свобода. Как Любовь. Как Жизнь». [1, 2]
В этом отрывке двойное сравнение вместе с символическим использованием слов «свобода», «любовь», «жизнь» и парцелляцией придает торжественность, величие образам великих поэтов. Автор выражает свое отношение к вечности поэтов через всем понятные категории, но в то же время самые важные в жизни каждого человека.
б) Проанализировав небольшой отрывок, с которого начинается эссе «Исполины духа. Гете – Пушкин – Абай», можно сделать вывод, что все слова, за исключением нескольких, входят в состав словосочетаний в переносном значении или в состав выразительных синтаксических конструкций, создающих в целом образ современности на фоне образа вечности.
В анкетах учащиеся обратили на это внимание:
- Привлекло обилие художественных средств, которые делают слова автора красочными и передают его восхищение, или, наоборот, отвращение.
- Множество средств выразительности, которые усиливают влияние на читателя и делают текст более ярким и глубоким.
- Использование восклицаний и вопросов помогает автору показать свои чувства и образуют связь между автором и читателем.
- Автор вначале задает главный вопрос, связанный с темой, в контексте использует много выразительных средств. Возникает желание разобраться с вопросом, понять, зачем автор это пишет.
Из таблицы видно, что в каждом эссе присутствуют сложные слова. Многие из них используются автором для описания качеств и внешнего вида человека, причем в этих описаниях выражается авторское отношение, так как эти сложные слова употребляются в ряду слов с одинаковой положительной либо отрицательной оценкой. Например, в эссе «Беседы на шумных перекрестках. У гения нет выбора» при описании «обыкновенного казахского кумпулдека» Г. Бельгер использовал сложные слова «славослов», «пустобрех», «краснобай», «скудоумный», «словоблуд», выражая таким образом негативное отношение к людям, которые восхваляют человека или его дела из лести, потому что все так делают.
В эссе «Дервиш, какова вера твоя?» для описания восприятия муллы ребенком, который не видел ничего подобного, автор использовал слова «бритоголовый», «жидкобородый» наряду с другим описанием, но эти слова многие из читателей выделили, то есть они больше привлекают внимание, чем остальные.
Приложения
Таким же целям, как и сложные слова, служат приложения:
В эссе «Исполины духа. Гете – Пушкин – Абай» приложения можно разделить на две части: одни служат для выражения уважительного отношения к Абаю («талант-самородок», «человек-загадка»), другие – для описания авторского отношения к современности («судьба-насмешница», «ниши-квартиры»).
Очень интересными показались читателям сложные слова и приложения в эссе «Дервиш, какова вера твоя?», которые состоят из слов русского и казахского языков: «Ыстыке-Сталин», «дукен-магазин», «балашек-шалопаев», «коврик-жайнамаз». Эти и другие приложения («пионер-второклассник», «лампа-семилинейка») помогли автору передать атмосферу его детства.
Для выражения своего восхищения Абаем Г. Бельгер использовал в разных эссе приложения «талант-самородок», «человек-загадка», «поэт-философ», «провидец-самородок».
Заключение
Изучив данные анкет, комментариев, исследовав тексты эссе, мы пришли к подтверждению своей гипотезы о своеобразном стиле Г. Бельгера, который использовал как общепринятые, так и авторские приемы воздействия на читательскую аудиторию: одним из средств привлечения внимания в творчестве Г. Бельгера является название, в котором отражается авторская позиция, содержится загадка или вопрос, что и привлекает внимание читателя; отличительной особенностью эссеистики автора является использование большого количества разнообразных выразительных средств для создания образа, картины, характеристики героя, выражения авторского отношения; Г. Бельгер использует сложные слова, приложения, а также слова и выражения, состоящие из слов русского и казахского языка, что отражает своеобразие мировоззрения писателя и помогает наиболее точно выразить отношение к определенной проблеме или образу. Эти средства привлечения внимания являются уникальными.
Все эссе, которые были прочитаны, не оставили равнодушными учащихся. В каждой работе на всех страницах было не менее трех комментариев, что указывает на интерес к творчеству эссеиста, на то, что его творчество можно использовать для обучения школьников приемам воздействия на читателя, что является одним из важных навыков в соответствии с новыми требованиями современной школы.
Список использованной литературы
1. Бельгер Г. Исполины духа. Гете – Пушкин – Абай. Альманах «Литературная Алма-Ата», http://almatylit.ucoz.ru/publ/4-1-0-5
2. Бельгер Г. Беседы на шумных перекрестках. У гения нет выбора. Альманах «Литературная Алма-Ата», http://almatylit.ucoz.ru/publ/9-1-0-173
3. Бельгер Г. Дервиш, какова вера твоя? http://stom.tilimen.org/g-k-beleger-almati-id-jibek-joli-2014-520-s.html?page=7
4. Бельгер Г. Чары Востока. https://islam-today.ru/obsestvo/motivy_vostoka_robko_i_sladostno_kosnulis_strun_moej_nemeczkoj_dushi_eshhe_so_shkolnyx_vremen/
5. 8 приемов удержания внимания читателей https://kaplunoff.com/blog/reklamnye-tekhniki/uderzhanie-vnimaniya-chitatelej http://mediatoolbox.ru/clickbait/
6. Сидихменова Т.И. Писательское литературоведение (статья Г. Бельгера «Гете и Абай») Сборник материалов конференции «Вклад молодых исследователей в индустриально-инновационное развитие Казахстана», 2009 https://articlekz.com/article/magazine/76
7. Машакова А. К. Очерк-эссе Г.К. Бельгера «Гете и Абай». http://www.rusnauka.com/18_APSN_2014/Philologia/8_173163.doc.htm
|