CEFR как измеритель языковой компетенции
№ 6 (167) август 2017г.
А.А. БОНДАРЕВА, УМЦ «Альраминь», учитель английского языка высшей категории, внештатный тренер Британского Совета, г. Алматы
На протяжении многих лет учителя английского языка, учащиеся и теперь уже учителя казахского и русского языков слышат аббревиатуру «CEFR». Мы стали оперировать иноязычными сокращениями смело и невпопад, не задумываясь об их истинном смысле и значении.
В типовых учебных программах по обновленному содержанию преподавания английского языка в начальной и средней школе расписаны уровни владения английским языком по CEFR. Что это значит и как это применяется реально в обучении иностранному языку?
Начнем с термина. «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка (Common European Framework of Reference, CEFR) – система уровней владения иностранным языком, используемая в Европейском Союзе. Соответствующая директива была выработана Советом Европы как основная часть проекта «Изучение языков для европейского гражданства» («Language Learningfor European Citizenship») между 1989 и 1996 годами. Главная цель системы CEFR — предоставить метод оценки и обучения, применимый для всех европейских языков (www. wikipedia. org).
Система уровней владения иностранным языком, в данном случае английским, служит измерителем языковой компетенции как для взрослых, так и для школьников.
Существует шесть основных уровней, которые представляют собой более низкие и более высокие подуровни в классической трехуровневой системе, включающей в себя базовый, средний и продвинутые уровни. Схема уровней построена по принципу последовательного разветвления. Она начинается с разделения системы уровней на три крупных уровня – А, В и С. Современная схема выглядит следующим образом:
Следует иметь в виду, что деления по такой шкале не являются одинаковыми, так как для их достижения требуется разное время. Так, даже если «Допороговый» уровень (Waystage) расположен на полпути к «Пороговому» (Threshold Level), а «Пороговый» находится на уровневой шкале на полпути к «Пороговому продвинутому» (Vantage Level), опыт использования данной шкалы показывает, что для продвижения от «Порогового» к «Пороговому продвинутому» уровню необходимо в два раза больше времени, чем на достижение «Порогового» уровня. Это объясняется тем, что на более высоких уровнях расширяется круг видов деятельности и требуется все большее количество знаний, умений и навыков.
Таблица 2 составлена как инструмент самооценки для выявления своих знаний и умений по аспектам:
Вернемся к обновленному содержанию образования по предмету английский язык.
В Программе для 1-4 классов по обновленному содержанию предмета английский язык CEFR имеет следующую градацию:
В Программе для 5-9 классов по обновленному содержанию предмета английский язык CEFR имеет следующую градацию:
Компанией Pearson, Великобритания, разработана система уровней владения английским языком Global Scaleof English (GSE), совместимая с CEFR.
Соответственно, уровни владения языком для каждого учебно-методического комплекса также градуированы по CEFR. На примере УМК «Focus», издательство Pearson:
Подобная шкала позволяет более гибко отслеживать и оценивать уровни владения языком как учителю, так и учащемуся. Гибкое оценивание имеет достаточно большое значение для мотивации учащихся и способствует объективному контролю за результатами обучения.
Английский язык, язык международного общения, науки, ООН и других международных организаций является одним из трех краеугольных камней программы полиязычия в Республике Казахстан.
Концепция полиязычия в нашей стране является особо значимой. Многоязычие возникает по мере расширения языкового опыта человека от языка, употребляемого в семье, до овладения языками других народов (выученными в школе, колледже или непосредственно в языковом окружении). Человек «не хранит» эти языки обособленно друг от друга, а формирует коммуникативную компетенцию на основе всех знаний и всего языкового опыта, где языки взаимосвязаны и взаимодействуют.
Последние изменения в языковой программе Совета Европы направлены на разработку инструмента, с помощью которого преподаватели языков будут способствовать развитию многоязычной личности.
Литература
1. A Common European Framework of Reference for Languages Learning, Teaching, Assessment. [Электрон.ресурс] Режим доступа: http://www. coe.int/t/dg4/Linguistic/Source/CECR_EN.pdf
2. Английский язык. Учебная программа (в рамках обновленного содержания образования). Начальная школа (1-4 классы), 2016г. [Электрон.ресурс] Режим доступа: https://infourok. ru/angliyskiy-yazik-uchebnaya-programma-vramkah- obnovleniya-soderzhaniya-srednegoobrazovaniya- nachalnaya-shkola-klassi-1591114. html
3. Типовая учебная программа по предмету «Английский язык» для 5-9 классов уровня среднего образования по обновленному содержанию, 2016г.
|