Преодоление трудностей на пути формирования читательской культуры учащихся начальных классов
№ 6 (167) август 2017г.
С.Ф. АНДРЕЕВА, учитель начальных классов специализированной гимназии №8 им. Ю. Гагарина для одаренных детей с обучением на трех языках, г. Талгар
Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для
– самостоятельного чтения книг;
– высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
– самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
– работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую культуру как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Читательская культура учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
В 2016 году мой 4 класс принимал участие в Международном исследовании PIRLS. Целью данного исследования является оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы. Школьникам предоставляются два типа заданий – открытый и закрытый, которые оценивают чтение с целью:
– приобретения литературного читательского опыта;
– освоения и использования информации.
Подготовку к исследованию разделила на три этапа:
1 этап – подготовительный. На этом этапе познакомила учащихся с целью проведения PIRLS, его значением и важностью, а также нашей ролью в конечном результате.
2 этап – ознакомительный. Мы начали знакомиться с примерными текстами, вопросами и заданиями по ним. На этом этапе разделила учащихся на группы в зависимости от уровня овладения навыками чтения и работы с текстом.
Высокий уровень понимания текста:
Учащиеся воспринимают текст целостно и в то же время понимают отдельные единицы текста в их взаимосвязи.
Опираются на текст для обоснования собственных интерпретаций авторских позиций.
3. Читая художественные тексты, учащиеся могут:
– связывать детали текста для понимания общих идей автора;
– анализировать события и действия героев для понимания их чувств, мотивов, целей и особенностей характера;
– обосновывать свое мнение, опираясь на содержание текста.
4. Читая информационные тексты, учащиеся могут:
– распознавать и анализировать сложную информацию из разных частей текста и обосновывать свои выводы, основываясь на сообщениях всего текста;
– связывать единицы информации из всего текста для того, чтобы объяснить значение сообщения текста и выстроить последовательность описанных в тексте сообщений.
Средний уровень понимания текста:
Учащиеся этого уровня понимают существенные сообщения текста, могут делать собственные умозаключения, основываясь на тексте, оценивают как содержание, так и форму текста, обращают внимание на некоторые языковые особенности текста.
2. Читая художественные произведения, учащиеся могут
– найти и опознать значимые детали, скрытые в разных частях текста;
- строить умозаключения для объяснения связи между событиями текста, между чувствами, намерениями и действиями героев и обосновывать свои выводы с помощью текста;
– связывать и анализировать события истории, действия и черты характера героев, описанные в разных частях текста;
– оценивать значение событий истории и действий героев для понимания сообщения текста;
– понимать значение некоторых языковых характеристик.
3. Читая информационные тексты, учащиеся могут:
– найти и опознать нужную информацию внутри сплошного текста или в сложной таблице;
– строить выводы о логических связях отдельных частей текста для обоснования своего мнения;
– оценивать содержание и форму текста.
Низкий уровень понимания текста:
Читатели этого уровня могут находить в тексте информацию, делать на ее основе выводы, используя при этом некоторые особенности формы и языка текста.
2. Читая художественный текст, учащиеся могут:
– вычитывать события, действия и чувства героев, описанные в явном виде;
– строить умозаключения о свойствах, чувствах и мотивации основных героев;
– анализировать очевидные причины действий героев и давать простые объяснения;
– оценивать отдельные языковые и стилистические особенности текста.
3. Читая информационные тексты, учащиеся могут:
– найти и извлечь из текста две – три единицы информации;
– использовать подзаголовки, иллюстрации и текстовые поля для того, чтобы найти часть текста, содержащую нужную информацию.
3 этап – основной. На этом этапе мы продолжали работать с текстами. К этому времени познакомились уже с шестью текстами. Проведя анализ этих работ, пришла к определенным выводам. Сначала многие учащиеся испытывали затруднения при работе с текстами не только информационного содержания, но и художественного. Для их преодоления на уроках чтения и во внеклассное время коллективно знакомились с такими текстами, учились находить в них основное содержание, опорные слова, делили текст на части, определяли тему текста, давали характеристику персонажам. Одно из основных затруднений – это уровень качества техники чтения учащихся. Поэтому одной из моих целей стало его повышение. Работа в данном направлении проводилась регулярно практически на всех уроках (жужжащее чтение, чтение с пометками, работа со слоговыми таблицами и таблицами скоростного чтения, индивидуальная работа и т.д.). В результате уровень качества техники чтения повысился.
У учащихся не вызывают особого затруднения вопросы в тестах, где нужно выбрать один вариант ответа из предложенных, т.к. этот вид работы им привычен и понятен. В таких заданиях допускается меньше всего ошибок. Также мало ошибок допускается в текстах художественного содержания, поскольку в таких текстах явно прослеживается логическая последовательность событий, есть главные герои. Но в научных текстах затруднений больше. Вероятно, это происходит потому, что в таких текстах встречаются фразы, с которыми ребята редко встречаются в обычных произведениях. Либо содержат абсолютно новую, незнакомую информации. Также были затруднения в таких вопросах, которые начинаются со слов «Почему? Назови причину… Из-за чего… Как ты узнал, что…» Ребята обращают внимание на сам вопрос, упуская из виду главное слово вопроса. Поэтому стала проводить работу над отработкой умений находить значимые детали, скрытые в разных частях текста, выделять информацию, данную в неявном виде, использовать полученную информацию для формулирования выводов, анализировать основания действий героев, находить нужную информацию внутри сплошного текста или в сложной таблице.
После каждого текста анализировала работу учащихся, вместе разбирали ошибки, учились давать правильные и более точные ответы, строить выводы на основе содержания текста.
На заключительном этапе просматривались значительные, но и закономерные качественные изменения в работе с текстами. Мониторинг показал, насколько увереннее ребята стали работать с заданиями по сравнению с подготовительным этапом. Это произошло за счет улучшения оперативной памяти, увеличения техники чтения, развития творческого мышления. Эти изменения совершенно необходимы в целях относительно безболезненного перехода учащихся из начальных классов в среднюю школу.
|