О новом содержании учебного предмета «Русский язык и литература»
для 5 классов с нерусским языком обучения
№ 6 (167) август 2017г.
Ф.Г. БРУЛЁВА, кандидат пед. наук, профессор КазНПУ им. Абая, автор УМК по русскому языку для 5,7-11 классов
В настоящее время в рамках обновления содержания среднего образования создана новая учебная программа по русскому языку и литературе для 5-9 классов уровня основного среднего образования. Программа отличается от предыдущих по своему содержанию и педагогическим подходам к организации учебного процесса. Есть существенные новшества в оценивании учебных достижений, а главное – в выстраивании системы целей обучения, рассчитанных на долгосрочный период обучения.
Учебная программа направлена на развитие всех видов речевой деятельности: развитие навыков слушания, говорения, чтения и письма, необходимых для общения в социально-бытовой, социально-культурной, учебно-профессиональной сферах жизни.
Отмечается необходимость формирования и развития навыков мышления высокого порядка, направленных на анализ, синтез, оценку полученной информации. Указывается на развитие навыков критического мышления, а также навыков использования информационно-коммуникационных и компьютерных технологий. Особый акцент сделан на переработке прочитанной и услышанной информации, на использовании поискового, ознакомительного, исследовательского чтения.
Меняются педагогические подходы к обучению учащихся, согласно которым дети должны «научиться учиться», стать самостоятельными, ответственными и мотивированными, работать в группе и парах, добиваться положительных результатов. Содержание учебной программы организовано по разделам обучения, включающем виды речевой деятельности и использовании языковых единиц. Разделы разбиты на подразделы, которые содержат в себе цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов.
Для учащихся 5 класса школ с нерусским языком обучения в долгосрочном плане отведено 9 речевых тем, в контексте которых имеются и грамматические темы. Вот, например, такая тема – «Мир фантазии», основу которой составляют такие литературные произведения, как «Моя Вообразилия» Бориса Заходера, «Алиса в стране чудес» Л. Кэррола (фрагменты из книги), где определены все виды речевой деятельности и цели обучения.
А вот такая речевая тема – «Кем я хочу стать, когда вырасту», где можно использовать художественные произведения по выбору (В. Маяковский «Кем быть?» и Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»). Грамматические темы – имя существительное, имя прилагательное. В качестве примера приведу разработку первого урока темы.
В. Маяковский. «Кем быть?»
(разговор о профессиях)
Слушание
Владимир Маяковский – известный русский поэт 20 века. Он написал много стихотворений. Детям он посвятил такие стихи, как «Что такое хорошо и что такое плохо», «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Песня – молния». Среди его книг есть и такая книжечка – «Кем быть?»
Кем быть?
У меня растут года –
будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Нужные работники –
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
мы
берем бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
вот так
зажимает
стол-верстак.
От работы
пила
раскалилась добела.
Рубанок
в руки –
работа другая:
сучки, закорючки
рубанком стругаем.
Хороши стружки,
желтые игрушки!
А если
нужен шар нам
круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.
Готовим понемножку
то ящик,
то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!
Прослушайте, что означают слова:
столяр –
плотник –
сработать мудрено –
плоские доски –
стол-верстак –
рубанок –
стругать –
токарный станок –
Говорение
1. Что значит «прочитать выразительно»?
2. Автор показал работу столяров. Как они делают мебель?
3. Какие предметы получаются?
4. Видели ли вы, как работает плотник?
5. Как относится автор к работе столяров и плотников? В каких словах вы это почувствовали?
6. Подберите синонимы к словам «профессия», «работать».
Работа в группах
Чтение
1. Прочитайте 1-й отрывок стихотворения.
2. С каким чувством вы прочитали слова: «хороши стружки, желтые игрушки!»
А такие слова: «вот так…, вот столько!»
3. Как можно сказать по-другому:
«У меня растут года…»
4. Найдите безударные гласные в словах: хороши, токарный, бревно, доска.
5. Укажите время, лицо и число глаголов точим, готовим, сделали.
6. Ответьте на вопрос: Какой путь проходит бревно? Что с ним делают?
Письмо
1. Словарный диктант.
Подчеркните падежные окончания существительных и прилагательных.
Работать на стройк.., на завод…, в поликлиник.., на станци..; книга для стар… друга; дорога ближ… к парку; мечтать о путешествии в дальн… страны; радоваться весенн… погод…; маленьк… блокнот; с высок… деревьями.
Вспомним!
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему родственные слова, в которых этот безударный гласный был бы под ударением. земля' – зе'мли цветни'к – цве'т.
Если гласную в корне нельзя проверить, ее надо запомнить. балко'н, биле'т, коро'ва.
Минутка для шутки.
Ошибка
– Да, нелегкая диктовка, –
Почесал затылок Вовка.
И в тетрадке Королёва
Появилась вдруг «карова».
Заглянул в тетрадку Миша:
– Все понятно, так напишем;
Приподнялся с парты Лёва,
Быстро Пете передал.
И пошла гулять «карова»
По колонкам, по рядам.
– Что нужно посоветовать ребятам?
Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные существительные
1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? мальчик (кто?), дом (что?)
2. Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду (аул, юрта, небо) и изменяются по падежам и числам.
3. Падежи в русском языке:
Именительный,
родительный,
дательный,
винительный,
творительный,
предложный.
Прочитайте стихотворение К. Мырзабекова «Байконур». Выпишите существительные мужского и женского рода в форме именительного падежа единственного числа.
Байконур!
Словно эхо весеннего грома,
Это имя теперь над планетой гремит.
Держит степь на ладони
Мечту космодрома –
Серебристый корабль,
Устремленный в зенит.
Здесь, веками пыля,
Проходили верблюды,
Здесь томились отары
У ног чабанов.
А теперь
Распахнулась Вселенная людям,
Позвала океанами звездных миров.
планета –
устремленный в зенит –
Вселенная –
серебристый корабль –
Имена существительные делятся на одушевленные (кто?) и неодушевленные (что?). У одушевленных существительных винительный падеж множественного числа = форме родительного падежа множественного числа, а у неодушевленных винительный падеж множественного числа = форме именительного падежа множественного числа.
Запомните, как образуется форма родительного падежа множественных чисел у некоторых существительных, чтобы не допустить ошибку:
помидоры – помидоров
апельсины – апельсинов
мандарины – мандаринов
лимоны – лимонов
чулки – чулок
носки – носков
полотенца – полотенец
граммы – граммов
килограммы – килограммов
Правильно напишите имена существительные в форме род. п. мн. числа:
В магазине я купила пять (килограмм) (помидор), один килограмм (мандарин). А еще я купил несколько (полотенца). У меня нет к празднику (носки), а у бабушки нет новых (чулки). Я вспомнила об этом в магазине.
Долгосрочный план в обновленной программе по учебному предмету «Русский язык и литература» для 5-го класса школ с казахским языком обучения включает и другие речевые темы, весьма интересные с точки зрения образовательной и воспитательной.
Рассматриваемый в данной статье урок по стихотворению В. Маяковского «Кем быть?» является лишь одним из вариантов построения урока по теме. Поставлены конкретные цели обучения по чтению:
1) Понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания.
2) Определять особенности художественного текста (стихотворения, сказки).
3) Владеть видами чтения, читать по ролям.
4) Составлять план по опорным словам.
5) Определять тему и основную мысль текста.
Цели обучения по письму:
1) Изложить содержание на основе прослушанного, прочитанного или аудио-визуального материала.
2) Представлять информацию в виде рисунков.
3) Написать эссе в объеме 60-80 слов.
4) Правильно писать безударные падежные окончания.
5) Применять знаки препинания в простых предложениях с обращениями и однородными членами.
Грамматическая цель урока реализуется в контексте речевой темы. Здесь также конкретизируются правила:
1) образование падежных форм, существительных, прилагательных, числительных;
2) формы глагола с зависимыми словами;
3) построение безличных конструкций выражающих модальные значения и различные состояния человека.
Поставленные цели обучения охватывают все уроки, связанные с общей речевой темой «Кем я хочу быть, когда вырасту?».
|