электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Краеведение

 

   

Архив статей 2017г.

 

Курс «Краеведение» для 5-7 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

№ 7 (168) сентябрь 2017г.

Т.С. ТОХТЫБАКИЕВА, методист географии НМЛ «ГМК», г.Алматы

 

10 августа 2017 года министр образования и науки РК Е. Сагадиев утвердил учебную программу по курсу «Краеведение». «Краеведение» – учебный интегрированный курс, который дополняет общеобразовательные учебные предметы «История Казахстана», «Казахская литература», «География», «Музыка». Целью курса является формирование знаний о географических, исторических, культурных, природных и других факторах, характеризующих в комплексе формирование и развитие родного края. Задачи курса: расширение, углубление знаний и навыков, полученных на занятиях по истории Казахстана, географии, казахской литературе и музыке.

Объем учебной нагрузки в учебном году по курсу «Краеведение» и распре- деление ее по классам и предметам составляет:
– в 5 классе – 5 часов («История Казахстана» – 4 часа, «Музыка» – 1 час);
– в 6 классе – 7 часов («История Казахстана» – 4 часа, «Казахская литература» («Казахский язык и литература» для школ с неказахским языком обучения) – 2 часа, «Музыка» – 1 час);
– в 7 классе – 8 часов («История Казахстана» – 4 часа, «Казахская литература» («Казахский язык и литература» для школ с неказахским языком обучения) – 2 часа, «География» – 2 часа);

Всего – 20 часов.

В связи с этим Управление образования города Алматы для работы над региональным учебником по курсу «Краеведение» («Алматыведение») создало рабочую группу из лучших, творчески работающих учителей-практиков. В нее вошли:

 

Предмет

Ф.И.О. учителя

Место работы

Должность

1

Казахский язык и литература

Темурбаева С. С.

№ 140 Г

Учитель казахского языка и литературы

2

Казахский язык и литература

Рыскелдиева Г.Д.

№ 62 Г

Учитель казахского языка и литературы

3

История Казахстана

Асанбекова Г. С.

№ 159 Г

Учитель истории

4

История Казахстана

Камысбаева Қ. Б.

 

№ 146 Л

Учитель истории

5

Музыка

Маханбетова Ж. Ш.

№ 176 ШГ

Учитель музыки

6

Музыка

Муханбеталиева Н.

№ 39 Л

Учитель музыки

7

География

Семжанова С. А.

№ 173 ШЛ

Учитель географии

8

География

Макышева А. Ж.

№ 161 Л

Учитель географии

 

 

Концепция курса «АЛМАТЫВЕДЕНИЕ»

Место курса в учебном плане

Курс «Алматыведение» изучается в ученическом компоненте вариативной части рабочего учебного плана общеобразовательных школ. В гимназиях, лицеях за счет часов лицейского, гимназического компонентов кружковой работы. На изучение курса «Алматыведение» отведено: в 1-м классе – 17 часов, во 2-11 классах по 34 часа в год. Курс «Алматыведение» позволяет выстроить систему воспитания гражданина средствами данных занятий. Алматыведение – уникальный по своей универсальности курс. Автором курса является Есназарова У.А., профессор, д.г.н., руководитель именной Республиканской школы по географии, учитель географии Г № 138.

Пояснительная записка

В своем Послании от 10 июля 2012 г. «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Глава государства Н.А. Назарбаев подчеркнул, что в современной казахстанской образовательной системе недостаточно внимания уделяется практической стороне учебного процесса, отсутствуют инновационные курсы, которые сегодня необходимы учащимся. Чтобы реализовать духовно-нравственное воспитание детей и подростков, воспитать личность, гражданина и патриота Родины, Президент предложил внедрить в средних учебных заведениях обязательный учебный курс «Краеведение».

Поэтому внедрение в общеобразовательных школах углубленных курсов по изучению своего родного края является безотлагательной задачей. В курсе краеведения в процессе географического изучения родного края углубленно изучаются особенности природы, хозяйства, населения и вопросы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Осуществление тесной связи обучения с жизнью и повышение уровня патриотического воспитания учащихся требует значительного улучшения краеведческой работы в общеобразовательной школе. Краеведческая работа с учащимися как составная часть политехнического обучения должна проводиться в органическом единстве со всей учебно-воспитательной pаботой и способствовать сознательному и прочному усвоению знаний.

Целью изучения курса «Алматыведение» в начальных классах является формирование у детей представления о городе Алматы как о южной столице и о самом крупном городе Республики Казахстан.

Курс «Алматыведение» включен в перечень учебников и УМК, утвержденный приказом № 12 от 20.01.2012 г. МОН РК.

Задачи курса:
– знакомство с историческим прошлым и настоящим Алматы;
– воспитание гордости за свой город, за высокое звание – алматинец;
– воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
– повышение общей культуры и эрудиции школьников;
– знакомство с основными сведениями о природе и истории родного города Алматы, многонациональных традициях алматинцев, их культуре;
– раскрытие доступных для понимания учащихся начальных классов природно-хозяйственных связей, существующих в большом городе: особенности природы и планировки города, местоположение города и его влияние на рост и развитие Алматы;
– развитие наблюдательности и общего кругозора школьников при проведении экскурсий по городу;
– воспитание уважения к историческому прошлому, любви к современному городу, бережного отношения к памятникам культуры и природы.

Цель курса – познакомить детей с природой, достопримечательностями, жизнью населения родного города, сформировать у них начальные географические знания и умения по познанию родного края;
– сформировать у школьников представление о городе Алматы;
– пробудить интерес к прошлому и настоящему города Алматы;
– приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний об Алматы, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем;
– воспитание казахстанского патриотизма, гражданина Казахстана, гражданина Алматы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры;
– обеспечение социокультурного развития школьников на основе интеграции содержания образования школьных дисциплин и курса «Алматыведение».

Содержание курса «Мой родной город Алматы» или «Алматыведение» в первом классе включает темы: «Мой дом», «Моя улица» и «Мой город». Во втором классе изучают темы: «Природа Алматы», «Алматы – южная столица Республики Казахстан», «Население города Алматы». В третьем классе программа изучения курса включает темы: «История Алматы в названиях улиц и площадей», «Образование, наука и культура в г. Алматы». Темы «Алматы сегодня», «Знаменитые алматинцы – твои современники» составляют содержание программы четвертого класса.

Данный курс ориентирован на формирование функционально грамотной личности средствами курса «Алматыведение». Функционально-грамотная личность – это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач, т.е. человек, способный решать проблемы в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и житейских, человек, обладающий набором ключевых компетенций.

Разноплановость содержания курса «Алматыведение» предполагает использование разнообразных форм, методов и средств обучения. Формы обучения различны: уроки, экскурсии, утренники, кружки, факультативы. Но при этом ведущей формой, определяющей краеведческий характер обучения, являются экскурсии по своей улице, в парки, скверы, музеи, на выставки и на предприятия г. Алматы.

Важно, чтобы дети во время экскурсий наглядно увидели природные, культурные и хозяйственные объекты города с целью формирования у них активной гражданской позиции. Наряду с традиционными методами: беседой, рассказом – учителям следует широко использовать экскурсионные методы. Особенно во время «путешествия» по современному городу посредством новых педагогических технологий и инновационных методов заглядывать в глубину веков, вести наблюдение за городскими объектами. Особенно важна поисковая работа с детской литературой об истории г. Алматы, сбор дополнительных сведений о родном городе.

Во время классных занятий на уроках рисования вести пояснительную работу с планом города Алматы. Курс «Алматыведение» имеет большие возможности для осуществления межпредметных связей. Реализация этих возможностей поможет добиться более осознанного прочного усвоения материала курса.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждой темы, т.е. учитель может самостоятельно определять количество часов по темам программы, исходя из объема имеющегося материала об особенностях хозяйства и природы своего района, подготовленности учащихся.

Творческая работа учащихся начинается с выбора темы, определения целей и задач изучения, разработки и принятия общего плана работы, подготовки программы сбора материала. В течение учебного года идет кропотливая работа по сбору материала под руководством и контролем учителя.

Любовь к природе начинается с любви к родному краю. А прививать эту любовь можно через исследовательскую работу. Исследовательская работа учащихся в области краеведения опирается на личные наблюдения за жизнью, трудом, бытом населения. Непосредственные наблюдения выводят учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяют наблюдательность и учат вдумчиво относиться к природным и общественным явлениям.

Курс «Алматыведение» предусматривает осуществление межпредметных и внутрипредметных связей:
– обращение к другим видам искусства, истории, географии, биологии, литературе и культуре разных народов;
– обращение к музыкальным образцам, творчеству известных казахских, русских и зарубежных композиторов;
– внутрицикловые (связи краеведения с географией, физикой, химией, биологией);
– межцикловые (связи краеведения с историей, литературой, культурологией, музыкой, трудовым обучением).

Метапредметные результаты – универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
– Системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю.
– Обеспечение преемственности обучения.
– Научность: соблюдение логики изложения материалов в соответствии с развитием современных научных знаний.
– Доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих возрасту детей и их развитию.
– Наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ.
– Активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно. Развивается умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления.
– Прочность знаний (завершенность обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления.
– Принципы уважительного отношения к детскому творчеству: предоставление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и творчества, умение педагога оценить художественные достоин- ства детских работ.

Формы и методы ведения уроков краеведения: лекции, беседы;
* опережающие задания с использованием дополнительной литературы и местного материала; рефераты;
* конференции и дискуссии; работа с географическими картами;
* анкетирование, интервьюирование;
* работа в музее;
* практические занятия;
* игровые ситуации;
* использование тестов и викторин;
* самостоятельная работа – поисковое домашнее задание, мини-доклад, обзор книги, интернет-ресурсов;
* исследовательские работы;
* составление кроссворда, разработка интерактивной экскурсии;
* групповая работа: дискуссия, подготовка и проведение конкурсов и викторин.

Формы и особенности организации проектной деятельности:
* чтение художественной и научно-познавательной литературы;
* встречи с ветеранами, интересными людьми;
* экскурсии по городу;
* очно-заочные путешествия по городу Алматы и Алматинской области;
* устные журналы, беседы;
* исследования и проекты;
* тренинги;
* КТД по сбору материалов для классного альбома по различным направлениям краеведческой работы;
* посещение краеведческого музея и домов-музеев.

Примерные направления проектной деятельности учащихся по изучению курса «Алматыведение» и «География родного края Жетысу»:
* географическое положение, место на карте
* Казахстана; природные богатства;
* что дает наш край стране;
* историческое прошлое;
* улицы родного города;
* районы г. Алматы и Алматинской области;
* культурные и архитектурные памятники г. Алматы и Алматинской области;
* знаменитые земляки;
* культурное наследие родного края Жетысу.

Формы контроля за уровнем достижений учащихся:

Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает традиционные письменные, практические и творческие самостоятельные работы:
* презентации проектов учащихся;
* выставки рисунков и фотографий учащихся;
* интеллектуальные игры;
* анкетирование.

Самостоятельная работа по теме «Любимый город».

Практические работы:
* по выполнению заданий на контурной карте;
* составление анкеты для опроса членов своей семьи по заданной теме.

Творческие работы:
* по темам «Памятники моей Родины»;
* рассказ моей (моего) бабушки (дедушки) о памятном историческом событии;
* создание виртуальной экскурсии по заданной теме;
* создание итоговой творческой работы в виде компьютерной презентации.

Из 201 государственной школы г. Алматы данный курс изучается в 28 организациях образования, что составляет 14,4 % от общего количества школ.

 

Краеведение




 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no