Одним из интересных направлений в краеведении является познание природы родного края или экологическое краеведение.
Основная форма работы кружка «Экокрай» Дома школьников № 5 г. Алматы в данном направлении – это проведение эколого-краеведческих экскурсий, походов и полевых практикумов, организация и проведение познавательных мероприятий по охране природы, выполнение исследовательских работ, творческих выставок, участие в конференциях, конкурсах.
На первоначальном этапе школьники изучают теоретический материал, знакомятся с научно-популярной литературой, проводятся тематические занятия, экскурсии в музеи, парковые зоны. Затем для знакомства с особенностями природы, истории и культуры родного края в каникулярное время организуются однодневные автобусные и пешие экскурсии за город.
Город Алматы, в котором мы живем, и Алматинская область являются частью Семиреченского края, который включает в себя разнообразные природные ландшафты, исторические и археологические памятники. На территории Семиречья расположены 5 национальных парков, Алматинский государственный заповедник и памятники природы.
Самое активное время для исследований – это каникулы, особенно летние. Так как природа Семиречья необычайно богата и разнообразна, то в этот период организуются и многодневные полевые практикумы в различные природные зоны: пустыни и полупустыни, степи предгорий, горные леса, высокогорья Заилийского Алатау.
В программу практикумов входят ботанические и зоологические экскурсии, выполнение исследований и наблюдений по индивидуальным темам. Во время таких выездов есть возможность наблюдать за животными в естественных условиях. А также изучить следы их жизнедеятельности.
Наш кружок активно сотрудничает с природоохранными организациями. Совместно с экологическим обществом «Зеленое спасение» мы участвовали в проекте «Сохраним первоцветы» при финансовой поддержке Глобального экологического фонда. В рамках проекта были проведены тематические занятия, творческие конкурсы, походы с детьми в окрестностях г. Алматы с целью изучить первоцветы, которые здесь встречаются, особенно краснокнижные виды. В результате ребята не только многое узнали о наших растениях, но и приняли участие в их сохранении.
На базе нашего кружка создан клуб при Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия (АСБК), куда вошли кружковцы, их родители и выпускники. Члены клуба участвуют в традиционных мероприятиях АСБК: Международные зимние учеты водоплавающих и околоводных птиц, кампания «Весна идет», День птиц в рамках кампании Птица года, День мигрирующих птиц, Всемирный день наблюдения за птицами и др. А научившись определять птиц, ребята показывают отличные результаты в соревнованиях по спортивной орнитологии. Это хороший способ изучить птиц своего региона.
Кроме растительного и животного мира, нас интересует и история освоения нашего края. Когда мы участвовали в проекте «Сохраним первоцветы!», то обратили внимание на названия растений. Оказалось, у нас немало видов, названных в честь ученых и исследователей Центральной Азии. Весной в наших краях цветут тюльпаны Колпаков- ского, Регеля, юнона Кушакевича и др., и мы решили с ребятами узнать, в честь кого они названы. Таким образом, изучая живые объекты, ребята знакомятся с жизнью и деятельностью этих замечательных людей.
На территории нашей области находятся самые известные петроглифы – памятники первобытного и средневекового искусства Казахстана. Среди них немало зооморфных изображений оленей, быков, лошадей, архаров и других животных, а также антропоморфных образов. Рассматривая их, можно изучать животный мир древнего Казахстана и историю наших предков.
Проведение полевых выездов дает возможность в конкретных условиях изучить растительный и животный мир, наблюдать результаты воздействия антропогенных факторов на природу, изучить прошлое и настоящее своего края. Осваивая методики полевых исследований и применяя фотографирование как метод изучения природы, школьники получают возможность лучше понять окружающий мир.
Путешествуя по родному краю, в походах дети пробуют свои силы, воспитывают в себе самостоятельность. В первую очередь берут на себя ответственность за принимаемые решения по любому поводу: идти или не идти в поход, какую взять одежду, смогут ли путешествовать самостоятельно, без родителей. Проверяют себя морально и физически. И когда они проходят эту проверку, то взамен всех трудностей получают удовлетворение от того, что сами думали, преодолели какие-то свои слабости. Наверное, это самое необходимое чувство, влияющее на формирование индивидуальности.
Другим важным моментом походов является возможность выстраивать отношения друг с другом, формировать коллектив. Конечно, дети подбираются таким образом, чтобы это была нормальная сложившаяся дружная группа. Если кто-то из ребят хочет участвовать в походе, то он должен понимать, что, возможно, ему придется изменить какие-то качества характера, может быть, стать немножко сдержаннее или смелее. В походах человек очень хорошо раскрывается. В городе, когда ребенок приходит на занятия, он может быть хорошим, общительным, грамотным, вежливым. Но, попадая в условия непривычные, требующие дополнительных личных усилий, некоторые переживают стресс, становятся совершенно другими.
Вернувшись в город, мы устраиваем коллективные просмотры фотографий. Ребята с удовольствием разглядывают запечатленные моменты своей кочевой жизни. Им также нравится сам процесс съемки и возможность показать родителям, друзьям места, в которых побывали, рассказать, чем занимались.
Подведение итогов выездов и полевых практикумов проходит в виде участия кружковцев в научно-практических конференциях школьников, тематических фотовыставках, викторинах и турнирах, проведении тематических мероприятий и уроков в школах. Собранный фото- и видеоматериал используется в течение года при работе с различной аудиторией по экологическому образованию. Природный материал, собранный в походах, экспедициях, используется при изучении программного материала на занятиях кружка.
Результатом работы кружка являются знания о животном и растительном мире, экологических особенностях родного края, овладение навыками полевых наблюдений и исследований, самостоятельный поиск научной информации, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, овладение нормами правильного поведения в природной среде.
Наши выпускники, невзирая на то, чем они занимаются во взрослой жизни, сохраняют любовь к родному краю и заботу о нем для будущих поколений.
Такие формы работы стимулируют познавательную активность учащихся, позволяют изучить природные комплексы Алматинской области, историческое прошлое края и самое главное – воспитывают патриотизм.
|