В современном мире у человека появилось больше возможностей изучать мир и путешествовать. Это можно делать, не выходя из дома, не вступая ни с кем в контакты, ни от кого социально и материально не завися.
А так как жизнь – это движение, давайте соберемся и отправимся в путь, в гости к нашей малой Родине, тому месту, где живем, учимся, где наш дом.
Өзіңнің ғажайып отаныңды ұмытпа, өз туған жеріңе ешқашан соқпай өтпе. (Свою Родину прекрасную никогда не забывай, места, где ты родился, никогда не обходи) – гласит казахская народная поговорка. Наверное, в силах учителя выполнить свой человеческий долг – научить любить Родину!
Краеведение предотавляет неограниченные возможности в развитии и воспитании ребенка. Если учитывать такие аспекты, как возраст и интересы, то можно привить ребенку:
- творческое отношение к жизни;
- мысли о себе как о части того пространства, в котором он живет;
- знания, основанные на традициях, истории, культуре родного края;
- любовь, которая будет опорой в жизни.
Заложить основу:
- знаний о родном крае, о традициях, культуре, истории народа;
- умений и навыков бережного отношения к окружающему миру;
- творческого подхода к полученным знаниям; любви и преданности родным местам.
Задачами школьного краеведения в познавательной деятельности учащихся являются:
- углубить и расширить знания о родном крае;
- привить навыки исследовательской деятельности;
- создать условия для раскрытия личности ребенка;
- воспитывать человека мирового гражданства.
При изучении любого краеведческого объекта необходимо соблюдать определенную последователь- ность:
1. Распределение обязанностей.
2. Выбор темы, определение целей и задач исследования.
3. Разработка и принятие общего плана работы.
4. Подготовка программы сбора материала.
5. Определение методики эксперимента.
6. Разработка экспериментальной части.
7. Определение итогового продукта по каждому разделу плана: выпуск рукописной книги, журнала, альбома, написание летописи, подготовка очерка, организация выставки, презентации, создание фильма, проведение вечера, конференции, викторины, олимпиады.
8. Изучение опубликованной литературы и других источников по теме исследования.
9. Выявление и изучение документальных источников, хранящихся в местных архивах и музеях.
10. Выявление участников исторических событий, их очевидцев и ветеранов, старожилов.
11. Сбор, описание и изучение предметов материальной и духовной культуры.
12. Проверка достоверности собранного материала на фальсификацию.
13. Обработка, систематизация, оформление собранного материала.
Краеведение может прочно войти в образовательную школу; оно может стать одним из эффективных средств совершенствования учебно-воспитательной работы в школе.
Школьное краеведение предполагает включение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, развитие навыков самостоятельной работы.
Следовательно, особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителей и учащихся в положение исследователей. Поэтому обязательной ее частью является участие в поисково-исследовательской деятельности. При этом преследуются следующие цели: для учащегося – научное исследование краеведческого объекта, педагога – приобщение учащихся к исследовательской деятельности и использование собранного материалов в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, используемый в школе исследовательский метод реализуется через краеведение, которое без поиска немыслимо.
Исследовательский метод в обучении предполагает следующие действия:
Исследовательская работа по краеведению выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.
Не секрет, что во многих общеобразовательных школах республики администрация школы всячески избегает ответственности за организацию нахождения учащихся вне учебного заведения. Если руководство школы увидит практическую значимость уроков краеведения для учащихся, то эта деятельность может стать брендом школы, одной из главных составляющих учебно-воспитательного процесса.
Учителю, любящему и знающему свой край, стремящемуся передать эту любовь детям необходимо:
- Составить Программу элективного курса или кружка, где будут запланированы теоретические и практические часы;
- Найти среди коллег и родителей единомышленников. Ими должны быть люди, которые любят и знают свой край или имеют страсть к путешествиям. Здесь могут оказать хорошую поддержку учителя физкультуры, вот свидетельства моего верного коллеги и соратника по экспедициям и походам Ногайбекова Нуркена Маликовича: «Работая 12 лет учителем физкультуры, не считал, что походы в горы могут иметь отношение к моему предмету. Но с момента открытия нашей школы мы с учениками стали ходить в походы, и я увидел, как пребывание в горах способствует не только физическому развитию ребенка, но и развивает его интеллектуально, дисциплинирует, делает более осознанным и проницательным.
Как ни странно, ребята, уставшие от учебного процесса, взвалившие на себя 10-15-ти килограммовые рюкзаки, находят успокоение и наслаждение на природе. После похода я начал наблюдать в учениках кардинальные изменения: позитивный настрой во время учебного дня, бодрость тела и духа, проявление творческих способностей. Более того, преодоленные километры пешком улучшают кровообращения и тонус тела. В горах воздух чище и здоровее. Благодаря этому человек чувствует очищение легких и организма. А это способствует благоприятному пищеварению, а также очищению почек. К тому же недельное лазание по скалам отлично скажется на вашей мускулатуре и фигуре.
Кроме того, поход – это путь к самопознанию. Когда в голове все перемешано, на душе тяжело, то самая лучшая терапия – отправиться в горы. В процессе исследования, неформального общения или любования окружающим миром можно прийти к неожиданным для себя выводам и идеям. Поэтому ученики предпочитают горный поход как метод избавления от стресса.
Этот вид досуга помогает ученикам познакомиться поближе . В походной обстановке ученики ведут себя свободно, становятся более открытыми и общительными. К тому же в горах предполагаются ситуации, которые сплачивают весь коллектив. Поход – это особое состояние, когда дружит вся группа, не разбиваясь на пары. По мнению учащихся, лучшей наградой в походе за дневной труд становятся вечерние посиделки перед костром. Они объясняют это тем, что благоприятные обстоятельства ведут к душевным разговорам, все это в итоге обеспечивает взаимопонимание и уважение. Энергию похода они приносят в школу. При встрече не просто здороваются, а улыбаются как старому знакомому.
1. Исходя из этого, я как учитель физической культуры особенно рекомендую чаще ходить в экопоходы с учениками.
2. Заинтересовать учащихся занятиями по краеведению.
3. Определить маршруты и объекты для изучения и прохождения.
4. Утвердить формы для оформления документов на выход за пределы школы. У нас в школе для выезда есть следующие формы документов:
- Заявление от руководителя выезда на имя директора школы.
- Список группы.
- Описание маршрута по минутам.
- Разрешение родителей на выезд ребенка.
- Разрешение школьного врача.
- Запись в журнале об инструктаже по технике безопасности.
- Заявка в ГАИ, если предстоит выезжать на трассу.
- Приказ директора школы.
Для избегания травм при выезде в открытую местность руководитель группы должен предусмотреть каждому учащемуся поручение и расписать все времянахождения по минутам. Например, во время передвижения на транспорте провести викторину, а за каждый правильный ответ выдавать конфету. По прибытии на место подсчитать, у кого больше всего конфет, того и объявить самым эрудированным или знающим и т.д.
Программным документов для занятия краеведением может стать статья Елбасы Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 г. (источник доступа: www. primeminister. kz.). Слова Президента Казахстана как нельзя лучше нацеливают нас на дальнейшую деятельность: «Необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба».
|