Я позволю продолжить свои размышления о роли путешествий как возможности покинуть зону комфорта и начать интересную жизнь, наполненную радостью открытий, людей, мест. А разве радость не есть цель жизни?
Сами дети в силу ряда причин не могут осознать, как жить и радоваться жизни. Особенно сильно это проявляется в подростковом возрасте, мы его так и называем – этот «сложный переходный период». Возможно, в это время больше факторов, которые заставляют наших детей страдать или огорчаться. И вы себе не поверите, но цель, которую я поставила перед собой, – «Как научить ребенка радоваться жизни?» – привлекла ко мне коллег-единомышленников, учителей, которые в любое время года готовы помогать учащимся в приобретении важного инструмента – умения радоваться жизни.
Очень важно иметь рядом людей, которые самоотверженно занимаются делом – учить детей радоваться жизни. Казалось бы, в век электроники и робототехники мало надо для радости человеку. Но нет, тянутся дети к душевным разговорам друг с другом, со взрослыми и природой. В школе стало нормой покидать комфорт и с рюкзаком за плечами отправляться в дорогу. Слова Карлоса Кастанеды: «Привязанность к вещам и комфорту – главная помеха для интересной жизни. Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни все что угодно. В любое время. Мгновенно» – не о наших учителях и детях. В любой момент мы готовы расстаться с покоем и отправиться за интересной жизнью.
Занятия краеведением помогают не только в личностном росте, но и приводят к пониманию содержания слова «Родина». Ниже приведенное стихотворение про нас, про всех тех, кто измерил родной край своими шагами, обозрел глазами.
Я знаю, с сотворения земли,
Наверно, не бывает по-другому.
Куда бы нас мечты не завели,
Дорога приведет к родному дому.
Где ничего не надо объяснять,
Где все без слов понятно и знакомо.
Прийти лишь надо, тихо обувь снять
И слушать тишину родного дома.
Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,
Любые беды сможешь превозмочь.
Понятно только после этих встреч,
Как важно свою Родину беречь!
Так как же учить своих детей «знать и помнить дорогу к родному дому»? И вот здесь нам помогает формировать чувство любви к Родине Программа кружка по краеведению «По родному краю», разработанная в стенах нашей школы. Как вы думаете, «с чего начинается Родина?». Да, да, учащиеся начинают изучение родного края «с той песни, что пела нам мать», – наверное, более точного сравнения, чем слова из песни «С чего начинается Родина» на слова Михаила Матусовского, не подобрать. Первый раздел – это формирование отношения к семейным ценностям. Тематика занятий формирует у учащихся более осознанный взгляд на семейные ценности, реликвии, легенды. Вот примерные темы занятий первого раздела: «Моя семья как часть родного края»; Что такое семья, род? Семейные ценности, традиции, легенды и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий».
На занятиях в кружке по краеведению учащиеся учатся думать, понимать и оценивать семейные ценности.
В итоге ребята приходят к выводу, что все эти ценности и есть общечеловеческие, где главной ценностью будет любовь. За пониманием приходит действие: любить Родину – это значит оберегать, защищать, созидать. Обратите внимание: слово «любить» глагол, следовательно, главным критерием формирования у человека патриотизма будут его действия. Исследовать родной край, рассказать о нем другим, очистить от мусора, сохранить в нем каждую травиночку в первозданном виде.
Опыт показывает, что учащиеся, зная историю семьи, будут стремиться знать и распространять историю своего государства. Эту константу еще раз подтвердило участие наших детей летом 2017 года в Международном молодежно-культурном Форуме в городе Санкт-Петербурге, где шел диалог о ценностях. Вот что рассказывает руководитель делегации от Казахстана, учитель географии нашей школы Гочияева Мария Магомедовна: «В Форуме участвовали делегации из России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Армении и Финляндии. Республику Казахстан представляла делегация, состоящая из тринадцати учащихся Назарбаев Интеллектуальной школы города Тараз, руководителем которой стала я.
Форум «Диалог поколений» состоялся под девизом «Семейные ценности и семейные традиции». Программа Форума включала мероприятия, посвященные году семьи в странах содружества, а также проблемам межкультурного и поликультурного образования, международного сотрудничества населяющих СНГ народов.
В последние годы Российское государство активно пропагандирует модель полной семьи с двумя-тремя детьми, тогда как в больших городах люди часто склонны иметь одного, максимум двух детей. Одной из сессий Форума была встреча с многодетной семьей Мироновых из РФ, которая, несмотря на низкую рождаемость в стране, воспитывает десятерых детей.
Мироновы рассказали о преимуществах многодетной семьи и об особенностях воспитания. После общения с Мироновыми учащиеся обменялись мнениями, и дети из нашей делегации рассказали о среднем размере семьи в Казахстане. Наиболее распространены семьи, состоящие из трех человек (26,7%), четырех человек (22,2%) и 11,7% составили семьи, состоящие из пяти человек. Тем самым сделали для себя вывод, что многодетные семьи в России – это редкость, а в Казахстане это – норма.
Одним из запоминающихся мероприятий Форума была презентация на тему: «Моя семейная реликвия». Семейные реликвии – это эмоциональная память предков, растянутая на поколения. Участники Форума презентовали памятные вещи: письма, фотографии, шкатулки, награды, которые передаются из поколения в поколение по наследству. Рассказывали истории этих вещей, называя причину их ценности. Например, ученик 11 класса Бакытжан Б. презентовал шежире рода Аккойлы, к которому он относится. Шежире составил и написал его дедушка. Таким образом, все участники Форума узнали, что шежире – это генеалогическая родословная у казахов. Как правило, представляет собой письменное или устное перечисление предков по прямой мужской линии. И то, что знание шежире (или своих предков до седьмого колена) является обязательным для каждого казаха. Это позволяет избежать близкородственных браков. Были и другие выступления участников нашей делегации». Как мы видим, из изучения семейных ценностей у детей развивается еще один очень важный навык – культурная открытость. Президент Казахстана это качество называет «набором качеств, достойных XXI века» (Статья Елбасы Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» 12 апреля 2017 г. веб-сайт www.primeminister.kz)
А часто ли мы, взрослые, задумываемся о ценностях своей семьи, рода, нации? Как измерить нашу любовь к Родине, родному краю?
Изучение окружающего мира играет важную роль в познании ребенком себя, способствует воспитанию его внимательным к людям, событиям. Участие в экспедициях и походах как раз учит ребят радоваться жизни и любить свой край, а, следовательно, Родину не на словах.
|