|
№ 3 (164) март 2017г.
Добрый день!
Весна вступила в свои права. У моих знакомых-дачников все разговоры о рассаде и семенах. Слушая их, вспомнила, что у Гете была одна интересная привычка – он набивал карманы семенами цветов. И куда бы он ни шел, он потихоньку их разбрасывал. Когда Гете умер, осталось много дорог в Германии, которые были сплошь засеяны цветами. Поэт «сеял разумное, доброе, вечное» в прямом и переносном смыслах.
В XIX веке некрасовский призыв относился ко всем просветителям. Но сегодня слова «просветитель», «просвещение» употребляются редко. Чаще – «информация», «информирование». И главный информатор всех народов – интернет. Его неоднозначное влияние заставляет вспомнить евангельскую притчу о сеятеле и плевелах: когда люди спали, пришел враг и посеял между пшеницей плевелы…
В этой ситуации очень много зависит от профессиональных и ценностных установок учителя. Недавно я прочитала о том, что в школах Красноярска апробируется уникальная программа профессионального развития учителей (http://ps.1september.ru/article.php?ID=200900517). Автор программы – Ирина Логинова, директор Института психологии, педагогики и управления образованием ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева». В основе подхода Логиновой лежит принципиальное различие трех профессиональных установок, определяющих возможности становления педагогов и особенности организации взаимодействия с учащимися в образовательном пространстве. Установки эти определяются тем, на каком уровне деятельности центрируется педагог – предметном, смысловом или ценностном. Основное назначение программы – помочь учителю выйти на качественно иной уровень профессионализма. Например, перейти от предметоцентризма к педагогике, ориентированной на раскрытие смыслов учебной деятельности.
На первом этапе программы психолог посещает урок учителя и наблюдает за его ходом. Параллельно ведется видеозапись учебного занятия. Второй этап – проведение педагогом самоанализа урока. А далее все зависит от того, на каком уровне профессионального развития находится учитель. Если наблюдается «переходная» ситуация, ведущий программы может оказать педагогу помощь в прорыве к новому видению профессиональных задач.
В связи с этим вспомнилась притча:
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
- Господи! Это Ты? – воскликнула она с радостью.
- Да, это Я, – ответил Бог.
- А что у Тебя можно купить? – спросила женщина.
- У меня можно купить все, – прозвучал ответ.
- В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
- И это все?! – воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
- Да, это все, – ответил Бог. – Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?
У нас у всех есть какие-либо семена – это наши потенциальные возможности. Взойдут ли они, вырастут, дадут ли плод, зависит от наших усилий. Дорогие читатели, в праздник весны и обновления желаю вам позитивных перемен в личной и профессиональной жизни. Пусть ваши усилия дадут хорошие плоды.
С уважением, редактор Л.Попова
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях, и гимназиях
Копирование материалов без ссылки на сайт запрещено
|
|