Через повышение профессионального уровня педагогов – к новому качеству образования
№ 7 (148) сентябрь 2015г.
Г.К. АХМЕТОВА, председатель правления АО НЦПК «Өрлеу», доктор педагогических наук, профессор, г. Алматы
Актуальны слова великого педагога В. Сухомлинского о том, что «Учитель до тех пор учитель, пока он учится сам», и главным для нас является вопрос: чему и как учить учителей школ в стенах институтов повышения квалификации?
Все прогрессивные государства признают приоритетность образования как объективную закономерность социально-экономического прогресса страны и высокую миссию Учителя в этом.
Каким должно быть обучение, приводящее к качественному образованию? Почему в настоящее время не актуален знаниевый подход? Каким должен быть педагог, чтобы раскрыть интеллектуально-творческие способности детей? Эти вопросы волнуют сегодня не только учительство страны, но и прежде всего нас, работников системы повышения квалификации (далее – СПК).
Недостаток среднестатистического учителя в том, что он по-прежнему пытается исполнять роль главного носителя информации на уроке. И ему непросто сегодня перестраиваться. Так его учили в вузе. Он привык учить по шаблону. Но в настоящее время старая схема построения урока – опрос, объяснение учителем нового материала, его информация – недостаточно эффективны для учащихся, так как не позволяют ученику активно участвовать в учебном процессе, формировать его личностное «я».
Обозначилась необходимость построения совершенно иной схемы учебного процесса, в котором приоритетная роль принадлежит методам, способствующим развитию самопознания, самоопределения и самореализации школьников, рефлексивному анализу собственной деятельности. Использование новых методик активного обучения изменяет роль и место педагога и воспитанника в ходе обучения, где ученик становится активным действующим лицом.
Поэтому в современных условиях особое значение приобретает такая компетенция учителя, как умение вдохновлять, управлять учебной деятельностью ученика, способность к эффективному сопровождению образовательной деятельности детей. Научить учителя этим технологиям обучения, способствовать повышению уровня его профессионального мышления и конструкторско- технологической культуры и призвана система повышения квалификации.
Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» разработал многовекторные программы, учебно-методические пособия, цифровые образовательные ресурсы повышения квалификации, соответствующие мировым тенденциям и задачам реформирования системы образования РК. При этом охвачены все уровни образования – дошкольное, школьное, профессиональное и высшее образование.
Совершенствование системы повышения квалификации невозможно без изучения и внедрения международного опыта. Значимость повышения квалификации понимают все государства мира и вкладывают в ее развитие немалые средства. Например, в Великобритании принимают меры для совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогов. Так, разработаны и внедрены альтернативные образовательные программы, ведущие к получению статуса квалифицированного учителя. Среди них – программы подготовки учителей на базе школ (School Centered Initial Teacher Training), программы «быстрого маршрута» (The Fast Trackprogrammes), предназначенные для преподавателей вузов, осуществляющих подготовку учителей, а также квалифицированных педагогов.
По актуальным направлениям развития системы образования и повышения квалификации 311 сотрудников АО «НЦПК «Өрлеу» прошли обучение в Южной Корее, Сингапуре, Великобритании и активно внедряют опыт данных стран в практику работы.
Изучение и анализ опыта развитых стран показывает, что привлечь в систему высокопрофессиональные кадры можно, создавая условия для педагогов и поднимая планку профессиональных требований. Как один из примеров, можно назвать Финляндию, не первый год занимающую самые высокие позиции в исследовании PISA. Претендент на учительскую должность должен иметь степень магистра. Работодатели должны каждый год организовывать повышение квалификации учителей. Очень серьезное внимание уделяется курсовой переподготовке учителей младших классов. Система образования Финляндии направлена на то, чтобы ученикам, прежде всего, было интересно учиться. В финских школах нет экзаменов, все баллы за школьную жизнь просто суммируются. Дети обязательно выполняют домашнее задание, различные проекты, реализуя полученные знания на практике, много читают.
В Сингапуре учителя, которые занимаются практической педагогической деятельностью, про- ходят повышение квалификации в Национальном институте образования. Педагоги также имеют право ежегодно на 100 часов профессионального развития, большая часть этого обучения проходит в виде семинаров.
Учитывая важность повышения квалификации учителей, в Южной Корее принят закон о цен- трах повышения квалификации учителей. При 17 университетах работают институты повышения квалификации учителей средней школы, при 11 государственных педагогических колледжах – институты для учителей начальной школы.
Во многих странах мира к учителям предъявляют серьезные требования: они должны не только хорошо знать свой предмет и детскую психологию, но и технологии современного образования, методы работы с родителями и др. Так, в Японии учителя проходят повышение квалификации без отрыва от работы. Об учителе говорят: «Учитель – это национальное достояние. Отступи на три шага, но на тень учителя не наступай».
В настоящее время как в мировой, так и в отечественной практике особый смысл приобретают консультативные, методические, поддерживающие функции учителя. В этой связи важно применение активных стратегий обучения на курсах повышения квалификации, во главу которых ставится деятельность слушателей в осуществлении анализа собственных действий. Активно применяются стратегии «Исследование в действии» (Actionresearch), «Исследование урока» (LessonStudy): учи- теля занимаются исследованием своей практики, учатся выявлять проблемы в конкретном классе, что позволяет совершенствовать их педагогическое мастерство. Совершенно новым в образовательном процессе курсов повышения квалификации является применение подходов критериального оценивания учебных достижений учащихся, в которых акценты поставлены на составление учителями дескрипторов для оценивания знаний учащихся.
Концептуальной основой новой модели повышения квалификации педагогических работни- ков является парадигма образования, принятая международным образовательным сообществом, – «обучение на протяжении всей жизни», которая ориентирует педагогов на самосовершенствование и профессиональную самореализацию, повышение качества и эффективности педагогического труда, на создание паритетного участия учителя и ученика в осуществлении совместной деятельности. Это отражено в поручении Президента Казахстана: «біз «өмір бойына жететін білім алу» моделінен «өмір бойы білім алып өту» моделіне көшуіміз қажет».
В настоящее время общество нуждается не столько в человеке, владеющим теоретическими знаниями, сколько в человеке, «подготовленном к жизнедеятельности», т.е. способном активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться, интеллектуально, нравственно и физически самосовершенствоваться.
Ориентированность новой образовательной парадигмы на формирование ключевых компетенций, смещение акцента со знаниецентричного на компетентностный подход потребовало, прежде всего, осуществить обновление всех компонентов системы повышения квалификации (цели, задачи, формы, методы, средства), а также четко следовать принципу ориентации на конечный результат и объективной его оценки.
Сегодня программы курсов повышения квалификации стали разрабатываться на модульной основе, делятся на общие, повышенного уровня, продвинутые (исследовательские), приоритетным является практический блок обучения слушателей. В программах выделены инвариантная и вариативная части. Вариативная часть программы позволяет вносить изменения в содержание курсов с учетом региональных особенностей, образовательных потребностей учителя и проводить обучение с любого уровня профессиональной компетентности педагога.
В программах предусмотрена практическая составляющая обучения слушателей, которая реализуется на базе инновационных школ, т.е. сочетание занятий в институте повышения квалификации с практической работой в школе. Учителя знакомятся с опытом зарубежных коллег, рассматривают стратегии и приемы оценивания учащихся. Впервые разработаны учебно-методические комплексы для методического сопровождения образовательного процесса, в состав которых входят обновленное содержание курсов и контрольно-измерительные материалы – тесты, задания для самостоятельной работы, темы проектов и др. Совершенствуются формы, методы обучения, система контроля и оценки знаний слушателей курсов повышения квалификации. Структура и содержание занятий соответствуют требованиям времени: использование Смарт обучения, педагогических, информационных и коммуникационных технологий, активных, инновационных моделей, форм и приемов обучения.
Таким образом, современная система повышения квалификации Казахстана фокусирует внимание учителя на личности ученика, способного к размышлению, анализу и критическому осмыслению багажа знаний в рамках опыта взаимодействия с окружающим миром. Речь идет о вовлечении ученика в процесс системной и разноплановой работы на уроке. Поэтому учитель должен обладать умениями обучения учащихся рефлексии, анализу и критическому пересмотру того, что и как они изучают, а также методам самостоятельного добывания знаний как в процессе занятий, так и во внеурочной деятельности.
Глава государства ставит задачу, чтобы молодежь знала три языка: казахский, русский и английский. Это важный фактор повышения конкурентоспособности казахстанцев в условиях глобализации. В связи с этим интенсивно внедряется полиязычное обучение. Есть опыт подготовки учителей для ведения предмета на двух языках (язык обучения и английский). В АО НЦПК «Өрлеу» при содействии ОБСЕ внедряется методика «CLIL» интегрированного обучения языку и предмету. Организовано обучение преподавателей педагогических специальностей высших учебных заведений страны в заграничных вузах-партнерах Национального центра «Өрлеу» для подготовки будущих учителей преподаванию своего предмета на английском языке.
Выполняя государственный заказ, НЦПК «Өрлеу» осуществляет обучение педагогических кадров по уровневым программам повышения квалификации учителей, разработанных Центрами педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные Школы» совместно с Факультетом образования университета Кембридж. Для эффективной реализации идей уровневых программ в филиалах «Өрлеу» действуют Центры уровневых программ, в которых сегодня работают 258 трене- ров, имеющих международный сертификат МЭСК.
Также организованы краткосрочные курсы для руководящих и педагогических работников системы образования по приоритетным направлениям развития образования, в том числе по развитию функциональной грамотности в рамках международных исследований PISA.
Для достижения школьниками высоких результатов в международных сравнительных исследованиях PISA в 2014 году впервые тренерским составом (90 человек), прошедшим обучение по программе образовательной компании PearsonEducation, проведены курсы повышения квалификации по развитию функциональной грамотности учащихся. Всего прошли обучение 14 892 учителя. Предварительные итоги международного исследования учебных достижений учащихся PISA-2015 показали значительное улучшение результатов по сравнению с 2012 годом.
Для определения качества курсовой переподготовки и обратной связи с педагогами в системе повышения квалификации внедрена система мониторинговых исследований в межкурсовой период, которые позволяют оценить не только качество организации курсов, содержания учебных модулей программ, но и уровень компетентности профессорско-преподавательского состава институтов повышения квалификации, способствуют выявлению профессиональных затруднений педагогов для оказания действенной практической помощи. Разработан диагностический инструментарий и технологии контроля качества курсовой подготовки и профессионального роста педагогов в послекурсовой период. Ежеквартально определяются рейтинг кафедр, ресурсного обеспечения курсов, рейтинг филиала, что позволяет создать конкурентную среду в системе повышения квалификации педагогов.
Анализ результатов мониторинга деятельности сертифицированных учителей свидетельствует, что у учащихся повысилась мотивация к обучению, улучшилась учебная деятельность за счет новых форм организации учебного процесса. Проведенный опрос среди родителей показал, что большинство из них отмечают изменения в учащихся, в их отношении к учебе, в показателях успеваемости.
В целом, нас радуют результаты мониторинга среди слушателей курсов повышения квалификации, они показали, что у педагогов имеется огромное желание научиться всему новому и изменить ситуацию в лучшую сторону, наблюдается возросший интерес учителей к исследованию своей деятельности. К примеру, при опросе одного из потоков слушателей текущего года 93 % учителей под влиянием курсов повышения квалификации изменили взгляды на современную организацию процесса обучения. По итогам анкетирования в ряде регионов республики отмечается положительное влияние результатов повышения квалификации сертифицированных учителей на качество обучения учащихся, что, конечно же, свидетельствует об эффективности курсовой подготовки.
Из числа учителей, обученных по уровневым программам в филиалах НЦПК «Өрлеу», сертифицировано за период с 2012 по 2015 гг. 33944 учителя (98,2 %).
Государством сделан беспрецедентный шаг, который связывает повышение квалификации учите- ля с повышением его заработной платы. Учителя, прошедшие обучение по уровневым программам и сдавшие квалификационный экзамен, должны получать надбавку к должностному окладу по результатам сертификации. Это мотивирует учителей, накладывает высокую ответственность как на самого учителя, на обучение которого государство тратит огромные средства, так и на преподавателей системы повышения квалификации за качество своего труда. Думаю, что вложенные государством средства на повышение квалификации педагогов вернутся сторицей.
Выдвигая высокие требования к компетентности и социальным знаниям современного педагога, образовательное пространство предполагает постоянное совершенствование его педагогического и методического уровня. Улучшение практики преподавания возможно через личностное и профессиональное развитие учителя. Поэтому важное значение в деятельности филиалов АО «НЦПК «Өрлеу» отводится посткурсовой поддержке учителей, окончивших курсы. К ним относятся наблюдение уроков, проведение мастер- классов, обучающих семинаров-коучингов, тренингов, деловых игр, кейс-технологий, а также практикумов, форумов, дискуссий, проблемных лекций, презентаций моделей, рецензирования научных проектов и другие возможности арсенала педагогического опыта, способствующие личностно-профессиональному развитию педагогов и направленные на решение проблем обновления содержания, методов и форм обучения подрастающего поколения, тенденций развития андрогогики, внедрения в практику новой модели повышения квалификации педагогов.
В деятельности Национального центра «Өрлеу» по профессиональному развитию педагогов большое внимание уделяется интеграции содержания аудиторных занятий с межкурсовыми мероприятиями посредством проведения международных конференций, республиканских вебинаров, конкурсов профессионального мастерства. Так, для повышения статуса педагога, мотивации к профессиональной самореализации, выявления и распространения значимого опыта педагогов в системе АО «НЦПК «Өрлеу» проводятся конкурсы «Лучший методист года» и «Лучший психолог года», а также республиканские педагогические чтения. Эти мероприятия позволили объединить новую плеяду педагогов-новаторов, стимулировали зарождение инноваций и внедрение в практику лучших педагогических идей.
Курсы повышения квалификации – это своего рода профессиональная мотивация. Живая коммуникация – незаменимый атрибут времени. С этой целью создано профессиональное сетевое сообщество педагогов республики в АО «НЦПК «Өрлеу» и филиалах, способствующее обмену опытом работы, консультированию, обсуждению актуальных вопросов обучения на дискуссионных площадках.
Мне приятно встречаться со слушателями много- уровневых курсов, видеть, что инновационные технологии находят положительный отклик в педагогической среде, слышать интересные предложения по самым актуальным вопросам школы. Мнения учителей и на моем блоге созвучны с задачами времени, с необходимостью неустанного продвижения вперед и обучения на протяжении всей жизни.
Особая роль отводится духовному воспитанию, формированию идеалов и ценностей, становлению нравственного облика маленького гражданина. Как говорил великий Абай, «самое лучшее в человеке – от учителя». Только образованный, открытый новым идеям, способный креативно мыслить, ответственно относящийся к своему труду учитель сможет не только обучить, но и воспитывать у молодежи казахстанский патриотизм в контексте осмысления национальной истории, толерантное сознание и духовность, лидерские качества, социально активную позицию.
В новом учебном году мы планируем проведение курсов по программе нравственно-духовного развития «Самопознание» по уровневым про- граммам Национального научно-практического центра «Бобек». От педагогов во многом зависит, какими людьми вырастут наши дети, насколько успешными станут они в учебе и в дальнейшей жизни. И уже сегодня надо готовить к жизни будущих граждан страны, к непростым условиям конкурентной среды и рыночных отношений. В этом заинтересовано общество. А значит, наши профессиональные поиски будут год от года усложняться, требуя от каждого учителя, каждого учебного заведения, будь то малокомплектная школа или городская гимназия, самосовершенствования и новаторства. И если каждый учитель, педагогический коллектив будут целенаправленно трудиться, применяя образовательные модели и технологии, отвечающие самым взыскательным требованиям, мы сумеем вместе и достойно ответить на вызовы времени.
Таким образом, новые подходы в деятельности Национального центра повышения квалификации делают более эффективной работу по формированию имиджа современного учителя, напрямую зависящего от его духовно-нравственных качеств, уровня знаний, профессиональной компетенции и педагогического мастерства. А это значит, что каждые последующие курсы – новая ступенька к вершине успеха.
Известный педагог-ученый Шалва Амонашвили считает, что любая модернизация системы образования должна начинаться с Учителя. «Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны», – говорит он. Хорошему учителю дайте в руки любую программу (хорошую, среднюю, плохую) – он ее доведет до конца и выполнит, как надо, плохой учитель хорошую образовательную программу не сможет довести до нужного уровня: объяснить, подать и т.д. И то, что в Казахстане проводится широкомасштабная модернизация системы повышения квалификации, направленная на качественную подготовку учителей, – это есть правильный путь, и обязательно в будущем будут хорошие результаты.
Образование, развитие нравственного, духовного и интеллектуального уровня подрастающего поколения, повышение квалификации педагогических кадров – благородное дело. Верю, что и этот учебный год станет для всех нас годом больших надежд. И хочется пожелать всем педагогам, чтобы их творческие замыслы и планы нашли свое воплощение, а работа принесла огромное удовлетворение.
|