|
№ 4 (155) апрель 2016г.
Добрый день!
В апреле мы отмечаем две юбилейные даты – 55 лет со дня первого полета человека в космос и 30 лет Чернобыльской катастрофы. Эти два события, казалось бы, совсем не связанные между со- бой, хорошо иллюстрируют неутешительный вывод: «Катастрофы – налог на прогресс». С каждым годом растет число техногенных катастроф . Ученые свидетельствуют, что за последние 20 лет их частота возросла ровно в два раза (http://fb.ru/article/215215/tehnogennyie-avarii-ponyatie-klassifi katsiya-primeryi-prichinyitehnogennyih- avariy-i-katastrof-lichnaya-bezopasnost-pri-tehnogennyih-avariyah). По словам участников прошедшего в Москве в октябре 2015 года международного конгресса «Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий», количество природных катастроф в мире к 2050 году может увеличиться в четыре раза, а ущерб от их последствий – в девять раз (http://www.innov.ru/news/it/ uchyenye-k-2050-godu-chis/).
По оценке экспертов, человеческие ошибки обусловливают 45 % экстремальных ситуаций на АЭС, 60 % авиакатастроф и 80 % катастроф на море (источник: http: //www. stoletie. ru/obschestvo/slaboe_zveno__eto_chelovek. htm). Причины – недостаточная квалификация персонала, ошибки в проектах, низкая трудовая и технологическая дисциплина работников, неоправданная экономия средств на профилактических мероприятиях. Часто причиной оказывается чья-то безответственность, безграмотность, надежда на «авось и так сойдет».
Технический прогресс остановить невозможно, значит, нужно попытаться свести к минимуму риск техногенных катастроф, обращая, в первую очередь, внимание на «человеческий фактор». А это уже отчасти в нашей с вами компетенции, уважаемые читатели.
26 апреля во всех школах Алматы прошел классный час, посвященный 30-летию аварии на Чернобыльской АС. О чем вы говорили с детьми, дорогие коллеги? Наверняка о героизме пожарных и ликвидаторов, о катастрофических последствиях для экологии, о том, что эти последствия мы ощущаем и сейчас, через 30 лет. Я посмотрела в интернете несколько сценариев классных часов на эту тему. И только в одном учитель в конце задает детям вопросы:
- Как вы считаете, достаточно ли только знаний для безопасной эксплуатации атомной станции?
- Перечислите качества, которыми должен обладать человек, «укрощающий» ядерную энергию.
Дисциплинированность и ответственность – качества, необходимые в любой профессии. Их отсутствие у специалиста неизбежно приведет к катастрофе. Достаточно ли внимания мы уделяем их воспитанию? Конечно, воспитание этих качеств (как и всех остальных) начинается в семье. Но задача учителя – помочь родителям, обозначить проблему, показать пути ее решения, найти примеры.
В завершении, как всегда, хочу рассказать притчу:
К одному Учителю пришел человек и спросил:
– Ты Бог?!
– Нет, – кротко ответил Учитель.
– Ты знаешь больше всех?!
– Нет, – кротко ответил Учитель.
– Ты мудрее всех остальных?!
– Нет, – кротко ответил Учитель.
– Так почему же ты думаешь, что имеешь право что-то говорить людям?!
– Мы все идем по одной дороге, и если я, или кто-то другой увидел яму, то его долг – предупредить об этом всех остальных.
Желаем вам, уважаемые читатели, успехов на этом трудном пути.
С уважением, редактор Л.Попова
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях, и гимназиях
Копирование материалов без ссылки на сайт запрещено
|
|