электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 
 
 Контакты
 телефоны:
 8(727)2498438,
 8 707 8200605
(ред. Лариса Попова)
 8(727)2909210,
 8 777 2555531
(зам.ред. Галина Червякова)

 

Наши друзья



 
 

 
 

 

Архив статей. Слово редактора.

№ 7 (158) сентябрь 2016г.

Добрый день!

В сентябре традиционно все говорят о знаниях. Не буду нарушать традицию. Сегодня часто можно услышать: «Учитель перестал быть единственным источником знаний». На мой взгляд, это не- корректное утверждение. Не «знаний», а «информации» – это разные понятия. Откроем словарь С.И. Ожегова:

Знание
1. Постижение действительности сознанием; наука.
2. Совокупность сведений. Познаний в какой-нибудь области.

Информация
1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.
2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.

Да, сегодня дети, порой, информированы лучше учителя. Но ключевым фактором, отличающим информацию от знания, является осознание. Задача учителя никогда не ограничивалась передачей информации. Он должен был помочь ученику превратить информацию в знания, осознать ее и выстроить в систему. Как это сделать? Над этим-то вопросом всегда бились и бьются лучшие педагогические умы, предлагая свои «рецепты».

«Обучение, которое оканчивалось неудачей, проваливалось лишь потому, что в голове обучаемых оставалось состояние беспорядка. По словам К.Д. Ушинского, голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто. Хаотическое соединение элементов не поддается изучению до тех пор, пока не будет выбран один элемент, один фактор, один предмет в хаосе, который становится стабильным данным для всего остального. Так образуется ясная для восприятия система» (http://www.elitarium.ru/ot_informacii_k_znanijam/).

Хочу рассказать притчу:

Однажды собрал Учитель своих Учеников и говорит: «Сегодня мы будем говорить о знаниях.
Знания, полученные на своем опыте, стоят дорого.
Знания, которые вы можете почерпнуть из книг, сложно запомнить.
Знания, полученные благодаря общению с другими людьми, часто обесцениваются.
Знания, которые постоянно с вами, это как шкатулка с драгоценностями… ».
После слов учителя ученики встали и сказали: «Мы поняли, что нужные знания у нас внутри. Ты не нужен». И они ушли.
Учитель печально посмотрел им вслед. Остался только один ученик, который спросил: «А как же открывается эта шкатулка?»
И тогда учитель продолжил: «Открыть шкатулку может только учитель, шкатулка открывается только снаружи».

И вот тут важно, кто и как будет открывать эту шкатулку. По словам Д.И. Менделеева, знания в руках духовно не облагороженного человека все равно, что сабля в руках сумасшедшего. Поэтому Шалва Александрович Амонашвили говорит, что знания нужно не передавать, а доверять. А прежде, чем доверить знания, – сначала облагородить сердце ребенка. Помните у Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». А если сердце зоркое, тут и до мудрости недалеко.

С уважением, редактор Л.Попова


Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях, и гимназиях

Копирование материалов без ссылки на сайт запрещено

 
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
Наши партнеры - библиотека им. Бегалина.
 
 
 
 дизайн, разработка и поддержка сайта: