|
№ 4 (185) апрель 2019г.
Добрый день!
Обязательно прочитайте в этом номере статью Т.Н. Немцан «Мир меняет Учитель!» Воодушевляет почет и уважение к участникам Международного Форума «Учителя мира» – воплощение самых смелых наших мечтаний о повышении статуса педагога и престижа профессии. Но обратите внимание на слова о том, что все финалисты – это обыкновенные учителя, которые кроме своих уроков занимаются продвижением различных инициатив в местных сообществах. В наше время, когда знания перестали быть чем-то недосягаемым, просто учить мало («урокодатели» не ценились и раньше, а сегодня – и подавно). Нужно «учить для преобразования жизни» и своим личным примером показывать, как это можно сделать.
Я знаю многих таких учителей. Они на каникулах отправляются с детьми на археологические раскопки, водят учеников в походы по родному краю, ведут поисковую работу, проводят свои выходные вместе с ребятами в приюте для животных, ставят спектакли и выступают с ними во дворах и домах престарелых… Особенно востребован такой подход в сельской местности, где школа является центром местного сообщества, и вокруг нее концентрируется вся общественная и культурная жизнь села. Здесь чистят родники, оборудуют туристические тропы, обучают односельчан капельному орошению, выращивают районированный семенной картофель и т.п. и т.д.
Выдающийся психолог Сергей Леонидович Рубинштейн писал: «Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей».
В связи с этим хочу рассказать дзэнскую притчу «Большая разница».
Одного дзэнского мастера спросили:
– Что вы обычно делали до того, как стали Просветленным?
– Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца.
– А теперь, когда вы стали Просветленным, что вы делаете?
– Что же еще я могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца.
– В чем же тогда разница? Перед Просветлением вы делали это и после Просветления делаете то же самое.
Мастер засмеялся и сказал:
– Разница большая. Раньше мне приходилось делать это, а теперь все это происходит естественно. Раньше мне надо было делать усилие: перед тем, как я стал Просветленным, это было обязанностью, которую мне приходи- лось выполнять, делать нехотя, заставляя себя. Я делал это потому, что мне приказали это делать; мой учитель велел мне рубить дрова, поэтому я и рубил. Но в глубине души я злился, хотя внешне я ничего не говорил.
Теперь я просто рублю дрова, потому что знаю сопряженную с этим красоту и радость. Я ношу воду из колодца потому, что это необходимо. Это уже не обязанность, а моя любовь. Я люблю старика. Холодает, зима уже стучится, нам будут нужны дрова. Учитель с каждым днем все больше стареет; ему нужно больше тепла. Необходимо хорошо отапливать его жилище. Именно из этой любви я рублю дрова. Из этой любви я ношу ему воду из колодца. Теперь появилось большое различие. Нет неохоты, нет сопротивления. Я просто откликаюсь на момент и на текущую необходимость.
Дорогие читатели! Мир действительно меняет учитель. Но без любви Мир в лучшую сторону не изменить. Есть такое выражение: «Если вы не делаете того, что любите, так полюбите то, что делаете». Ведь почет и уважение общество воздает только тем, кто стал «источником света и тепла для других людей».
С уважением, редактор Л.Попова
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях, и гимназиях
Копирование материалов без ссылки на сайт запрещено
|
|