В 2011-2012 учебном году приказом управление образованием г. Алматы от 08.07.2011 №336 в нашей школе на базе 1 класса было введено инклюзивное обучение (интегрированное обучение с осуществлением полной интеграции детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс). В связи с этим был открыт логопедический пункт, в котором работают логопеды-дефектологи, имеющие специальное образование, опыт работы со слабослышащими детьми.
Это было совершенно новое, неизвестное направление в работе школы. Мы изучили практически все нормативно-правовые документы по данному вопросу, которые были предоставлены Управлением образования г. Алматы. Присутствовали на встрече с родителями будущих первоклассников и представителями ПМПК №1 С.К. Касимовой, И.А. Шемелевой, где получили первоначальное представление о включении детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс. В конце августа 2011 г. прошел круглый стол с участием преподавателей КазНПУ им. Абая А.К. Жолмухамедовой, С.А. Асимбековой, учителей школы Н.И. Шубиной, В.И. Захаровой, А.Т. Малаевой, которым предстояло начать работу по инклюзивному образованию, и администрацией школы. На первом установочном собрании родителей 1-х классов присутствующие получили информацию по инклюзивному образованию и просмотрели социальный ролик.
Адаптационный период двух детей прошел нормально, а с родителями третьего ребенка был проведен школьный психолого-медико- педагогический консилиум, потому что после прохождения соответствующего учебного материала у ученицы не наблюдалось положительной динамики в усвоении программы государственного стандарта общеобразовательной школы. Было вынесено решение по определению дальнейшего образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка.
Хочу отметить большую роль и ответственность родителей, имеющих слабослышащих детей. Наши родители Динара и Светлана приложили максимум усилий, чтобы их дети учились в общеобразовательном учреждении, то есть их дети прошли коррекционно-развивающее обучение в раннем и дошкольном возрасте, имели достаточно хорошую подготовку к школе, умели читать, писать. Думаю, что адаптационный период этих детей прошел нормально, потому что для них были созданы условия:
Первое условие – дифференциация и индивидуализация процессов обучения.
Второе условие – предварительно были подготовлены все участники общеобразовательного процесса (дети, родители, учителя, руководители системы образования) к взаимодействию и сосуществованию с учащимися, имеющими отклонения в развитии. Хотя, я считаю, что данное условие находится только на первоначальном уровне.
Третье условие – специальная подготовка и своевременное консультирование учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Это условие тоже еще не выполнено на все 100%. Важным шагом для осуществления этого условия должен быть специальный курс подготовки учителей, приступающих к работе с такими детьми, и переподготовка – для уже работающих.
Четвертое условие – специальное психолого- медико-педагогическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями. Это условие выполняется, т.е. дети с кохлеарными аппаратами при наличии в школе логопедического пункта и работающих в нем специалистов получают специализированное медико-психолого-педагогическое сопровождение.
Пятое условие – мониторинг учебных достижений школьников с ограниченными возможностями и корректировка индивидуального образовательного процесса. Оно находится на первоначальном этапе, т.е. учителя, работающие с этими детьми, проводят в процессе своей работы образовательный мониторинг, который позволяет учителю своевременно реагировать на трудности, возникающие у детей в процессе обучения, и организовать не- обходимые мероприятия по их преодолению, восполнению пробелов в знаниях.
Для плодотворной работы с детьми с особыми образовательными потребностями школе необходимо дополнительное финансовое подкрепление, программно-методическое и дидактические обеспечение, кадровое обеспечение (дополнительные штатные единицы). Думаю, что необходимо разработать стандартизированные оценочные средства, инструменты, определяющие уровень учебных достижений школьников с ограниченными возможностями в развитии, учитывающие особые образовательные потребности и ограничения этих детей. В дальнейшем подготовку кадров надо осуществлять уже в педагогических колледжах и вузах с включением образовательных курсов «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Специальная методика преподавания предмета».
Думаю, что возложенные на педагогический коллектив обязанности по интеграции школьников с ограничениями в развитии будут выполнены, а предполагаемые изменения в данном направлении поддержат включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс и сделают школы доступными для этих детей. Доступными не только в возможности физического доступа, но и в возможности развиваться в индивидуальном темпе, получать качественное образовании, соответствующее возможностям каждого школьника.
|